Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
11 июня 2009 11:30

Приключение Airbus-320 в Новосибирске — ЧП, которое трудно назвать сюрпризом

Почему в последнее время все чаще на воздушных лайнерах то лобовое стекло треснет, то шасси забудут убрать

1117

Очередной неприятный авиа инцидент. В новосибирском Толмачево в четверг, 11 июня, аварийно приземлился Airbus 320 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс Иркутск-Москва. Следователь Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ Татьяна Шерстова рассказала:

— На борту воздушного судна находились шесть членов экипажа и 116 пассажиров. В 08.27 по местному времени (05.27 мск) самолет совершил вынужденную посадку. По предварительным данным, причиной стала трещина на лобовом стекле лайнера.

Это уже четвертый инцидент, связанный с лайнерами авиастроительной компании Airbus за последние несколько дней, начиная с катастрофы в Атлантике 1 июня аэробуса A330−200 авиакомпании Air France с 228 людьми на борту.

Но нас сейчас интересует другая и не менее важная проблема. Мы заметили, что в 2009 году сообщения о треснувших лобовых стеклах на воздушных лайнерах стали появляться с пугающей частотой. Причем, независимо от типа самолета и страны производителя.


Вот лишь несколько недавних инцидентов.

— 18 января 2009 года из-за трещины на лобовом стекле в Сургуте экстренно сел Boeing 737, выполнявший рейс Ноябрьск-Москва.

— 18 февраля совершил вынужденную посадку в Тюмени АТR-42 — на приборной панели сработала сигнализация о негерметичности кабины пилотов.

—  23 февраля Airbus 319 авиакомпании «Аэрофлот» совершил сегодня вынужденную посадку в аэропорту Минска. Как сообщил представитель аэропорта, рейс SU-273 Москва-Ницца вынужден был приземлиться в связи с обнаружением трещины на стекле кабины самолета.

— 19 марта Boeing 737 совершил экстренную посадку во Внуково из-за трещины на лобовом стекле. Он летел из Мурманска, и на его борту находилось 54 пассажира и 6 членов экипажа. Источник в управлении МЧС Московской области сообщил, что в ходе полёта из-за трещины в лобовом стекле возникла угроза разгерметизации кабины.

— 15 апреля самолет Airbus 321 испанской авиакомпании Iberia, на борту которого находились 150 пассажиров, совершил аварийную посадку в аэропорту Мадрида. По данным пресс-службы, пилот во время полета заметил трещину на лобовом стекле.

— 27 апреля при посадке у самолета Ан-24, летевшего по маршруту Сургут-Барнаул авиакомпании Utair растрескалось и едва не вылетело лобовое стекло. Хорошо, что пилоты вовремя почувствовали опасность и экстренно приземлились. Очевидцы рассказывают, что когда самолет остановился, стекло, покрывшееся тонкой сеточкой трещин, буквально выкрошилось на взлетную полосу.

— 23 мая через некоторое время после взлета из Минска пришлось вернуться самолету Boeing 737 национальной авиакомпании «Белавиа», который должен был выполнить рейс Минск-Тбилиси. Причиной возвращения авиалайнера стало растрескивание одного из слоев лобового стекла.


Список при желании можно продолжить (см. Интернет), и самое печальное во всех подобных историях, что техслужбы авиакомпаний никогда не утруждают себя объяснениями причин столь фатальной слабости авиационных стекол. Пожалуй, лишь однажды, после инцидента с Ан-24 в Барнауле в печати появилось что-то похожее на объяснение. Следователь СКП, расследовавший инцидент, разоткровенничался с журналистами:

— Причиной разрушения лобового стекла самолета стал, во-первых, его некачественный монтаж, — пояснил следователь. - А во-вторых, то, что трещины на стекле не были обнаружены своевременно.

Ничего более вразумительного слышать не довелось, хотя вопросы остаются после каждого инцидента: почему, например, и кто произвел некачественный монтаж стекла на Ан-24, почему трещины не обнаружили своевременно, кто вообще в авиации отвечает за лобовые стекла и наказан ли этот человек?..

Немного приподнять завесу таинственности над причинами появления злосчастных трещин помог корреспонденту «Свободной прессы» наш постоянный авиационный эксперт — инструктор одной из московских авиакомпаний Александр Савелов.

«СП»: — Вам пришлось переживать подобные инциденты?

— Да, было однажды. Я тогда летал еще на Ан-24. Во время одного из полетов лобовое стекло в мгновение покрылось характерной паутиной трещин. Что-то подобное случается, когда, например, в лобовое стекло автомобиля попадает камень. Уже на земле техники потом определили — в стекло угодила птица.

«СП»: Что из себя представляет лобовое стекло самолета?

— Это сложная многослойная конструкция. Например, на российском Ил-86 его толщина достигает 10 см, а вес одного сегмента — около 150 кг. Что-то подобное — и на иностранных самолетах.

«СП»: — Отчего же столько серьезная конструкция трескается?

— Трудно назвать лишь одну причину, думаю, в каждом конкретном случае она — своя. Но одна из причин — все тот же пресловутый человеческий фактор.

«СП»: — Неужели пилоты случайно во время рейса попадают по стеклу кувалдой?

—  Одна из главных составных частей авиационного лобового стекла — прозрачные нагревательные элементы, которые помогают бороться с обледенением. Когда самолет попадает в зону интенсивного обледенения, стекло буквально на глазах покрывается толстым слоем льда. В этом случае, либо борт-инженер, либо пилот включает тумблер обогрева стекла. Между стеклом и льдом образуется тонкая водяная прослойка, а под напором встречного воздушного потока — лед просто сдувается со стекла. Обогрев имеет два режима — слабый и сильный. Очень часто, пройдя зону интенсивного обледенения, пилот забывает отключить тумблер с режима «сильный». В результате, стекло перегревается и дает трещины. Вернее, может дать, поскольку, естественно, не при каждом перегреве оно трескается. Допустим, после 50 предыдущих перегревов ничего не случилось, а на 51-й — взяло и треснуло. Включение обогрева не имеет автоматического режима — включается и выключается только вручную.

«СП»: — Необходимость вовремя отключать режим «сильный» записана в инструкции?

— Да.

«СП»: — И случается, что забывают выключить?

— Бывает и часто. Многое современные российские летчики забывают многое сделать во время полета — выключить обогрев стекла, шасси убрать или наоборот — их выпустить… Честно скажу, в последнее время, когда я не сам в кабине, предпочитаю передвигаться из города в город на поезде. Все страшнее становится летать. Пилотов набирают откуда угодно и сразу сажают за штурвал боинга или аэйрбаса. Летаю уже больше 30 лет и не помню такого беспредела в авиации. Раньше были строгие отборы, допуски, тщательное переучивание, многочасовая полетная практика, экзамены… Сейчас две недели переподготовки и ты из-за штурвала Ан-2 пересаживаешься на боинг. Это нормально?

«СП»: — Почему это происходит?

— Раньше система переподготовки летного состава находилась в компетенции государства, а сейчас этим должны заниматься сами авиакомпании, на собственные деньги. Серьезная переподготовка летчика на иностранный самолет означает длительную его командировку в Париж, где находится центр переучивания пилотов. Стоит вся эта «музыка» очень не дешево — за сотню тысяч евро. Кто ж будет посылать? Вот и обходятся двумя неделями — экспресс-курсами. В результате, пилот не в состоянии ни взлететь толком, ни посадить, скажем, тот же боинг, как это случилось недавно в Перми.

«СП»: — Выходит, трещина не на стекле, а на всей современной системе?

— Выходит… Пока, слава Богу, разгерметизация самолетов не приводила к серьезным катастрофа. Но ведь проблема нарастает, как снежный ком. Вылетевшее на эшелоне лобовое стекло — это гарантированная смерть!

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня