Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
13 октября 2014 08:20

«Формула 1»: почему проиграл Даниил Квят?

Анализируем значимые моменты первой гонки топ-уровня в России

14109

Первая в истории гонка «Формулы 1» в Сочи закончилась для хозяев бесславно. Российский пилот Даниил Квят, от которого на домашней трассе ожидали места хотя бы в «десятке», финишировал лишь 14-м. Почему он провалил Гран-При?

Казус Renault

Начнем с главного: для Даниила Квята и вообще команды Toro Rosso, за которую выступает россиянин, гонка в Сочи не задалась с самого начала. Квят потерял пару мест на старте и первых кругах из-за проблем с прогревом резины. Но это еще полбеды — гонка не дошла до первой трети, а Квят балансировал на грани призовой десятки, явно уступая по темпу машинам впереди. Было впечатление, что с его болидом возникли какие-то проблемы, потому что квалификационная скорость Toro Rosso была лучше, чем у Red Bull, Ferrari и Force India, тогда как в воскресной гонке эти команды проехали мимо Квята без видимых усилий.

Ко второй половине гонки стало ясно, что проблемы имеются и у партнера Квята по команде Жана-Эрика Верня, который начал неплохо, пробившись на «квятово» пятое место, но потом также откатился за пределы очковой зоны.

«Гонка прошла не очень хорошо. У нас были проблемы с расходом топлива. Первые круги были лотереей, многие гонщики меня обошли, и я откатился назад. Потом у меня возникли проблемы с резиной — я перетормозил. Пришлось заехать на лишний пит-стоп», — объяснил неудачу Даниил Квят по итогам гонки.

Другими словами, ларчик открылся после финиша. Высокий расход топлива на сочинской трассе поставил машины с двигателями Renault (именно такой мотор стоял на болиде Квята) — самыми маломощными и неэкономичными в пелетоне, — в невыгодное положение. Собственно, проблемы с расходом были даже у машин с эффективными моторами Mercedes, но Квят с Вернем были вынуждены экономить всю гонку, и в итоге финишировали 14-м и 13-м соответственно.

Собственно, в этой ситуации — суть автоспорта: пилоту нужно собрать воедино не только чистую скорость, показанную на квалификации, но и десяток других факторов. Иначе — не победить.

Оптимистичное начало

Между тем, ничего поражения Квята не предвещало. По большому счету, на квалификации сенсации не случилось — поул (наиболее выгодную позицию на стартовой решетке) разыграли между собой два пилота Mercedes — Льюис Хэмильтон и Нико Росберг. Хэмильтон, демонстрировавший убедительный темп еще в свободных заездах, взял первое место без видимых усилий, хотя остался не слишком довольным своим квалификационным кругом.

Джокером чуть было не стал финн Вальтери Боттас, чей Williams под конец квалификации шел с опережением времени Хэмильтона. И лишь «неудобный» для Williams третий сектор трассы, плюс ошибка самого Вальтери, обезопасила позиции Mercedes.

В этой горячей обстановке Даниил Квят подарил российским болельщикам подлинный праздник — приехал аж на пятое место!

С одной стороны, это был лучший результат для самого Даниила в его недолгой карьере в «Формуле 1», с другой, болид Toro Rosso вряд ли позволял добиться чего-то большего. Напомним, что до Сочи лучшим результатом итальянской команды являлось шестое место на старте. Более того, Даниил обогнал не только своего партера Жана-Эрика Верня, но и обоих пилотов команды Red Bull Racing, которые весь уик-энд не могли найти свой темп.

«Мне удалось найти хороший ритм, а в конце я проехал отличный круг, — сказал Квят после завершения квалификации. — На этой трассе очень важно найти ритм. Мне это удалось, хотя на последнем круге было непросто: нужно было поставить хорошее время на всех секторах».

Квалификация проходила в субботу, 11 октября. А в воскресенье, в «боевом» заезде, выяснилось, что пятое место Квята значит не так много, как хотелось бы.

Коварная трасса

В низком результате Квята отчасти виноват… «Сочи Автодром». Получив схему трассы, многие весьма авторитетные аналитики поспешили заключить, что она достаточно проста для пилотов, медленная и скучная. Подобные оценки понятны: трасса в Сочи — это несколько почти прямых отрезков и почти прямых углов, а единственным «атипичным» местом является циркуляр третьего поворота вокруг олимпийской площади.

Но на практике, «Сочи Автодром» застал врасплох многих. Уже на свободных заездах стало понятно, что трасса на удивление быстра, и благоволит машинам с мощными моторами — в нынешнем сезоне это Mercedes-Benz. Во-вторых, она поразила уровнем сцепления: обычно у новых автодромов «держак» невысокий, и улучшается постепенно по ходу уик-энда. В Сочи асфальт оказался очень цепким сразу, а износ резины предельно низким.

«Трасса просто отличная, — отметил в субботу Льюис Хэмильтон. — Здесь очень ровный асфальт, но при этом он обеспечивает хорошее сцепление. Кроме того, обочины сделаны очень правильно. И, конечно, здесь живописные окрестности, горы, Олимпийский парк — всё выглядит изумительно. На трибунах много зрителей, надеюсь, завтра их будет ещё больше, и мы порадуем их хорошей гонкой».

Но главное — трасса в Сочи неожиданно для многих, в том числе для Квята, оказалась очень требовательной к расходу топлива. Напомним: с 2014 года болиды «Формулы 1» могут расходовать за гонку не более 100 кг бензина, но на подавляющем большинстве трасс гибридные силовые установки без проблем укладывались в этот лимит. Сочи стал первым Гран-При сезона, где топливный вопрос во многом определил результаты гонки.

Наконец, трасса оказалась гораздо более техничной, чем думали многие — на ней нашлось много мест для обгона, на которых соперники могли ехать буквально бок о бок. Все это было не на руку 20-летнему россиянину.

Взлет и падение Квята

С точки зрения борьбы за лидерство, гонка фактически закончилась в первом повороте. Хорошо стартовавший Росберг был так отчаян, что к концу стартовой прямой оказался впереди Хэмильтона, а заодно пропустил точку торможения. Жесткое торможение оставило на колесах Mercedes Росберга такие проплешины, что Нико не только упустил лидерство (он и обогнал-то с нарушением правил, срезав поворот), но и отправился в боксы за новой резиной.

Стало ясно, что Хэмильтон взял полный контроль над гонкой, и помешать ему могут лишь технические проблемы, которых, к счастью для британца, не случилось. Итог — его чистая победа.

«Это была просто моя ошибка, — искренне расстраивался после гонки Росберг. — Я поздно затормозил, вот и всё. Ошибка была абсолютно ненужной. Я очень разочарован. После этого мои шины стали квадратными, из-за вибраций я не видел, куда еду. Пришлось совершать пит-стоп. Я думал, гонка для меня закончена…».

Но назвать Росберга «лузером» гонки язык не поворачивается. Ошибка в первом повороте дорого ему обошлась, но в остальном он сотворил небольшое чудо. Заехав в конце первого круга за свежим комплектом резины, он продержался на нем 52 круга до финиша гонки! Вот они, особенности трассы в Сочи с ее хорошим сцеплением и низким износом резины (плюс консервативность поставщика шин Pirelli, который не стал привозить на гонку самую нестойкую резину типа SuperSoft). Но одно дело просто проехать 52 круга, и совершенно другое — умудриться по ходу дела опередить всех, кроме собственного партнера по команде: Нико показывал блестящие времена даже на последних кругах, когда его второе место подвергал сомнению шедший третьим Вальтери Боттас.

По итогам Гран-При в Сочи, отрыв Льюиса Хэмильтона в мировом чемпионате возрос до 17 очков. Вообще, складывается впечатление, что британец поймал волну. Сегодня большинство специалистов назовут его самым вероятным кандидатом на титул 2014 года.

Что же касается Даниила Квята, единственный российский участник по ходу гонки не сумел удержаться в очковой зоне и, к разочарованию 60 тысяч зрителей на трибунах, вылетел из десятки сильнейших.

Послевкусие

Наградить победителя гонки на подиум вышел президент России Владимир Путин. Он же вручил приз за командную победу, хотя обычно эту привилегию делят два человека. Еще одним приятным нарушением традиций «Формулы 1» стал человек, взявший интервью у тройки призеров. Обычно это делает бывший гонщик «Формулы 1». В Сочи же на подиум вышел Алексей Попов — самый известный «формульный» комментатор в России. Для фанатов со стажем уже одно это рвет шаблон, ведь были времена, когда соревнования «Формулы 1» выглядели, как события из параллельного мира. А теперь «Формула 1» — это и российские флаги на трибунах, и российский гонщик в боксе…

Гонка с Сочи развеяла расхожий миф, будто россияне не интересуются автоспортом. Накануне Гран-При были проданы все билеты, и более 60 тысяч человек посмотрело гонку вживую. Это важно не только для коммерческих интересов промоутеров, но и для гонщиков — многие признавались, что не ожидали столь теплого приема в России.

Несмотря на неудачное выступление Даниила Квята, первый Гран-При России удался. Организаторы остались довольны уровнем подготовки, гонщики — автодромом, а зрители тем, что в календаре «Формулы 1» появилась еще одна трасса с большим зрелищным потенциалом.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Роман Гусаров

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня