20 октября 6 часов 02 минуты по московскому времени в Амурской области потерпел катастрофу самолет Су-24. «Это произошло на аэродроме военной базы Украинка. При посадке самолет перевернулся и загорелся. Экипаж — пилот и штурман — погиб», — сообщил официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик. Он также рассказал, что Су-24 совершал перелет из Воронежа на авиаремонтный завод в Воздвиженку для планового ремонта. На аэродроме Украинка экипаж намеревался дозаправиться, но при посадке произошла трагедия.
ЧП случилось на фоне проходящих на Дальнем Востоке четырехдневных командно-штабных учений, в которых участвуют стратегические бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-95МС, дислоцирующиеся в частях Серышевской авиационной базы дальней авиации ВВС.
По словам представителя прокуратуры Восточного военного округа Андрея Метченко, которые приводит «Интерфакс», прокуратура Белогорского гарнизона по факту крушения самолета уже начала проверку, в первую очередь по вопросам обеспечения безопасности полетов. «В настоящее время выясняются причины и обстоятельства катастрофы», — заметил он.
«По предварительным данным, причиной катастрофы стал отказ одного из узлов самолета», — заявил журналистам представитель Минобороны.
Информационное агентство «Порт Амур» приводит сообщение из компетентного источника о том, что при посадке у самолета сложились стойки шасси, после чего он вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся…
Безопасность полетов Су-24 давно вызывает тревогу у специалистов. Эта машина была принята на вооружение в 1975 году и выпускалась до 1993 года. До сих пор российские ВВС применяют несколько сотен машин этой модели.
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение катастрофы происходили достаточно регулярно, а в последние годы — просто лавинообразно. С 2000 года по настоящее время разбилось не менее 13 боевых машин в ходе учебных полетов и две — во время грузинско-южно-осетинского конфликта.
Большинство аварий мирного времени происходило из-за неполадок в стареющей технике.
Вот несколько примеров. В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем — из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.
В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск фронтовой бомбардировщик Су-24МР упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление.
17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но она сгорела полностью.
В списке катастроф большей частью фигурируют «сушки» 455-го бомбардировочного полка 105-й смешанной авиадивизии, которая базируется в Воронеже. Причины ЧП в том, что Су-24М, находящиеся на вооружении 455-го полка, уже достаточно изношенные — многим больше 20 лет, и им продлевали срок эксплуатации.
Почти после каждой катастрофы Министерство обороны приостанавливает полеты этих типов самолетов до выяснения причин. Поразительно то, что, выяснив их (а это, как правило, изношенность техники), военачальники вновь разрешают летать на старых самолетах, ведь заменить их нечем.
Вспомним, 15 марта 2006 года Су-24М 455-го бомбардировочного полка упал в 56 километрах к юго-западу от Воронежа. Летчики катапультировались и остались живы. На земле жертв и разрушений также не было. Полеты «сушек» были приостановлены. По факту аварии следствие возбуждало уголовное дело по статье 351 УК РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним», но результаты расследования так и не были публично озвучены. Неофициально же, причиной аварии называли износ оборудования. Тем не менее полеты были возобновлены.
Другой случай, 19 декабря 2008 года неподалеку от села Мосальское Каширского района разбилась «сушка» того же полка. Авария произошла во время выполнения планового учебного полета. Тогда приказом главкома ВВС России Александра Зелина все полеты на Су-24М были приостановлены до выяснения обстоятельств случившегося. Военным следственным отделом по воронежскому гарнизону было возбуждено дело по статье 351 УК РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». Причиной инцидента, согласно отчетам летчиков, стал отказ двух гидросистем. Тем не менее полеты были тут же возобновлены. И таких «ложных» запретов в последние годы только по сообщениям в прессе можно насчитать не менее пяти.
Во время состоявшегося в январе 2011 года судебного заседания по факту гибели 17 февраля 2010 года Су-24 в Пушкино Ленинградской области прозвучали такие оценки специалистов: оставшиеся еще со времен Советского Союза самолеты уже давно пора списывать, летать на них небезопасно из-за большого износа. Хватит уже летать на дровах. Достаточно при нагретом двигателе любого нарушения герметичности топливной системы — и самолет выгорает дотла, ведь авиационный керосин — это не бытовой газ, вспыхивает он очень хорошо, даже просто попадая на раскаленный металл. А в случае с аварией в Пушкино для нарушения герметичности хватило последнего резкого усилия, приложенного к самолету при посадке, — рывка от раскрытия тормозного парашюта.
После нынешней аварии, случившейся 20 октября 2011 года, наверняка снова будут приостановлены полеты — до выяснения причин катастрофы. Но скорее всего ненадолго, ведь вместо того, чтобы создавать новые самолеты, Министерство обороны большей частью специализируется на статистике потерь.
После катастрофы не прошло и пяти часов, а Минобороны устами своего представителя полковника Дрика сообщило для печати о том, что во всем виноваты пилоты. Следствие только началось, а арбатские ясновидящие уже дали военным прокурорам наводку: мол, стойка шасси обломилась в результате жесткой посадки. Теперь даже приостанавливать полеты не имеет смысла. Минобороны все ясно и так.
Фото: mil.ru