18+
воскресенье, 4 декабря
Происшествия

Только ли шторм погубил «Кольскую»?

В Охотском море пропали 49 моряков. Обнаружить их живыми шансов почти нет

  
32

В Охотском море продолжается спасательная операция по поиску 49 членов экипажа самоподъемной плавучей буровой платформы «Кольская», затонувшей утром в воскресенье, 18 декабря, в 200 километрах от побережья Сахалина. Всего на борту «Кольской» находились 67 человек (53 члена экипажа и 14 прикомандированных специалистов). К вечеру из воды подняты 14 оставшихся в живых моряков и четыре тела погибших. К ледоколу «Магадан», с самого начала участвующему в операции, спешат спасательные суда «Атлас», «Георгий Фройер», и «Смит Сахалин». С наступлением темноты работы была вынуждена временно прекратить только авиация — два вертолета Ми-8 и противолодочный самолет Ил-38 Тихоокеанского флота.

О причинах трагедии, которая разыгралась ранним утром, пока известно немногое. «Кольская», которая принадлежала «Арктикморнефтегазразведка"("АМНГР»), на буксире ледокола «Магадан» и в сопровождении транспортно-буксирного судна «Нефтегаз-55» совершала переход от западного побережья Камчатки в бухту Зырянская острова Сахалин. Ясно, что погодные условия в районе плавания были весьма сложными — в сильный шторм с ветром до 20 метров в секунду и высотой волн 5−6 метров, снежные заряды, видимость переменная, температура воздуха — минус 7 градусов, температура воды — плюс 1 градус. Какой буксирный трос это выдержит? Как такой штормовой переход вообще могла вынести эта огромная платформа длиною в 70 метров и шириной (включая якоредержатели) 80 метров? Особенно — с учетом конструктивных особенностей «Кольской». Высоченные буровые вышки на ее палубе вынужденно сделали ее остойчивость очень низкой, любая приличная волна валяла ее как ваньку-встаньку.

Можно ли было переждать непогоду на Камчатке и отправляться в путь, когда прогноз погоды станет более благоприятным? С этим вопросом сейчас разбираются следователи Следственного комитета России по распоряжению его главы Александра Бастрыкина. Другая версия, которую проверяет следствие, — нарушение правил буксировки. Впрочем, и она наверняка тесно связана со штормовыми условиями. Обычные для нашей страны рассуждения об устаревшем оборудовании пришлось отбросить сразу. «Кольскую» построили финны всего 26 лет назад — явно немного для такого рода судов.

Как бы там ни было, но на траверзе сахалинского мыса Терпения события на буровой платформе стали развиваться стремительно. «В процессе буксировки произошло разрушение газоотводящих трубок танков и туда начала поступать вода, судовые водоотливные средства работали на пределе, волной выбило иллюминаторы в столовой команды, вода стала поступать в помещение», — сообщил на Росморречфлот. В 05:45 по московскому времени «Кольская» начала резко крениться. Начальник самоподъемной буровой платформы приказал подать сигнал бедствия, а команде надеть аварийные гидрокомбинезоны и приготовиться покинуть судно на спасательных плотах. Чтобы выполнить указание у экипажа, как оказалось, было всего 20 минут — потом «Кольская» перевернулась и пошла ко дну.

Судя по тому, как развивались события, спасательные средства успели надеть все или почти все. По крайней мере, и 14 спасенных, и тела четырех погибших оказались в ярко-красных гидрокомбинезонах. Хуже обстояло дело с плотами ПСН-20. На «Кольской» их было четыре. Каждый мог вместить до 20 человек. Вполне достаточно, чтобы спастись имел шанс каждый. Но, очевидно, минимум два плота смыло штормом. Во всяком случае, за целый день поисков самолет, вертолеты и суда обнаружили в волнах только половину имевшихся в наличии плотов. Однако и те были пустыми.

Почему так случилось — об этом могут рассказать только те 14 спасенных моряков, которых пока удалось поднять из воды. Все они вертолетом доставлены в больницу города Ноглики на Сахалине. Однако все же главный вопрос теперь — удастся спасти еще хоть кого-нибудь? Надежда на это тает с каждым часом. Спасательные гидрокомбинезоны, конечно, задерживают замерзание организма в ледяной воде. Но не на сутки же?

Между тем, прогноз погоды на понедельник, когда операция в районе крушения будет продолжена, неблагоприятный. Как сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта, 19−20 декабря у Сахалина ожидается ветер северо-западных направлений силой 17−18 м/сек., высота волны 5−6 м, временами снежные заряды.

По факту гибели «Кольской» возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Министерство здравоохранения и социального развития РФ не исключает медицинской эвакуации пострадавших на платформе «Кольская», затонувшей в Охотском море, в федеральные медицинские учреждения. Как говорится в сообщении ведомства, Минздравсоцразвития, всероссийский центр медицины катастроф «Защита», органы здравоохранения Мурманской области и соседних регионов готовы оказать необходимую помощь пострадавшим в Охотском море, а также их родственникам. «При необходимости будет организована медицинская эвакуация пострадавших в федеральные медицинские учреждения», — подчеркнули в ведомстве.

Чрезвычайные происшествия и с буровыми платформами

2 сентября 2010 года на платформе Mariner Energy в Мексиканском заливе возник пожар. В результате аварии один человек пострадал, 13 человек, работавших на ней, оказались в воде и были впоследствии спасены. Утечки нефти в океан не произошло.

22 апреля 2010 управляемая буровая платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Остановить утечку нефти удалось к 4 августа. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. После аварии власти страны ввели временный запрет на рыбную ловлю в районе ЧП, закрыв для промысла более трети всей акватории залива. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла компания Вritish Petroleum.

23 октября 2007 года в Мексиканском заливе буровая платформа столкнулась с нефтяной вышкой. По словам представителей нефтяной компании Pemex, причиной столкновения стал ураганный ветер. Сразу после столкновения рабочие, опасающиеся взрыва из-за многочисленных утечек нефти и газа, начали спешно покидать вышку на надувных плотах. Мексиканским ВМС удалось эвакуировать из Мексиканского залива в безопасное место 61 нефтяника. В результате ЧП 18 рабочих погибли.

29 ноября 2004 года в Норвегии из-за опасности взрыва на нефтяной платформе Снорр А в Северном море при помощи вертолетов был эвакуирован 171 из 216 нефтяников, работающих на этом месторождении. Такое решение было принято руководством нефтяного концерна Statoil, принимающего участие в проекте по разработке месторождения. Взрывоопасная ситуация сложилась в результате утечки газа. Утечек нефти в связи с инцидентом не произошло.

25 декабря 2002 года в Азовском море из-за угрозы крена с украинской буровой платформы «Таврида» был эвакуирован персонал. Угроза крена установки возникла в связи со сложной ледовой обстановкой — толщина льда достигала полуметра.

8 мая 2002 года в Северном море у берегов Шотландии грузовое судно врезалось в газодобывающую буровую платформу. ЧП произошло в 28 милях от восточного побережья графства Йоркшир. Пострадавших в результате аварии не было. Сухогруз остался на плаву.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня