Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Происшествия
31 октября 2011 18:22

Самоубийственный Петербург

За неделю в городе из окна по собственной воле выпрыгнули трое подростков

536

В воскресенье вечером в Приморском районе Петербурга две 15-летние девушки, ученицы школы № 655, выбросились с 10 этажа дома № 50 по Богатырскому проспекту. Они обе здесь жили, вместе учились. Следственный комитет России по Санкт-Петербургу утверждает, что подруги шагнули из окна по очереди. Хотя есть свидетельство очевидцев, что они прыгнули, взявшись за руки, и что-то сказали друг другу напоследок. Так или иначе, Карина и Вероника погибли на месте.

Рядом были найдены две записки. В них девушки указали имена молодых людей — Руслан и Дмитрий, — которых они просят винить в своей смерти. Школьницы попросили прощения у родителей и пояснили, что больше не могут жить из-за неразделенных чувств к молодым людям. По версии следствия, девушек могли довести до самоубийства: уголовное дело заведено по статье 110 УК РФ.

Это уже второе подростковое самоубийство в Петербурге за неделю (если не считать, что в прошлые выходные в пролет между перилами с десятого этажа упала 17-летняя Яна Нилова — дочь депутата ЗакСа Олега Нилова. Отец не верит в самоубийство). Как мы уже сообщали, в минувшую среду, 26 октября в школе № 163 Центрального района Петербурга из окна кабинета русского языка и литературы на четвертом этаже выбросился 12-летний мальчик: ему поставили двойку за четверть по русскому. Правда, в предсмертной записке шестиклассник просил преподавателя в его смерти не винить.

А кого винить? В беседе с корреспондентом «Свободной прессы» об этом размышляют специалисты. Учитель лицея № 581 Приморского района Константин Белов:

«СП»: — Что делается в школах, чтобы предупредить суицидальное, депрессивное поведение подростков?

— Это проблема не новая, об этом, если не ошибаюсь, спрашивали ещё Макаренко, он как раз считал, что если мы пойдем на поводу у детей и станем выставлять завышенные оценки, то увеличим риски, потому что ребенок может этим манипулировать. Если об этом часто говорить и писать, то у некоторых детей может возникнуть такое ложное ощущение, что можно так надавить на взрослых. Даже если ребенок дошел до такого шага формально из-за оценок, дело тут не в плохой оценке, она могла быть катализатором каких-то его внутренних проблем. Школе это не решить, это проблемы общества.

«СП»: — Общество больно, это известно. И что теперь — всем прыгать из окон?

— Вот девочки прыгнули из-за несчастной любви. У психиатров есть понятие «патологическая любовь», которую надо лечить и корректировать. Патологические виды любви — они есть.

То, что случилось с девочками — большая проблема. Потому что люди теряют смысл жизни. А подростки это чувствуют гораздо жёстче. Когда вот эта единственная их влюбленность, единственный свет в окошке, и кроме него нет никакого смысла… А что в обществе происходит? Смысл жизни сводится к чему? У нас школа на этом построена — мы должны воспитывать успешного человека. Успешных людей в обществе может быть, дай Бог, процентов двадцать. А остальные? Серая масса. У них смысла по большому счету и нет. Дети это чувствуют, и как только у них появляется какое-то светлое пятно — эта любовь, влюбленность, может быть, даже подростковая игра в любовь, — но она гораздо светлее, чем обыденная жизнь вокруг… Вот об этом следует говорить.

Также может быть и с оценками. У мальчика была единственная надежда вырваться из серых буден — что он учится не на двойки. По большому счету, мы тут подходим к такому кругу проблем, которые касаются и взрослых тоже. Просто взрослый чаще на что-то может опереться, а у детей таких опор нет, они живут только в том, что видят.

«СП»: — Дети часто думают, что умрут «не насовсем», или назло мальчику, который бросил, пусть «заценит»…

— Об этом пишут все психологи. У ребёнка нет ощущения смерти, как конца. Человек, который кончает жизнь самоубийством, находится либо совсем в неадекватном состоянии, либо в детском возрасте — тут неверие в собственную смерть и представление, что он увидит, как на его могиле все мучаются, что его не любили, не оценили. Вот здесь, наверное, может школа что-то сделать. Но это уже вопрос к психологам, почему не выявляется склонность к суициду. Что-то, наверное, делается, но недостаточно и не всегда.

«СП»: — Если бы в каждой школе висел номер телефона, по которому ребенок поможет позвонить психологу в антикризисный центр, поговорить о своих проблемах

— Есть эти телефоны, они известны, но как-то дети мало внимания на эти телефоны обращают. Может быть, решением могло быть, если бы у нас классные руководители стали классными руководителями, а не бумагопереписчиками. Потому что у классного руководителя зачастую не хватает времени, чтобы заниматься реальными проблемами ребенка, у него такое количество бумажек, совершенно ненужных, которые от него требуют очень жестко. Мне кажется, что если бы от этого учителей освободили, но обязали бы больше заниматься детьми — было бы лучше. Психолог — один на школу — проблемы не решит.

«СП»: — А перед классными руководителями вообще стоит такая задача?

— Вообще, официально классный руководитель должен заниматься воспитанием детей, а значит, должен вникать в их личные проблемы, их психологические особенности. Должен! Но настолько большая загруженность классных руководителей «обязаловкой», что реальной работой они заниматься просто не успевают.

Руководитель психолого-медико-социального центра Приморского района Санкт-Петербурга Ирина Случаева.

«СП»: — Если у нас за неделю трое школьников выпрыгнули из окна, то это что? Эпидемия такая началась?

— Ничего не начинается. Вы же не знаете всю информацию по мальчику. А я знаю. Мальчик перешел на более трудную программу, в семье было тяжело из-за смерти дедушки, мама уехала в санаторий, и дети были одни. Кроме школьных оценок там еще масса проблем. У мальчика три сотрясения мозга было за год. Все повлияло в совокупности. А эти фильмы, эти компьютерные игры? Дети часто думают, что в этой серии Ван Дамм умер, а в следующей — он жив. Но это, конечно, не про пятнадцатилетних.

«СП»: — Действительно, дети могут думать, что умирают не насовсем.

— Этому учат все фильмы, игры в интернете тому очень способствуют. У нас даже сотрудники говорили со своими детьми и убедились, что многие искренне уверены, что кнопочку нажмешь, и все начнется сначала. И мы в тревоге! Не понимают дети, где кончается игра, и где начинается действительность. Причем большинство.

«СП»: — Может быть, что-то уже пора делать?

— А что вы думаете? Школа и дети отдельно живут от общества и поэтому прыгают? Всё в жизни взаимосвязано. Я работаю в образовательном учреждении, которое занимается проблемами психологическими, чтобы ребенок успешно обучался в школе. А с этими проблемами, о которых вы говорите, занимаются кризисные центры. Центр неврозов, например. У нас есть кризисные телефоны. В школах они есть. Есть такое утверждение, что психолог школы должен лучше знать детей. Но на одного психолога школы приходится 750 учеников. Классный руководитель — один на 25 школьников. А у родителей их два-пять. Так кто должен лучше знать своих детей?

«СП»: — Ирина Юрьевна, Россия стоит, чуть ли не на первом месте по детским суицидам…

— Проблема суицидов не в компетенции школьных психологов. Девочки есть девочки, все мы прошли через этот трудный возраст, пятнадцать лет. Если родителей рядом нет, то всякие дурные мысли в голову лезут. Родители в первую очередь должны были рассказать о несчастной любви. А задача школы - прежде всего давать знания и способствовать благополучной сдаче ЕГЭ. Конечно, она должна и воспитывать тоже. Но по Конституции родители несут ответственность за воспитание и обучение своих детей, не школа!

Из досье «СП»

Уполномоченный по правам детей при президенте РФ Павел Астахов заявил, что Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по уровню смертности от самоубийств среди подростков 15−19 лет. По словам детского омбудсмена, на 100 тыс. несовершеннолетних приходится 19,8 случая суицидов. Один из самых популярных запросов в интернет-поисковиках — «способы совершения самоубийства».

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня