Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
16 февраля 2009 10:02

Глухие и слепые супер-подлодки чуть не утопили друг друга

В Атлантике столкнулись две атомные субмарины с ядерными боеголовками на борту

673

Атомные подводные лодки HMS Vanguard британского ВМФ и французская Le Triomphant столкнулись на большой глубине в середине Атлантического океана. Столкновение субмарин, каждая из которых несла на борту ядерное оружие, сообщает сегодня The Sun.

«Возможные последствия этого инцидента даже трудно себе представить. Если не ядерный взрыв, то вполне могла произойти утечка радиации», — цитирует NEWSru.com заявление некоего высокопоставленного источника в британском ВМФ, сделанное для The Sun. «Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием», — отметил он.

На обеих субмаринах находится примерно 250 членов экипажа, каждая подлодка несет по 16 баллистических ракет.

Столкновение Vanguard и Le Triomphant в Атлантике произошло в ночь на шестое февраля, но известно о нем стало только сегодня. Да и то — официальных комментариев со стороны ВМФ двух стран не последовало, а The Sun ссылается на анонимный источник в министерстве обороны Великобритании.

— Ядерный взрыв вряд ли мог произойти, — успокаивает источник газеты, — однако радиоактивная утечка могла случиться. В худшем случае мы потеряли бы экипаж и боеголовки. Это была бы национальная катастрофа

Британская лодка, была отбуксирована на военно-морскую базу в Шотландии Faslane, а Le Triomphant, несмотря на то, что гидроакустическая система получила значительные повреждения, добралась до порта на западе Франции своим ходом. Сообщается, что каждая из них может нести до 48 боеголовок в 16 ракетах.

Представитель министерства обороны Великобритании отказался комментировать действия подлодок.

Ранее французское командование сообщило, что при погружении подлодка столкнулась с неким неопознанным объектом. France-Presse со ссылкой на Министерство обороны Франции сообщает, что угроза утечки радиации не возникла. Никто из членов экипажа не пострадал.


Прокомментировать инцидент мы попросили капитана 1 ранга в отставке Игоря Кирилловича Курдина, ныне возглавляющего Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников. Одного из авторов книги «Гибель атомного подводного крейсера К-219», посвященной аварии советской подлодки осенью 1986 года у восточных берегов Америки. Тогда мгновения отделяли атомный реактор от расплавления, если бы он взорвался, считают эксперты, последствия радиоактивного заражения затмили бы Чернобыльскую катастрофу. Существует версия, что К-219 столкнулась с американской субмариной.

СП: — Игорь Кириллович, в чем обычно причина подобных столкновений?

— Чаще всего в основе столкновений, как надводных, так и подводных судов — человеческий фактор. То ли люди в прострацию впадают, то ли их не научили оценивать обстановку, то ли еще что-то, но именно люди становятся причиной почти всех столкновений. Подобные столкновения происходят постоянно — сталкиваются подлодки разных государств и одного государств… Подводные лодки в толще воды — это то же самое, что самолеты в воздушном пространстве. Но есть одна существенная разница — для движения подлодок не существует никаких правил. Их просто не создали. Не написаны еще международные конвенции на сей счет, хотя вопрос неоднократно поднимался между подводниками разных стран. Я думаю, задачка, увы, не имеет решения. Какие правила движения можно выработать, между подводным флотом двух противостоящих армий? Это невозможно. Подлодка, едва выйдя с базы, тут же начинает выполнять боевое задание.

Второе — навигационные возможности современных подлодок, которые к тому же становятся все тише и тише, сильно преувеличены. Когда вы слышите в каком-нибудь американском боевике, фразу: «Вражеская подлодка идет на глубине 100 метров…» — не верьте, это полная глупость. Современная аппаратура не способна определить глубину соседней подлодки. А если лодка идет на предельной скорости, шум воды таков, что определить даже собственные координаты невозможно — лодка летит вглухую и вслепую.

СП: — Чем чреваты подобные столкновения?

— К счастью, скорость АПЛ на глубине не очень высока — порядка 10 км в час, поэтому при столкновении повреждения не очень трагичны. Вообще за всю историю существования субмарин, серьезные повреждения, полученные при столкновениях, можно сосчитать по пальцам.

СП: — Были версии, что причиной гибели АПЛ «Курск», тоже стало столкнулась с американской субмариной?

— Мне приходилось беседовать со многими специалистами. Естественно их фамилии я вам никогда не назову. Так вот, 8 из 10 уверены, в том, что во взрыве торпедного отсека «Курска» американцы абсолютно не виновны. Если бы взрыв произошел вследствие столкновения, американец лежал бы на дне рядом с «Курском».


Евгений Мясников, специалист Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии:

— Столкновения подлодок демонстрируют, что уровень шумности современных субмарин настолько мал, что бортовая гидроакустическая аппаратура в принципе не позволяет осуществлять непрерывное слежение за АПЛ в широком диапазоне погодных условий, тем более, если последние стремятся действовать скрытно.

Кстати, несмотря на окончание «холодной войны» и потепление международного климата вблизи Кольского полуострова и полуострова Камчатка — то есть там, где проходят маршруты российских стратегических подводных лодок в районы их развертывания — продолжают находиться по 2−3 американские многоцелевые лодки. Американские лодки по-прежнему, пытаются предпринимать попытки слежения за российскими лодками, подвергая их и себя неоправданному риску.


Из досье «СП»

Подводная лодка Le Terrible типа Le Triomphant — новейшая французская АПЛ в настоящее время проходит ходовые испытания и согласно планам Минобороны Франции должна войти в состав ВМС страны в 2010 году. Строительство началось в 2000 году. В качестве вооружения используются межконтинентальные баллистические ракеты, дальность действия которых — 8000 километров. Полное водоизмещение субмарин составляет 14300 тонн, скорость подводного хода — 25 узлов. Экипаж каждой подлодки — более 110 человек.


Самые известные случаи столкновения подлодок в мировом океане

14 марта 1970 г. советская подлодка обгоняла американскую подлодку «Стерджен» в Баренцевом море и задела слева верхнюю часть ходовой рубки, оторвав от нее металлические плиты.

В июне 1970 г. произошло одно из самых тяжелых в «холодной войне» столкновений американской подлодки «Тотог» (бортовой номер SSN-639). Она столкнулась с советской подлодкой «К-108» (по натовской классификации «Эхо I») недалеко от Петропавловска-Камчатского.

В 1970 г. президенту США Никсону сообщили, что звуки, записанные с гидролокатора, указывают на то, что советская лодка утонула. Уже после распада Советского Союза Борис Багдасарян, бывший командир советской подлодки, выступил с заявлением, что он командовал той подлодкой, которая столкнулась с «Тотог», и что экипаж субмарины не погиб, а благополучно возвратился на базу.

В 1970 г. американская подлодка «Дейс» в Средиземном море ударилась о какое-то препятствие, накренилась на борт. Ее экипаж был почти уверен, что их ударила советская подлодка .

В марте 1971 г. в 17 морских милях от советского побережья американская подлодка спецпроекта «Холистоун» столкнулась с советской подлодкой .

В конце 1971 — начале 1972 г. американская подлодка «Паффер» (бортовой номер SSN-652) столкнулась с советской дизельной подлодкой недалеко от Петропавловска-Камчатского, советская подлодка неожиданно погрузилась во время завершения лодкой «Паффер» разведывательного галса. Обе лодки двигались очень медленно, и, как говорят члены экипажа «Паффер», им показалось, что советская лодка просто «приземлилась» на американскую лодку, слегка коснувшись ее.

В мае 1974 г. американская подлодка «Пинтадо» столкнулась с советской подлодкой в советских территориальных водах на подходах к Петропавловску-Камчатскому. В момент столкновения обе лодки находились на глубине около 60 м. По словам экипажа, на подлодке «Пинтадо» в результате столкновения была почти полностью разбита антенна гидролокатора. Заклинило крышку торпедного аппарата и были повреждены горизонтальные рули. Вскоре после столкновения советская подлодка всплыла. По мнению экипажа, подлодка «Пинтадо» подошла близко к советской гавани, чтобы проверить систему подводной обороны. После столкновения «Пинтадо» срочно покинула место происшествия.

3 ноября 1974 г. американская подлодка «Джеймс Мадисон», выходя из базы Холи Лох (Шотландия), столкнулась в Северном море с советской многоцелевой подлодкой. Во время погружения подлодка «Мадисон» почти села на советскую лодку, которая была скрыта своими шумовыми помехами.

В конце 1981 г. британская многоцелевая атомная подлодка «Скептр» столкнулась с советской атомной подлодкой, за которой она следила в арктических водах. По словам британского офицера, подлодка «Скептр» во время слежки на 30 минут потеряла из виду преследуемую лодку, затем последовал толчок.

В октябре 1986 г. американская подлодка «Аугуста» в Атлантике во время испытаний новой высококомпьютеризированной гидролокационной системы, которая, как полагали, должна была облегчить обнаружение других судов, ударилась о советскую атомную субмарину.

Вначале американцы категорически отрицали, что они причастны к гибели ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-219». Однако в середине 90-х гг. некоторые американские подводники признались в том, что «Аугуста» врезалась именно в «К-219» в районе крышки ракетной шахты N 6, повредила ее, в результате чего в шахте произошла утечка ракетного топлива. Дальнейшее развитие этой аварии привело к гибели ракетоносца. Это и было показано в вышедшем в 1997 г. фильме «Враждебные воды». Однако и по сей день члены экипажа и сотрудники военно-морской разведки говорят, что «Аугуста» не ударяла подлодку типа «Янки». Она столкнулась с подлодкой типа «Дельта I».

24 декабря 1986 г. Британская подлодка «Сплендид» наблюдала за тяжелым подводным крейсером системы «Тайфун» Северного флота на учебном полигоне в Баренцевом море. Когда советская подлодка заметила слежку, то попыталась скрыться. Командир британской лодки допустил ошибку при маневрировании, в результате советская лодка коснулась британской лодки, оборвав при этом ее буксируемую антенну гидролокатора. «Тайфун» возвратился в базу, обвитый буксиром от британского гидролокатора.

Февраль 1992 г. В результате попытки скрытного слежения атомная субмарина «Батон Руж» (тип «Лос Анджелес») столкнулась с российской АПЛ «Сьерра». Этот инцидент примечателен тем, что он произошел в районе, который Россия относит к своей 12-мильной зоне. В районе столкновения проходят маршруты российских подводных лодок, базирующихся в Мотовском и Кольском заливах.

Март 1993 г. Американская подлодка «Грейлинг» (тип «Стержен») столкнулась с российским стратегическим ракетоносцем «К-407» («Дельта-4»). Инцидент произошел в Баренцевом море также в результате попытки скрытного слежения. Обошлось без человеческих жертв, но случись столкновение «Грейлинг» и «К-407» на 20 секунд позже, американская лодка протаранила бы ракетный отсек российской лодки. Вероятнее всего, взрыв в результате утечки ракетного топлива уничтожил бы обе субмарины. На глубине мелководного Баренцевого моря оказались бы две лодки с не заглушенными ядерными реакторами и по меньшей мере 64 ядерные боеголовки.

19 марта 1998 г. столкнулись подлодки «Кентакки» и «Сан Хуан». Случилось это вблизи побережья острова Лонг Айленд (штат Нью Йорк). В момент столкновения стратегическая подводная лодка «Кентакки» (тип «Огайо») находилась на поверхности, а многоцелевая ПЛА «Сан Хуан» (тип «Лос Анджелес») — под водой. По официальным данным ВМС США, лодки получили незначительные повреждения и направились в базу Гротон для проведения докового осмотра. Жертв не было. Столкновение стало результатом ошибок экипажей обеих подводных лодок.

11 февраля 1998 г. американская многоцелевая атомная подводная лодка потопила южнокорейское рыболовное судно. Это произошло в 7 километрах от побережья Южной Кореи.

Эксперты российского ВМФ не исключают, что стратегический ракетоносец «К-219» проекта 667АУ («Янки») погиб в Атлантическом океане в октябре 1986 г. именно в результате столкновения с американской подводной лодкой. Через несколько дней после гибели «К-219» в базу ВМС США пришла многоцелевая ПЛА «Аугуста» с повреждениями корпуса.

Столкновение с американской подводной лодкой могло явиться и причиной гибели ракетной подводной «К-129» проекта 629А («Гольф») в 1967 г. в Тихом океане. Существуют достаточно веские предположения об именно таком сценарии обеих катастроф, но нет убедительных доказательств.

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Вадим Трухачёв

Политолог

Яков Кедми

Руководитель израильской спецслужбы «Натив» в 1992-1999 г.г.

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня