Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
14 января 2013 16:48

Мертвая петля академии имени Жуковского

Почти уничтоженную Сердюковым альма-матер российской военной авиации еще можно спасти

4759

Оказавшееся на руинах армии и флота новое руководство Министерства обороны пытается преодолеть последствия разрушительных «реформ» недавнего главы военного ведомства Анатолия Сердюкова и вместе с ним отправленного в отставку бывшего начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николая Макарова. В числе прочего, вынужденной ревизии подвергнуты и многие «сердюковские» решения в области военного образования.

Так, остановлен процесс ликвидации или передислокации ряда учебных заведений, включая Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге и Академию воздушно-космической обороны имени маршала Г. К.Жукова в Твери. Отменен давно публично объявленный переезд Военно-морской академии имени адмирала Н. Г. Кузнецова из Питера в Кронштадт.

Вновь восстановлено двухгодичное обучение в Академии Генерального штаба и в академиях видов Вооруженных Сил (вместо введенных при Сердюкове 6 — 10-месячных курсов). Главкоматам видов Вооруженных Сил возвращены военные научно-исследовательские институты, ранее переданные в распоряжение департамента образования Минобороны.

Тем не менее, многое, судя по всему, потеряно безвозвратно или потребует немыслимых ресурсов для восстановления. Ибо команда Сердюкова все же ухитрилась фактически ликвидировать многие прославленные ВУЗы. В том числе — всемирно известную Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА), к 1 сентября 2012 года перебазированную в Воронеж. Туда же из других городов давно переведены остатки нескольких авиационных училищ.

Цель «реформаторов», по мнению авторитетных экспертов, с самого начала выглядела безумно: на основе давно существовавшего в Воронеже тылового училища сформировать в этом городе единственный на всю Россию некий «суперуниверситет» Военно-Воздушных сил. Но как это сделать, если вся сложнейшая учебная база академии, подавляющее большинство ее профессорско-преподавательского состава остались в Москве?

Есть ли хоть какие-то шансы спасти прославленный ВУЗ, а вместе с ним и всю авиационную науку страны? С этим вопросом «СП» обратилась к бывшему ученому секретарю ученого совета академии, а ныне председателю организации «Ветераны ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского» Борису Фомкину.

«СП»: — Борис Александрович, что, собственно, потеряла Россия? Что в «досердюковские» времена представляла собой академия имени Жуковского?

— Она была создана в трудный для страны 1920-й год — в период голода, интервенции, гражданской войны. И 90 лет академия готовила командные, инженерные и научно-педагогические кадры ВВС.

К началу 1980-х годов наша ВВИА как учебный и научный центр ВВС достигла мирового уровня. К этому времени были созданы самые современные технические и экспериментальные базы для науки и образования. Осуществлялась многоуровневая система подготовки авиационных специалистов (первичная подготовка инженеров, подготовка руководящего инженерного состава, офицеров по наукоемким направлениям и математиков, летчиков-исследователей для авиации ВВС, ВМФ, Сухопутных войск, МЧС, МВД и летчиков-космонавтов-инженеров). В семи диссертационных советах ежегодно защищались до 110 кандидатских и 8−10 докторских диссертаций. На сорока пяти кафедрах работали до 110 докторов и около 500 кандидатов наук.

Научные школы академии внесли огромный вклад в становление России как великой авиационной державы. Всемирную славу принесли ее выпускники, среди которых 10 маршалов авиации, 40 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН, более 600 докторов и свыше 5000 кандидатов наук, 220 Лауреатов Госпремий, 30 Героев Социалистического труда, 115 Героев Советского Союза и РФ, 30 космонавтов, более 200 летчиков-испытателей, десятки тысяч инженерных и командных кадров.

В ВВИА им. Жуковского создано 30 научных школ мирового уровня. При участии академии созданы практически все виды летательных аппаратов нашей страны. И до последнего времени наши специалисты были задействованы в разработке перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и в исходных работах по созданию перспективного авиакомплекса дальней авиации (ПАК ДА).

«СП»: — Понятно, что все это было бы недостижимо без развитой учебной и экспериментальной базы академии. Насколько известно, почти вся она осталась на прежнем месте и в Воронеж не перевезена? Что именно у вас было?

— Учебно-материальная и научная база насчитывала свыше 10 тысяч единиц техники, вооружения и оборудования, включая порядка 30 самолетов и вертолетов, более 40 типов силовых установок самолетов и ракет, свыше 100 единиц авиационных средств поражения, тренажеры, специализированные классы комплексов навигации, связи, воздушной разведки, РЭБ, АСУ. А еще — уникальные комплексы исследования аэродинамики летательных аппаратов (набор аэродинамических труб) и силовых установок (моторо-испытательная станция). Наконец, для оценки эффективности средств поражения на скоростях, близких к космическим, построен баротир.

«СП»: — Неужели в Минобороны не понимали, что все это просто невозможно перебазировать в Воронеж?

— Что там вообще понимали до недавнего времени — трудно сказать. Но даже не фактически потерянная материальная база стала самой тяжелой нашей потерей. Дело в том, что главное в любом учебном заведении — это не здания и помещения, какой бы шикарной отделке они ни подверглись. Главное богатство академии, определявшее ее всемирную известность и вклад в развитие отечественной авиации, заключается в научном и профессорско-преподавательском составе. Коллектив такого уникального военного ВУЗа, как академии им. Жуковского, формировался десятилетиями. И ожидать, что в Воронеже в одночасье или даже в ближайшие 10−15 лет возникнут такие коллективы, совершенно безосновательно. Для формирования научных школ, как показывает опыт, требуются многие десятилетия. Могу сказать, что защита первой докторской диссертации состоялась в стенах ВВИА только спустя 19 лет (!) после ее создания, в 1939-м году.

Хотя, конечно, с самого начала было ясно: и уникальные учебно-исследовательские комплексы (две большие дозвуковые трубы, моторо-испытательная станция и баротир) нельзя перебазировать. Их можно либо восстановить, либо уничтожить. Значительную часть оборудования и спецклассов авиационного и радиоэлектронного оборудования также нельзя демонтировать, так как восстановить их на новом месте без разработчиков невозможно, а никто из создателей в Воронеж не поехал.

Сегодня учебно-материальную базу удалось лишь частично перебазировать в Воронеж. Из 700 тысяч томов учебной библиотеки перевезено лишь 200 тысяч. Сверхзвуковые аэродинамические трубы, перевезенные в Воронеж, без создания баллонной компрессорной станции эксплуатировать невозможно, а баллоны академии с давлением до двухсот атмосфер и весом более десяти тонн каждый не взяли. Оставшееся оборудование либо передано в другие организации, либо списано.

«СП»: — Как вы в итоге оцениваете состояние учебно-материальной базы того, что осталось от вашей академии в Воронеже?

— Нам постоянно твердят о прекрасно обставленных кабинетах, современной технике и тренажерах в Воронежском ВУНЦе. Но среди этого великолепия отсутствуют главные составляющие, без которых организация достойного учебного процесса, подготовка грамотных специалистов, не говоря уже о прорывных научных достижениях, невозможны. А именно, в Воронеже отсутствуют:

— научные школы, опыт и соответствующие научные заделы;

— нет необходимых связей с КБ и НИИ ОПК, НИИ ВВС и МО РФ, а так же с испытательными центрами;

— в ВУНЦ нет достаточного количества ученых высшей квалификации, чтобы обеспечить защиту диссертаций по 21 специальности (ВВИА -17, ВВА — 4). По новым требованиям ВАК для решения этих задач требуется порядка 150 докторов наук (7 по каждой специальности).

Там также возникнут проблемы и по написанию новых учебников и учебных пособий, так как в ВВИА эту работу выполняли, как правило, самые опытные профессора.

Не продуман вопрос сохранения центров подготовки летных и инженерных кадров на случай вооруженных конфликтов или войн.

«СП»: — То есть судьба авиационной науки России под угрозой?

— Верно. Ведь в Воронежском ВУНЦе ВВС невозможно проводить фундаментальные научные исследования по перспективам развития вооружения и военной техники, осуществлять подготовку инженерных, летных и научно-педагогических кадров по новым наукоемким видам обучения и для решения новых научных задач.

Но в опасности сегодня не только авиационная наука. Под удар поставлена и боеспособность Вооруженных сил. Ведь до 1990 года учебные заведения ВВС были рассредоточены по всей территории страны. Так академии им. Жуковского и им. Гагарина находились в Москве и поселке Монино. Высшие летные училища в городах Балашов, Барнаул, Волгоград, Ворошиловград, Краснодар, Ейск, Оренбург, Саратов, Сызрань, Уфа, Фрунзе, Харьков, Челябинск, Чернигов; высшие инженерные училища — в Воронеже, Даугавпилсе, Иркутске, Киеве, Риге, Ставрополе, Тамбове, Харькове, средние технические училища — в Ачинске, Василькове, Калининграде, Кирове, Ломоносове, Перми.

Теперь же вся подготовка летных и инженерных кадров будет осуществляться в одном Воронеже. Лучшего подарка для вероятного противника не придумать! Куда как проще накрыть одним ударом точку, где сосредоточена практически вся база подготовки кадров ВВС России.

Более того, подходы к единственному военному аэродрому Балтимор в Воронеже за те годы, когда авиация была в загоне, застроены многоэтажными жилыми домами. Люди высказывают естественное недовольство тем, что над их головами день и ночь грохочут учебные самолеты. А тут еще на Балтимор согнали боевую авиацию чуть ли ни со всего Запада и Северо-Запада России. Ясно, что интенсивность полетов, в том числе и ночных, будет увеличиваться. Параллельно — нарастать противостояние между военными и населением города. Чем это закончится, неизвестно.

«СП»: — Кто персонально виновен в уничтожении академии имени Жуковского?

— Все «преобразования» в Вооруженных силах происходили, конечно, с ведома и согласия бывшего министра обороны Сердюкова. В разрушении системы образования командных кадров ВВС активным образом участвовал и бывший главком ВВС Зелин. Он утверждал, будто «весь мир не имеет такого количества военных учебных заведений, сколько имеется у нас в России… Начатый процесс объединения — это объективная реальность, а не какие-то субъективные желания».

На самом деле ни о какой «объективной реальности» речь не может идти. Мы убеждены, что имели место как раз абсолютно «субъективные желания». Выстраивавшаяся в течение столетия, проверенная опытом наших побед система подготовки летных и инженерных кадров была разрушена фактически в одночасье. Скорее всего, по капризу штатских лиц, совершенно некомпетентных в вопросах развития авиации, но жаждущих сделать все «как в Америке».

А военные были, по-видимому, лишь рьяными исполнителями этой заведомо вредоносной идеи. В их числе замминистра обороны генерал Панков и начальник Воронежского «супервуза» ВВС, в прошлом начальник тылового училища генерал Зибров.

Кстати, в августе 2012-го вместо Зиброва главой ВУНЦ был назначен лучший военный летчик современной России, начальник Липецкого авиацентра боевого применения и переучивания летного состава ВВС РФ генерал-майор Харчевский. Но в декабре того же года Харчевского внезапно сняли и главой ВУНЦ вновь стал Зибров. То есть выдающийся военный летчик отстранен, а на его место опять назначен человек, который не имел отношения ни к летной, ни к инженерной подготовке, а занимался прежде лишь обучением метеорологов, топливозаправщиков и аналогичной тыловой «наземки». Как это понимать?

«СП»: — На создание «супервуза» фактически с нуля были брошены огромные средства. Они, по-видимому, продолжают «осваиваться». Не в этом ли, помимо всего прочего, причина того, ВВИА настойчиво пытаются окончательно задушить? Нет ли в изгнании в Воронеж некой «экономической» составляющей?

— Одним из ответов на этот вопрос может служить письмо от 10.11.2007 тогдашнего зам. министра финансов, а ныне главы Минфина Силуанова в Министерство обороны. В этом письме Минфин дает согласие на проекты распоряжения правительства РФ о реорганизации академий им. Жуковского и им. Гагарина. Самое главное — в конце письма Силуанова, где, возможно, вскрывается подоплека последующих событий. А именно: «Минфин России согласно ранее достигнутым договоренностям рассчитывает на передачу учебных корпусов и других помещений Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, расположенных на территории г. Москвы, в оперативное управление Академии бюджета и казначейства Минфина России».

Площадь помещений академии имени Жуковского, ни много ни мало, составляет 130 тыс. кв.м. в центре Москвы. Очень лакомый кусочек. Не правда ли?

«СП»: — Можно ли сейчас возродить академию?

— Конечно, можно. Например, на аэродинамических трубах ВВИА уже сейчас можно проводить определенные работы. Баротир, моторо-испытательная станция и учебно-аэродромная база в Монино могут быть восстановлены.

Хотя ВВИА формально ликвидирована, ее научные школы продолжают работу. По состоянию на 28 ноября 2012 года, в научных подразделениях академии работало 670 человек (320 — офицеров, 350 — гражданский персонал), включая 75 докторов и 130 кандидатов наук, выполнявших НИРы и подготовку научных кадров.

Ученые академии продолжают взаимодействие с КБ, НИИ, другими ВУЗами в рамках семинаров, конференций, диссертационных советов. С 1959 г. по настоящее время работает Международный авиационно-космический семинар им. СМ. Белоцерковского, успешно развивающий научную школу Н.Е. Жуковского — Б.Н. Юрьева в области аэродинамики. Продолжают работу и ряд других научных школ в области самолето- и двигателестроения, авиационного вооружения и оборудования.

К счастью, здания Академии пока еще не распроданы и не переданы Минфину. С этой точки зрения работу академии можно восстановить в кратчайшие сроки. Нужна только воля.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня