Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
13 ноября 2010 01:52

Демократия: для всех или для избранных?

Чтобы найти понимание, либералы должны быть ближе к нуждам народа

33

Зверское избиение Олега Кашина с одной стороны привело к невиданной доселе солидарности всей интеллигенции и прочих «писателей» вплоть до блогеров: пикетам, митингам протеста. Прорыв в цензуре на телевидении — уже нельзя сказать, что в отличие от случившегося с Политковской, Щекочихиным, Бекетовым нападение на журналиста газеты «Коммерсант» замалчивалось или искажалось. Наконец — свое возмущение и требование найти, покарать преступников, кем бы они ни были, высказал даже сам президент. Но с другой стороны…

С другой стороны, на днях поговорил с простыми и далекими от политики, журналистики москвичами. Тем самым народом, к интересам которого аппелируют интеллигенты. Восемь из десяти (несмотря на, разумеется, наличие телевизора!) даже ничего не слышали про искалеченного журналиста, либо слышали, но как-то краем уха и не проявили особого интереса к случившемуся: не «зацепило». Двое — 50-летняя продавщица в магазине и 26-летний временно безработный теперь представляют, кто такой Кашин и что с ним произошло. Но при этом выразили свое отношение так — «Сам виноват, зачем писал на такие темы?» Как будто это он писал не для них, читателей, чтобы те не были по жизни несведующими «овощами», а для себя или неведомого, но чуждого людям заказчика.

И ведь что тут страшно — наш коллега Олег Кашин как персона совсем не чужд простым людям. Не «мажор». Не потомок столичной богемы или интеллигенции. Вовсе не «демшиза» и даже в общем-то не «либераст» по взглядам. Не Альбац и не Радзиховский — детство и юность провел в Калининграде — вырос в простой многоэтажке на окраине провинциального города, учился в военно-морском училище, там и начинал писать в местные флотские газеты, постепенно набивая руку, пока ее не искалечили за публикации…

А в итоге те самые «простые люди», из которых он и сам вышел в высокопрофессиональную журналистику, ему тычут в незажившие раны — «Сам виноват, зачем писал на такие темы?». То есть налицо — не то чтобы классовое отчуждение простого человека от столь «господского» дела как «совесть нации», журналистика и газета «Коммерсант». Но какой-то, как минимум — непрошибаемый апофигизм, полное безразличие… ладно бы еще к судьбе Кашина, порой — даже к своей собственной.

Многих ли волнует, например, явная недорасследованность взрывов домов в Москве? А ведь прошло уже 11 лет, и гибли в тех домах не элитарии, и даже не вышедшие из народа «кашины», а те самые простые люди с окраин. Многие ли родители ходят на «антипризывные марши»? А ведь потом именно они, оставшиеся дома, получают спецпочтой цинковые ящики с распотрошенными телами сыновей…

Минувшим летом как гром среди знойного неба прогремела скандальная статья Юрия Сапрыкина в журнале «Афиша» — «Как жить с таким народом?», или «Бликующая гопота»:

«На радиостанции «Серебряный дождь» встречаются поучительные передачи — на днях, к примеру, в дневном эфире радиоведущая Люся Грин обсуждала со слушателями русский народ, — пишет автор, — истории из жизни людей, хорошо знакомых всем, у кого есть глаза и уши, и без всякой кинодокументалистики. Эти люди мало работают, много пьют, слушают радио «Шансон», употребляют слова «реально» и «братан» и, как точно заметила еще группа «Зоопарк», мешают нам жить.

Слушатели «Дождя» обсуждали способы борьбы с этой помехой. Предлагались следующие варианты: 1) свезти весь, извините, быдляк в гетто в отдаленных районах Сибири; 2) провести принудительную стерилизацию, чтоб не размножались; 3) самим валить из России подальше, все равно жизни не будет…

О том, что в России существуют два несочетаемых народа, стало известно не сегодня; однако же западники всех времен, от Белинского до Коротича, могли бояться и презирать немытую Россию — но никогда не призывали сжечь ее в газовой печи. Кровожадность аудитории «Дождя» как бы сообщает: совсем допекло, пропасть, разделяющая Россию мытую и немытую, стала совсем непроходимой, точнее — невыносимой. Что бы ты ни делал, за углом всегда маячит гопник с бутылкой пива, который оборжет, опохабит, испоганит все лучшее и светлое. К тому же гопник, как правило, вдобавок носит милицейскую форму и заседает в чиновных кабинетах. А если гопника допустить к свободным выборам, он немедленно выберет Гитлера. В результате слушателям респектабельной радиостанции хочется сделать с населением страны что-нибудь такое, чтобы его не было".

Но только ли народ виноват в том, что он у нас на третьем десятке либеральных реформ стал, извините за выражение, вот такой? Давайте отмотаем плёнку времени назад. Вспомним, как и почему те самые реформы начинались. Это гениально сформулировал Андрей Пионтковский в своей «Революции трёх Пи»:

«Представьте, что вы один из ведущих членов Политбюро где-то в середине 80-х. Официально «цель вашей жизни — счастье простых людей». Вы вынуждены это с отвращением повторять и даже петь на партийных церемониях. Вы регулярно ездите на Запад и с государственными визитами, и на отдых по линии братских компартий. Вы уже поняли, что уровень вашего благосостояния — кремлевские сосиски, ондатровая шапка, казенная дачка — уступает жизненным стандартам профессоришки провинциального американского университета. И все это из-за этих долбаных простых людей, которые не только неблагодарны, но уже открыто возненавидели вас из-за затеянной для их же блага антиалкогольной кампании. Да пропади они пропадом!

Tак в конце 80-х в удивительной миг русской истории тактические интересы трех вечно ненавидевших и вечно опасавшихся друг друга российских сословий — Власти, Интеллигенции и Народа — неожиданно совпали.

Номенклатура захотела пИз@ить. И по-большому.

Интеллигенция, как всегда, мечтала пиз@Еть.

А народ хотел, чтобы его оставили в покое, и дали пИть.

Три источника, три составных части великой русской либеральной революции конца XX века. Именно этот резонанс трех русских «Пи», а не заговор пресловутых жидомасонов, атлантистов и мировой закулисы и вызвал «крупнейшую геополитическую катастрофу XX столетия». Все три сословия реализовали свои сокровенные помыслы, потому революция и оказалась такой сравнительно мирной и бескровной. Все выиграли, но вряд ли стали от этого счастливей".

Пионтковский замечает, что «хуже всех, как во всех русских революциях, пришлось интеллигенции. Как только появились кое-какие возможности буржуазного обогащения, она тут же потеряла свою родовую системообразующую функцию — потребность пиз@Еть. Некогда этим стало заниматься. Дэло надо дэлать. Дэло. Руководить государственным телевидением, читать лекции на Селигере мальчикам Вадикам и девочкам Кони и направлять умелой профессорской рукой их стихийную вязку в державно-патриотическое русло, нести миру благостную весть о встающей с колен Великой Энергетической Державе».

Но Сапрыкин из «Афиши», в отличие от Пионтковского, нисколько не жалеет либеральную интеллигенцию, вынужденную, давясь селигерской котлетой и промокая в палатке комариного края между Питером и Москвой (место, по моему мнению, было специально выбрано, чтобы В СЛУЧАЕ ЧЕГО быстрее привезти на «антимайдан» в ту или другую столицу — выстраивать «опричные гусеницы» против взбунтовавшихся «продажных интеллигентов»), втирать «гопникам с бутылкой пива» про «вставание с колен». Он ее обличает:

«Дело дрянь еще и потому, что образованный вестернизированный класс, который сейчас страдает от ментовских выходок и пьяных криков под окнами, в общем, сам виноват. На то, чтобы чем-нибудь помочь так называемому народу — поучить его или полечить, — способны единицы вроде доктора Лизы или Максима Осипова с его тарусской больницей. Но ладно полечить — с народными массами никто даже не говорит серьезно; все, что мы имеем им предложить, — журнал „Зятек“, сериал „Счастливы вместе“, убогие ток-шоу и книги в уродливых обложках; то, от чего нас самих тошнит. Почему-то Шукшину, Данелии или даже ранней Пугачевой удавалось сообщать этим людям важные вещи о них самих, не играя на понижение, а сейчас никто даже не пытается — за возможным исключением Шевчука».

Согласитесь — это серьезный и справедливый упрёк. «Лихие 90-е», называемые иными прекраснодушными интеллигентами «временем надежд», когда избранным можно было действительно сколько угодно «пиз@Еть», не страшась за последствия, отошли в прошлое. Но те же самые прекраснодушные интеллигенты в значительной массе так ничего не поняли — почему это произошло — и ничему не научились — за то же интеллигентское «Яблоко» голосует на порядок меньше сограждан, тем в те же нищие 90-е.

«Мы хотим-то всего лишь пиз@Еть, а нам теперь не дают, и народ не понимает нас, не понимает, как важны свободные выборы, свободные СМИ, Конституция» — сокрушаются они. Вполне искренне, не отдавая себе отчёт, что к столь страшным последствиям привело именно их невнимание к нуждам и заботам простых людей. К тем, кто был вынужден и в 90-е, и в 00-е выживать поодиночке, буквально харкая кровью вписываться в рынок, ставя на ноги детей, раздавая взятки ошкурившимся педагогам. Спасая по больницам с не менее ошкурившимися врачами своих стариков. Кто жил на нищенские зарплаты «тарифной сетки» и даже целыми семьями — на грошовые пенсии родителей в условиях многолетней безработицы. Кто объявлял голодовки, ложился на рельсы, пытаясь выцарапать из упитанных хозяев жизни уже заработанные и задерживаемые месяцами крохи. Чьи дети воевали и умирали в Чечне, в то время как московские дамочки хвастались друг перед другом нарядами по ночным клубам и выклянчивали то хлебные премии у одиозных олигархов, то сытые гонорары по корпоративам, то просторные квартиры у «крепких хозяйственников».

Выдавая в обмен для «хавающего пипла» в виде «продукции своего труда» не нормальные, защищающие простого человека профсоюзы (их не было и при Ельцине), не работающую по законам милицию (ее тоже не стало уже при Ельцине), не профессиональную армию, а лишь престарелую кривляющуся «Пугачиху», кривляющегося Хитросяна и тот самый журнал «Зятёк». Для тех, кто помоложе — Децла, Лену Зосимову, в лучшем случае — Лагутенко и Земфиру…

Удивительно ли, что и народ теперь платит интеллигенции той же монетой? Кашин? Какой такой Кашин? Певец Павел Кашин?..

«Та модель проведения реформ, которая случилась в нашей стране, это был переворот, аналогичный в чем-то сталинскому перевороту по отношению к большевикам, — пытается уловить суть проблемы профессор МГУ, доктор экономических наук Александр Бузгалин. То, с чего начиналось — это было начало действительно последовательной демократии, и тогда люди говорили «больше демократии, больше социализма». Закончили тем, что «плевать нам на демократию, дайте больше денег», — закончили в начале 90-х гг. на самом деле.

И вот эта жесткая поляризация, демократия, обернувшаяся чудовищным расслоением, экономическим коллапсом значительной части страны и обнищанием значительной части страны — она дискредитировала понятие и политику демократии точно так же, как 37-й год дискредитировал понятие и политику социализма…

…Позволю себе жесткий тезис: мы очень много обсуждаем проблему абстрактной демократии для интеллигенции — свободы слова, но очень мало проблему, как человека в школе, на заводе, в деревенском бывшем колхозе поднять хотя бы до минимальных гражданских, социально-экономических прав, чтобы он не чувствовал себя абсолютно забитым рабочим скотом. Был анекдот, что в СССР критиковать генсекретаря мы не могли, но мы могли критиковать директора предприятия, а в условиях рынка и капитала вы можете, что угодно говорить про президента, но не можете двух слов сказать против своего босса, своего хозяина.

А для того, чтобы человек чувствовал себя политически активным и способным на политическую активность, он должен быть в некотором смысле экономически и социально защищен. Если у него нет абсолютно экономической и социальной защищенности, если он оставлен на произвол судьбы, но эта судьба не дает ему возможности как в абстрактной модели рынка проявить себя с лучшей стороны и стать предпринимателем за полгода, то в этих условиях он ищет защиты от царя, от начальника, от мэра, — от кого угодно. У него выбивают экономической палкой, которая очень жестока, всякую уверенность в то, что он сам на что-то способен".

Отсюда вывод — любая борьба интеллигенции лишь за свои права (грубо говоря — за право вновь безопасно пиз@Еть, а если кому то повезёт выслужить должность — то и пИз@ить) будет вызывать в толще народных масс как минимум лишь закономерное отторжение, как уже вызвали его и «медведевский» проект об ужесточении ответственности за нападения на журналистов и «михалковский» один процент с компакт-дисков. И лишь искреннее внимание к нуждам простого человека — к его социальной защищенности на предприятиях, к повышению зарплат до достойного уровня, к искоренению беспредела в милиции, тюрьмах, судах, армии может вернуть и доверие, и веру в то, что демократия — она для всех, а не только для прослойки избранных.

Фото: lifeisphoto.ru

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня