В подмосковных Бронницах в понедельник произошла катастрофа, потрясшая этот небольшой город в самом буквальном смысле. Мощный взрыв уничтожил несколько квартир пятиэтажного дома на Москворецкой улице (д. 42), есть десятки пострадавших, появилась информация о двух погибших, которую в МЧС, впрочем, не подтверждают. Пожар, разразившийся сразу после взрыва, имел площадь около 250 кв. м.
«Мы как раз ехали с Бронницкого рынка, когда прогремел взрыв, — рассказала жительница находящейся в 10 км. деревни Вишняково Аида Г., — Грохот было слышно даже на другом конце Бронниц. Мы так перепугались! А потом уже и дым стал виден». Таким образом, мощность взрыва, раздавшегося приблизительно в 15.45 мск, была такова, что звук был слышен за несколько километров.
Даже через три часа после взрыва пожарные все еще борются с огнем, на месте происшествия собрались практически все представители экстренных служб города. Всех жителей так и не успели сразу эвакуировать из горящего здания — на верхних этажах двух из четырех подъездов, пострадавших от взрыва, оставались люди.
По всей вероятности, причина несчастья — не теракт и не беспечность хозяев. Всё гораздо хуже: жители дома были, похоже, обречены на смертельный риск из-за изношенных коммуникаций и общего плачевного состояния «хрущевки».
На тушении пожара и его обеспечении работают более 150 человек (не считая полицейского оцепления). Тем не менее, ликвидировать все очаги загорания не удается: дом по-прежнему пылает. «Там просто страшно, кошмар, — рассказали изданию „Газета.Ru“ сотрудники ресторана „Императрица“, находящегося в соседнем доме. — Видно, что дом горит и сзади, открытый огонь идет из окон». В блогах уже появились фотографии горящего здания.
Источники СМИ в правоохранительных органах уже сообщали, как минимум, о двоих погибших. При этом ссылались на ГУ СК по Московской области, специалисты которого также работают на месте катастрофы. Говорилось также, что администрация Бронниц уже располагает сведениями о личности одного из погибших: это мужчина по фамилии Кажичкин, которого практически сразу после взрыва придавило обрушившейся плитой в одной из квартир верхнего этажа. Но точно все станет известно, когда начнется разбор завалов.
Пока же известно о 15 пострадавших — им была оказана медпомощь, часть госпитализированы с тяжелыми травмами. Как минимум одного из тех, кого спасатели вынесли из горящего дома, увезли на реанимобиле.
Всего пострадали, так или иначе, до 30 квартир дома на Москворецкой улице. В них были зарегистрированы 87 человек. Всего же в пострадавшем от взрыва и пожара здании прописаны 169 жителей Бронниц.
На месте, как и полагается в таких случаях, работают и газовщики, и представители властей, и следственные бригады. Пока ни о каких официальных версиях причин взрыва и пожара говорить не приходится — ведь дом еще не потушили. Однако на словах практически все работающие сейчас на месте происшествия люди говорят: это не теракт, а чисто бытовой взрыв. А если так, то остается, по большому счету, две версии: неосторожное обращение с газом одного из жильцов и техническая неисправность газовых сетей.
Представители администрации Бронниц — в том числе находящаяся на месте происшествия пресс-секретарь мэрии города Елена Патрушева — говорят, что дом раньше был на весьма хорошем счету. «Здание не ветхое, не аварийное, расположено в благоустроенном районе, рядом хорошая детская площадка», — заявила Патрушева. Газовые службы также отметили, что не имели претензий к оборудованию дома. Проверка и опрессовка газового хозяйства проводились своевременно по графику, заметили в эксплуатационной службе.
Между тем, пострадавший дом можно назвать беспроблемным лишь по российским меркам, да и то — с некоторой натяжкой. Построенная по типовому проекту в 1972 году (данные из базы риелторского агентства), пятиэтажка так и не увидела капитального ремонта. Бронницы не прошли и через сплошную замену газовых подводов на наружные, которая была произведена в Москве — впрочем, к данной катастрофе это отношения наверняка не имеет, поскольку взрыв прогремел не в подвале здания, а на одном из верхних этажей.
«Я знаю одну девочку, родители которой живут как раз в этом доме, — рассказала „СП“ Лариса Николаевна, учитель средней школы из Бронниц. — У них дома был неплохой ремонт, только недавно окна поменяли. Жалко, что всё вот так пропало теперь». Отметим, что из-за относительной близости Бронниц к Москве квартиры в городе стоят довольно больших денег: в частности, «двушка» в однотипном доме на Советской улице сейчас предлагается за 2 млн 900 тысяч рублей.
— Значит, у нас тут любая пятиэтажка может грохнуть в любой момент?.. — В голосе Аиды Г. из Вишнякова больше любопытства, чем беспокойства: она живет в доме на одну семью. К тому же, газ к их деревне всё никак не подведут — службы, ведающие подключением, требуют за это сумасшедших десятков тысяч долларов. Учитывая данную в ощущениях опасность голубого топлива — тянет смириться с многотысячными счетами за электричество (отопление в современных деревенских домах без газификации — тоже «из розетки»).
Куда тревожнее должно быть обитателям жилплощади в подмосковных многоэтажках. Рассчитанные на довольно высокую (по советским меркам) культуру эксплуатации, в постсоветское время изрядно поношенные «хрущевки» и «брежневки» потихоньку деградировали — и, похоже, начали сдавать по-настоящему. Как-будто злая усмешка: катастрофические сбои начались тогда, когда жилплощадь в тех самых подмосковных хрущевках начала стоить «реальных» денег. Когда квартиры, подобные тем, что в Бронницах за секунду обратились в прах, начали стоить примерно как домики в теплой нероссийской провинции у моря.
«Из родного Серпухова я сбежала именно поэтому, — рассказывает проведшая в этом городе детство Анна Борисова. — Когда в 16-этажке то и дело нет то света, то воды, то лифта, а по стыкам панелей гуляет ветер — захочется уехать куда угодно, а лучше, конечно, в Москву». В то же время, разумеется, шел (и продолжается) обратный процесс: в поисках жилья подешевле в подмосковные многоэтажки вселяются и москвичи, и иногородние.
— То, что наша инфраструктура в конце концов все-таки «рванет» — это вопрос времени, — говорили специалисты Центра защиты населения от техногенных катастроф еще в 2009 году, после крушения Саяно-Шушенской ГЭС. Тогда многие не принимали подобные предупреждения близко к сердцу. Сейчас любой — даже москвич и житель столичных окрестностей — рискует почувствовать это на своей жизни. Или кошельке.
Каждый год в России происходит более сотни взрывов бытового газа. Несколько лет назад обсуждалась инициатива оснастить дома газоанализаторами, похожими на шахтерские приборы. Однако до ума тогда идею так и не довели.
Зато понятно другое: люди, которые вмиг лишились своего жилья, еще долго, если не до конца жизни, будут мыкаться по съемным углам, обивать пороги чиновников, умоляя предоставить им квартиру. В большинстве случаев все заканчивается предоставлением какой-нибудь развалюхи — живите и больше не просите.
Ночью вокруг дома было выставлено оцепление. А во вторник утром спасатели продолжили разбор завалов. Комиссия по ликвидации последствий взрыва определила несколько версий случившегося. Основная из них, по словам заместителя председателя правительства Московской области Василия Громова, связана с неквалифицированными ремонтными работами, которые, предположительно, проводились в здании.
Кроме того, не исключается, что в доме могли изготавливать взрывное устройство. «Версии разные рассматриваются, но только не теракт. Могли изготавливать в какой-то из квартир террористический предмет, но навряд ли бы кто-то здесь закладывал взрывное устройство», — сказал Громов. Он также отметил, что незакрытый вентиль или не отключенная газовая колонка вряд ли могли стать причиной взрыва — в этом случае жильцы бы почувствовали запах газа.
В 16:14 вторника оперативный штаб сообщил, что при разборе завалов найдено тело мужчины. Его личность устанавливается. Тем временем, жильцы дома в Бронницах, частично разрушенного в понедельник взрывом, начали сбор подписей за полный снос дома: власти решили снести только два подъезда, а остальную часть дома отремонтировать.
Фото: vesti-moscow.ru, Nikita Batalov