Проезжая по Кадашевской набережной, мимо представительства Еврокомиссии, я частенько вижу авто с красными дипномерами, которые стоят под знаком «Остановка запрещена». У себя в Брюсселе еврочиновники так не поступают, а у нас — запросто. Почему?
Парадоксы статистики
Вот BMW X1 с дипломатическими номерами на Кадашевской набережной стоит частенько. Не менее часто рядом можно увидеть и Volvo XC90 с красными номерами. Всё это происходит под знаком «Остановка запрещена», и около жёлтой линии разметки, которая дублирует знак.
Перефразируя Глеба Жеглова, напрашивается вывод: уровень правосознания и исполнения законов в стране определяется не наличием правонарушителей, а умением властей их выявлять и наказывать. А вот с этим в современной России как-то не задалось. Особенно по части соблюдения Правил дорожного движения (ПДД), и ответственности за их нарушения.
За последние несколько лет неоднократно увеличивались штрафы, и усиливались другие санкции за нарушения ПДД. Есть ли в этом корреляция с количеством аварий, и скорбной статистикой погибших и покалеченных?
Если посмотреть на официальные цифры, и соотнести их с растущим парком автомобилей в России, то эффект от ужесточения наказаний вроде бы есть, хотя и небольшой. Более того — мы как-то незаметно для себя стали пристёгиваться, пропускать пешеходов на «зебре». А на многих загородных трассах перестали обгонять тихоходов даже там, где это не запрещено. А ведь всё это — прямое следствие повышения штрафов, и введения наказания в виде лишения прав за «встречку». Но самое интересное, что на количество погибших в ДТП всё это практически не влияет! Парадокс? Да, но только отчасти.
Причин тому, по большому счёту три. Массовая автомобилизация, конечно, дело хорошее, однако в России она напоминает подростка, который внешне почти взрослый, а по сути ребёнок.
Ну, а еще две причины очевидны до банальности: игнорирование нами ПДД и откровенное нежелание ГИБДД выполнять свои прямые обязанности.
Я неспроста применил слово «игнорирование» вместо «несоблюдение». Хотя бы потому, что не соблюдать можно то, что знаешь, но по каким-то причинам сознательно нарушаешь. В наших же реалиях… Когда я вижу, что при разрешённом только из крайнего левого ряда левом повороте туда лезут из соседних двух рядов, то лично у меня это вызывает недоумение. А напоминает всё это — не удивляйтесь — забег (точнее — заплыв) сперматозоидов на пути к яйцеклетке. Российские автомобилисты так же бездумно, как и хвостатые носители половинного набора хромосом, пытаются всеми правдами и неправдами максимально продвинуться вперёд к заветной цели.
Самое забавное, за рулями этих авто сидят вполне благопристойные граждане, которые не выглядят откровенными хамами и наглецами. И когда они встречаются взглядами с тобой, терпеливо стоящим в правильном ряду, то стыдливо отводят глаза. И тем не менее — нарушают.
Коллективное бессознательное
Примерно то же самое происходит на обочинах. А также на въезде на перекрёстки, на которых образовался затор. Водители разве не видят, что встанут и перегородят проезд по пересекаемой улице? Самое интересное, что те, кому перегородили проезд, начинают справедливо возмущаться, но на следующем перекрёстке делают то же самое! И это при том, что выезд на перекрёсток, на котором образовался затор, наказывается штрафом в 1000 рублей.
Нужно ли в таких условиях знать и соблюдать ПДД? «Коллективный разум» считает — совершенно не обязательно. И это действует на участников движения, как массовый психоз. Вспомните европейских дипломатов, мгновенно забывающих в России о своём якобы мессианстве — нести знамя верховенства закона и порядка в условиях, когда за этим никто не следит.
Буквально на днях наблюдал следующую картину. Nissan Tiida и следом на ним новенький BMW 325 немного заехали за двойную сплошную. Да, нарушили, но объезжали крайне нерасторопных соседей по потоку и никому не помешали. На их беду, сзади незаметно пристроился гаишный Ford Focus, который мгновенно отреагировал на нарушение (статься-то «лишенческая»). Полицейские включили «люстру», и через громкоговоритель призвали нарушителей остановиться. BMW остановился на островке безопасности, а Nissan нагло, создав аварийную ситуацию, нырнул (через двойную сплошную) налево в какой-то проулок. Но гаишники за ним не погнались. Можете предположить — почему? Я могу. Наверное, потому, что BMW явно раза в 2−3 дороже, чем Nissan — с соответствующими выводами о платёжеспособности владельца. А ведь деяние водителя Nissan было гораздо более общественно опасным.
Получается, даже если мы знаем и пытаемся соблюдать Правила дорожного движения, фактическое бездействие ГИБДД на ниве неотвратимости наказания ставит крест на наших благих устремлениях. Ведь если я остановлюсь на «зелёный» перед перекрёстком, на котором образовался затор, то меня забибикают, объедут и ещё больше усугубят этот затор. А я буду стоять на стоп-линии до морковкиного заговенья. Вот и приходится тоже нарушать и тупо лезть вперёд, сгорая от стыда. Напомню: штраф за такие «художества» — 1000 рублей. Но я не припомню ни одного жеста жезлом и ни одного протокола по этому поводу. Лет десять назад в Питере гаишники занимались этой проблемой, и почти отучили народ от привычки создавать заторы на перекрестках. Но кампанейского запала хватило ненадолго.
Системный кризис
Можно бесконечно уповать на уровень подготовки в автошколах и на сознательность граждан, но главная проблема в другом. У нас де-факто отсутствует системный подход к предотвращению нарушений ПДД. Камеры, которые фиксируют нарушения на дорогах — не панацея. А с гаишниками, даже если нарушение «сфотографировано», всегда можно «договориться».
Видимо, нужно менять подход к проблеме в целом. Но для этого — не побоюсь такого утверждения — требуется серьезная политическая воля. В конце концов, инспектор ГИБДД — это тот самый представитель власти, с которым самые активные члены общества сталкиваются наиболее часто.
А пока во всём российском дорожном бардаке есть только один позитивный момент. Поведение водителей в России говорит о том, что в нашем обществе все еще высок уровень пассионарности. А значит — есть надежда на позитивные изменения.
Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС