Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Правовым курсом
12 октября 2014 10:27

Особенности национальной парковки

Почему в России не соблюдают ПДД

6843

Проезжая по Кадашевской набережной, мимо представительства Еврокомиссии, я частенько вижу авто с красными дипномерами, которые стоят под знаком «Остановка запрещена». У себя в Брюсселе еврочиновники так не поступают, а у нас — запросто. Почему?

Парадоксы статистики

Вот BMW X1 с дипломатическими номерами на Кадашевской набережной стоит частенько. Не менее часто рядом можно увидеть и Volvo XC90 с красными номерами. Всё это происходит под знаком «Остановка запрещена», и около жёлтой линии разметки, которая дублирует знак.

Перефразируя Глеба Жеглова, напрашивается вывод: уровень правосознания и исполнения законов в стране определяется не наличием правонарушителей, а умением властей их выявлять и наказывать. А вот с этим в современной России как-то не задалось. Особенно по части соблюдения Правил дорожного движения (ПДД), и ответственности за их нарушения.

За последние несколько лет неоднократно увеличивались штрафы, и усиливались другие санкции за нарушения ПДД. Есть ли в этом корреляция с количеством аварий, и скорбной статистикой погибших и покалеченных?

Если посмотреть на официальные цифры, и соотнести их с растущим парком автомобилей в России, то эффект от ужесточения наказаний вроде бы есть, хотя и небольшой. Более того — мы как-то незаметно для себя стали пристёгиваться, пропускать пешеходов на «зебре». А на многих загородных трассах перестали обгонять тихоходов даже там, где это не запрещено. А ведь всё это — прямое следствие повышения штрафов, и введения наказания в виде лишения прав за «встречку». Но самое интересное, что на количество погибших в ДТП всё это практически не влияет! Парадокс? Да, но только отчасти.

Причин тому, по большому счёту три. Массовая автомобилизация, конечно, дело хорошее, однако в России она напоминает подростка, который внешне почти взрослый, а по сути ребёнок.

Ну, а еще две причины очевидны до банальности: игнорирование нами ПДД и откровенное нежелание ГИБДД выполнять свои прямые обязанности.

Я неспроста применил слово «игнорирование» вместо «несоблюдение». Хотя бы потому, что не соблюдать можно то, что знаешь, но по каким-то причинам сознательно нарушаешь. В наших же реалиях… Когда я вижу, что при разрешённом только из крайнего левого ряда левом повороте туда лезут из соседних двух рядов, то лично у меня это вызывает недоумение. А напоминает всё это — не удивляйтесь — забег (точнее — заплыв) сперматозоидов на пути к яйцеклетке. Российские автомобилисты так же бездумно, как и хвостатые носители половинного набора хромосом, пытаются всеми правдами и неправдами максимально продвинуться вперёд к заветной цели.

Самое забавное, за рулями этих авто сидят вполне благопристойные граждане, которые не выглядят откровенными хамами и наглецами. И когда они встречаются взглядами с тобой, терпеливо стоящим в правильном ряду, то стыдливо отводят глаза. И тем не менее — нарушают.

Коллективное бессознательное

Примерно то же самое происходит на обочинах. А также на въезде на перекрёстки, на которых образовался затор. Водители разве не видят, что встанут и перегородят проезд по пересекаемой улице? Самое интересное, что те, кому перегородили проезд, начинают справедливо возмущаться, но на следующем перекрёстке делают то же самое! И это при том, что выезд на перекрёсток, на котором образовался затор, наказывается штрафом в 1000 рублей.

Нужно ли в таких условиях знать и соблюдать ПДД? «Коллективный разум» считает — совершенно не обязательно. И это действует на участников движения, как массовый психоз. Вспомните европейских дипломатов, мгновенно забывающих в России о своём якобы мессианстве — нести знамя верховенства закона и порядка в условиях, когда за этим никто не следит.

Буквально на днях наблюдал следующую картину. Nissan Tiida и следом на ним новенький BMW 325 немного заехали за двойную сплошную. Да, нарушили, но объезжали крайне нерасторопных соседей по потоку и никому не помешали. На их беду, сзади незаметно пристроился гаишный Ford Focus, который мгновенно отреагировал на нарушение (статься-то «лишенческая»). Полицейские включили «люстру», и через громкоговоритель призвали нарушителей остановиться. BMW остановился на островке безопасности, а Nissan нагло, создав аварийную ситуацию, нырнул (через двойную сплошную) налево в какой-то проулок. Но гаишники за ним не погнались. Можете предположить — почему? Я могу. Наверное, потому, что BMW явно раза в 2−3 дороже, чем Nissan — с соответствующими выводами о платёжеспособности владельца. А ведь деяние водителя Nissan было гораздо более общественно опасным.

Получается, даже если мы знаем и пытаемся соблюдать Правила дорожного движения, фактическое бездействие ГИБДД на ниве неотвратимости наказания ставит крест на наших благих устремлениях. Ведь если я остановлюсь на «зелёный» перед перекрёстком, на котором образовался затор, то меня забибикают, объедут и ещё больше усугубят этот затор. А я буду стоять на стоп-линии до морковкиного заговенья. Вот и приходится тоже нарушать и тупо лезть вперёд, сгорая от стыда. Напомню: штраф за такие «художества» — 1000 рублей. Но я не припомню ни одного жеста жезлом и ни одного протокола по этому поводу. Лет десять назад в Питере гаишники занимались этой проблемой, и почти отучили народ от привычки создавать заторы на перекрестках. Но кампанейского запала хватило ненадолго.

Системный кризис

Можно бесконечно уповать на уровень подготовки в автошколах и на сознательность граждан, но главная проблема в другом. У нас де-факто отсутствует системный подход к предотвращению нарушений ПДД. Камеры, которые фиксируют нарушения на дорогах — не панацея. А с гаишниками, даже если нарушение «сфотографировано», всегда можно «договориться».

Видимо, нужно менять подход к проблеме в целом. Но для этого — не побоюсь такого утверждения — требуется серьезная политическая воля. В конце концов, инспектор ГИБДД — это тот самый представитель власти, с которым самые активные члены общества сталкиваются наиболее часто.

А пока во всём российском дорожном бардаке есть только один позитивный момент. Поведение водителей в России говорит о том, что в нашем обществе все еще высок уровень пассионарности. А значит — есть надежда на позитивные изменения.

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня