
Жертвами двух взрывов в Махачкале, которые прогремели поздно вечером в четверг, стали 13 человек. Из них, по предварительной информации, трое сотрудников республиканского МЧС, семь полицейских, один из которых был направлен в Дагестан из Тюмени в командировку, а также военнослужащий. Такие данные привел утром в пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. А на сайте МЧС Дагестана появилось сообщение, что 3 мая 2012 года при исполнении служебных обязанностей трагически погибли старший прапорщик внутренней службы Шихшаев Герасим Мяммаевич и и младший сержант внутренней службы Ширинбеков Назим Ширинбекович. Без вести пропал сержант внутренней службы Нурулвараев Юсуп Идирисович.
Следственный комитет РФ приводит другие данные о погибших. По информации СК, жертвами двойного теракта стали 12 человек — семь полицейских, три сотрудника службы спасения и двое местных жителей.
Данные о пострадавших тоже разнятся. Но в любом случае их более 100 человек. МЧС передает, что госпитализировано 83 раненых, 26 получили медицинскую помощь на месте. Источники РИА «Новости» в правоохранительных органах уточняют, что из 83 госпитализированных 21 находится в тяжелом состоянии, 47 — в состоянии средней тяжести, 15 получили легкие ранения. Как сообщили в МВД Дагестана, все пострадавшие доставлены в республиканские больницы. Среди раненых — 34 сотрудника полиции и 55 гражданских лиц. Врачи ведут борьбу за жизни пострадавших, среди которых есть и дети. В медучреждения вызван весь персонал.
Также на месте взрывов найдены фрагменты человеческих тел, которые предположительно принадлежат террористам-смертникам. Судя по останкам, это были мужчина и женщина.
Напомним, как развивались события. По информации СК РФ, в четверг вечером, в 22:10, возле стационарного поста «Аляска-30» ДПС ГИБДД, который расположен на окраине Махачкалы, прогремел первый взрыв. По предварительным данным, бомба взорвалась в автомобиле ВАЗ. (По данным МВД Дагестана, это был автомобиль марки «Мицубиси харизма», который смертник взорвал в 14 метрах от поста, мощность взрывчатки, находящейся в машине, составила, по разным оценкам, от 20 до 50 килограммов).. Было повреждено несколько припаркованных рядом машин, поврежден сам пост, получили ранения несколько человек. Вспыхнул пожар. К месту происшествия выехали расчеты МЧС и сотрудники силовых структур. Через пятнадцать минут после первого взрыва, когда возле поста ДПС стало многолюдно, сработало второе взрывное устройство. Как предполагается, оно было установлено в припаркованном у поста ДПС автомобиле «Газель». Мощность второй бомбы, взрыв который и привел к многочисленным жертвам, составила 50 кг в тротиловом эквиваленте. (Позже, докладывая о теракте министру МВД Рашиду Нургалиеву, глава МВД Дагестана Магомедов назвал цифру, вдвое большую — 100 кг.) На месте взрыва образовалась воронка, глубиной 30 см. Для большего поражающего эффекта оба взрывных устройства были начинены 5-сантиметровыми строительными дюбелями.
По факту взрывов следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по нескольким статьям УК РФ, в том числе по п. «б» ч.3 ст. 205 УК РФ (террористический акт), ч.2 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и ч.3 ст. 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия).
Для оказания практической помощи в расследовании уголовного дела в Махачкалу направлены опытные следователи и криминалисты ГСУ СК России по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Как сообщили в МВД республики, правоохранительные органы начали поиск организаторов теракта. На месте теракта работают следователи МВД России и ФСБ.
В Дагестан для координации действий подразделений полиции прибыл начальник Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу генерал-полковник полиции Сергей Ченчик.
В Махачкале объявлен план «Перехват» и «Вулкан-3». Полиция в северных районах Дагестана, к которым ведет ставшая местом теракта дорога, переведена на усиленный режим несения службы. В республике усилены меры безопасности. Суббота, 5 мая, будет объявлена в Дагестане Днем траура по погибшим в результате двойного теракта в Махачкале, заявил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, навещая раненых в городской больнице № 2.
Обращает на себя внимание тот факт, что нынешний теракт совершен в преддверии инаугурации президента Владимира Путина, которая должна состояться 7 мая. Возможно, таким способом боевики дают понять, что бандподполье на Северном Кавказе, несмотря на все усилия и федералов, и местных силовиков, действует и может наносить очень серьезные удары.
Впрочем, есть и другие версии. Так, эксперт по Кавказу и политолог Андрей Епифанцев считает взрывы в Махачкале 3 мая и прочие аналогичные инциденты в Дагестане местью ваххабитов правоохранительным органам.
«В последнее время усилилось влияние религиозного ислама, сейчас в Дагестане ваххабитов больше половины. Наши правоохранительные органы, которым нужно отчитываться, делают зачистки. Им за это мстят», — заявил А. Епифанцев в эфире радиостанции РСН.
Еще одну версию выдвинул исламовед, заместитель гендиректора дагестанского еженедельника «Настоящее время» Руслан Гереев, недавно сам едва не ставший жертвой покушения:
— Я считаю, что произошедший теракт был направлен на срыв диалога, который начался 27 апреля в главной мечети Махачкалы. Тогда прошли переговоры муфтия республики Дагестан Ахмат Хаджи Абдуллаева с ассоциацией ученых-алимов «Ахлю-Сунна». В результате произошло долгожданное сближение позиций традиционной умеренной ветви ислама, которая веками была характерна для нашей республики и пропагандируется духовным направлением Дагестана на официальном уровне, с салафитским (вахабитским) течением мусульманства. Эта встреча имела самый широкий отклик и поддержку в нашем обществе. В других субъектах такие переговоры шли уже давно с большим или меньшим успехом, но у нас в результате встречи было достигнуто согласие по целому ряду вопросов — сделан первый шаг на пути к обретению единства мусульманской уммы Дагестана. Однако произошедший теракт показал, что есть силы, которые не заинтересованы в этом объединении, стабилизации обстановки в республике и на всем Северном Кавказе.
Если же эти переговоры продолжатся в конструктивном русле, то они покажут тем людям, которые ведут вооруженную борьбу с властями, что их методы достижения целей являются далеко не единственными. У них появится шанс присоединиться к переговорному процессу. Уменьшится степень религиозного радикализма, что приведет к резкому снижению числа силовых акций. Но каждый раз, когда делаются попытки консолидации разных групп общества, попытки начать диалог между различными религиозными общинами, в том числе радикальными, происходит какая-то трагедия, направленная на срыв этих переговоров. Это уже историческая параллель. Например, недавно в Буйнакске за попытку наладить диалог между разными силами, сгруппировать молодежь на тех аспектах религии, которые нас сближают, а не отдаляют, убили имама.
Кроме того, сама форма терроризма как средства насаждения своей воли людям, пугает население своим масштабом, размахом, тем, что жертвами этого становятся хорошо вооруженные правоохранители. Возникает вопрос, что тогда могут сделать с обычным обывателем.
«СП»: — Тактика совершить один взрыв-приманку, а затем второй, еще более мощный, стала у боевиков уже излюбленной. Почему силовикам так сложно ей противостоять?
— Потому что когда происходит нечто подобное, люди о себе уже не думают: они кидаются помогать пострадавшим, а иначе получается, они должны сидеть в укрытии, опасаясь второго взрыва, пока на улице умирают раненые. Этому вообще очень сложно противостоять. Критика силовых структур по любому поводу стала уже общей тенденцией. Сегодня все неудачи (даже экономические) пытаются свалить на правоохранителей. Еще раньше были попытки обвинять СМИ в нагнетании обстановки. Но на самом деле корень проблем в том, что у республики нет никакого развития ни в экономическом, ни в общественном плане. А за это несет ответственность уже власть.
Выступая в пятницу на заседании Совета безопасности республики, министр внутренних дел Дагестана Магомедов заявил: «Есть круг подозреваемых, есть очевидцы, видевшие смертников, это может помочь в их опознании». По его словам, правоохранительные органы располагали информацией о готовящихся терактах. В частности, 1 мая удалось предотвратить взрыв на автозаправке. Однако спустя два дня террористы все же сумели довести теракт до конца.
В СМИ появилась информация, что взрывы на посту ДПС в Махачкале устроили брат и сестра Ризван и Муслимат Алиевы. Об этом РБК сообщил источник в правоохранительных органах Дагестана. Смертники, о которых идет речь, считались пропавшими без вести. По данным оперативников, брат и сестра Алиевы примкнули к бандподполью.
Фото ИТАР-ТАСС/ Башир Алиев/ NewsTeam