В связи с крупным пожаром, произошедшим во вторник, 17 мая, в центре Москвы, столичный Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». В огне погибли семь человек, еще девять пострадавших доставлены в больницы.
Огонь вспыхнул около шести утра в трехэтажном здании 1908 года постройки, расположенном по адресу Большой Афанасьевский переулок, дом 7, строение 2. Ветхий дом подлежал расселению, но там еще проживали люди: три семьи на верхних этажах, а в цокольном гастарбайтеры из Таджикистана, работающие дворниками. По информации МЧС, очаг возгорания располагался как раз на цокольном этаже.
Первые спасательные отряды были на месте происшествия уже через пять минут. К этому времени пламя успело распространиться по всему подвалу и прорваться на второй этаж. Оказавшись в огненном плену, люди в отчаянии собирались прыгать из окон и выбегали на балконы с криками о помощи.
Площадь пожара составила 100 кв. метров. Борьбу с огнем вели 15 пожарно-спасательных подразделений. По пожарным лестницам с третьего этажа удалось эвакуировать 20 человек. Но семь человек — все они уроженцы Средней Азии — погибли, отравившись продуктами горения, еще девять, в том числе двое детей, были доставлены в московские больницы.
Пожар был ликвидирован в 6.57. По словам начальника пресс-службы столичного МЧС Евгения Бобылева, рассматриваются две возможные версии возгорания — это нарушение правил использования электроприбора (электроплитки) или неосторожное обращение с огнем.
Очевидцы, в свою очередь, говорят, что дом могли и поджечь.
«Это был дом жилой, который собирались сносить, — приводит слова местных жителей „КП“. — Видимо, временно сюда заселили гастарбайтеров, как мы думаем. Они обслуживали район — убирались во дворах. Абсолютно честные и добросовестные люди. И нам кажется, что это какая-то диверсия. Здесь хотят строить новое здание и, видимо, кому-то хочется побыстрее снести старое. И поэтому произошел поджог».
Расследование уголовного дела поручено следственному отделу по Центральному административному округу. Группа следователей начала работать на месте происшествия сразу же после того, как огонь был потушен. Для организации неотложных следственных действий в Большой Афанасьевский во вторник утром лично выезжал руководитель главного следственного управления СК РФ по Москве Вадим Яковенко.
Статья 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по которой возбуждено дело предусматривает наказание до четырех лет лишения свободы. Но обвинение пока никому не предъявлено.
В то же время известно, что сгоревший дом не однократно проверяли инспекторы пожарного надзора. В 2008 году по их представлению Хамовнический суд даже приостановил эксплуатацию здания на 90 суток. Последняя плановая проверка прошла в минувшем феврале, и снова были найдены нарушения правил пожарной безопасности.
«Юридическое лицо ответственное за эксплуатацию здания было оштрафовано», — сказали в столичном управлении МЧС.
Одновременно со следователями и пожарными свою проверку проводит Федеральная миграционная служба (ФМС), которая заинтересовалась вопросом законности пребывания жильцов сгоревшего дома на территории России.
По словам и.о. пресс-секретаря ФМС Залины Корниловой, в здании жили мигранты их Таджикистана, которые работали в компании, занимающейся благоустройством территории. Предварительная проверка установила, что ранее эти люди обитали в полувыселенном здании на Остоженке, где они были обнаружены в ходе проверки, которую провели миграционная служба и прокуратура.
«После каждой проверки выселенных домов мы уведомляем все заинтересованные ведомства о том, что такие дома представляют потенциальную опасность», — сказала Корнилова.
Злополучный дом в Большом Афанасьевском, как сообщил агентству NEWSmsk.com. источник в мэрии Москвы, стоит в программе расселения на протяжении восьми лет. Официально на момент пожара в нем проживали три семьи на третьем этаже.
По его словам, «управляет домом ТСЖ „Афанасьевский, 7“. Но эксплуатирует здание другая организация, а расселением занимается частный инвестор».
"Таким образом, ответственность за гибель людей, скорее всего, понесут председатель ТСЖ, руководство эксплуатирующей организации и частного инвестора, обязанного переселить людей из ветхого жилья", — подчеркнул источник.
О постояльцах цокольного этажа он ничего не сказал.
Между тем, бывший префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь рассказал «СП», что к подобным трагедиям чаще всего приводит порочная практика несоблюдения элементарных законов со стороны контролирующих органов.
«СП»: — Нынешний случай ведь не единственный?
— С сожалением могу сказать, что этот пожар — не первый, и, скорей всего, не последний. Около года назад в Центральном округе также горело старое здание, где жили гастарбайтеры, и тогда тоже погибли люди. За это бывший префект ЦАО Александров получил выговор от мэра (от предыдущего, естественно).
«СП»: — Есть предположение, что погибшие проживали в этом доме незаконно. Возможно ли такое, без ведома управы?
— Да нет, конечно. Поверье мне, управы уже точно знают: что где происходит, и кто где живет. И не только управы. Это, кстати, знает участковый. На сто процентов любой участковый знает, в каком подвале кто живет и пребывает на «его земле», но, как мы можем догадаться, для кого-то это просто превратилось в форму заработка. Знаете, как бывает — знаешь, но молчишь. Поэтому не приходится удивляться, что во время таких вот пожаров массово гибнут люди.
«СП»: — То есть, вы хотите сказать, что проблема в коррупции?
— Коррупция — это когда есть решение суда. Но мы же понимаем, что с участковым можно всегда договориться, и это будет намного дешевле. Поэтому та же самая ситуация с наркоточками, борделями… Ну, не может участковый не знать, что происходит у него под носом.
«СП»: — Как же бороться с подобными вещами: чтобы все было по закону, чтобы не гибли люди?
— По закону трудовые мигранты должны жить в гостиницах, в специальных общежитиях, где соблюдаются все правила пожарной безопасности. Но стараются на этом сэкономить, чтобы больше в карман себе денег положить… В свое время я был председателем комиссии по миграции, и когда компании приносили свои потребности в мигрантах трудовых, то необходимо было указать, где они будут жить, где будут получать медицинскую помощь, где будут питаться. Для приглашения необходимо было расписать даже рацион работников. Все данные комиссии предоставлялись исправно и в полном объеме. Но на самом деле ничего из этого не соблюдалось. Понятно, что такая экономия в результате отражается на безопасности и здоровье людей.
«СП»: — Какая-то безысходность получается?
— Пока, да. Должны быть четкие правила и жесткий контроль. А на сегодняшний день закон обойти не сложно, если очень хочется.
Префект Центрального округа Сергей Байдаков пока никак официально не прокомментировал случившееся. Но ЧП явно не добавит ему авторитета. Напомним: недавно мэр Москвы Сергей Собянин наказал префекта штрафом в 100 тысяч рублей за инициативу парковок по 500 рублей в час.
«Нетрудно посчитать, что в течение месяца человек должен заплатить около 100 тыс рублей. Это полная несуразица, но коль уже выступил с такой инициативой, я предлагаю эксперимент провести на нем самом. Его служебная машина пусть в течение месяца платить по 500 рублей в час, а чтобы упростить расчеты мы у него вычтем 100 тыс рублей из его заработной платы, — предложил Собянин. — Если ему это понравится, то мы это будем делать каждый месяц. Мы должны быть открытыми. Но при этом надо думать, что мы говорим и не выступать с разного рода дурацкими инициативами, которые не входят в вашу компетенцию».