
Пока все стремятся на юг, мы поедем на Север. Можно спорить, где он начинается, но для меня — это любое северное направление от Москвы. И, конечно, чем дальше, тем лучше и севернее!
На чем ехать, что брать с собой?
В настоящее время дороги в Ярославской и Вологодской областях, и далее на Север — в Карелии и в Архангельской области, — имеют вполне цивилизованный вид. По большому счету, необходимости в вездеходной технике нет. Поэтому выбор автомобиля — дело вашего вкуса и возможностей.
Я бы, конечно, предостерег автопутешественников от машин с низкой посадкой. Но, с другой стороны, в экспедиции «Большая Вода 2014», организованной Экспедиционным Клубом «Карелия 2000 — Русский Север», наряду с монстрами внедорожья вроде УАЗ, Jeep, Toyota и Land Rover, участвовал и обычный Renault Logan. Так вот, этот небольшой седанчик не только без проблем прошел маршрут в 2500 км по весенним размытым грейдерам, но и добрался своим ходом до знаменитого карельского водопада Белые Мосты (Юканкоски), куда и некоторые «подготовленные» внедорожники не всегда проходили. Кстати, по итогам поездки Logan оказался самым экономичным — и по бензину (что логично), и по ремонту (что стало для всех приятным открытием). Так что главное — не машина, а водитель!
Конечно, отправляясь в путешествие, надо проверить автомобиль. Кроме того, не стоит забывать, что севернее лето начинается позже, а зима приходит раньше, поэтому очень важно заранее переобуться в зимние шины. Есть еще нюанс. Чем ближе к Полярному кругу, тем в зимнее время короче световой день. Например, в начале ноября в районе Медвежьегорска (город на Онежском озере в Карелии, 1130 км от Москвы) солнце заходит уже в 16 часов. Так что хорошие фары — это необходимая вещь в дороге.
Решите, что брать с собой, кроме фотоаппарата и навигатора. Я не буду останавливаться на списке необходимых теплых вещей и снаряжения, которое потребуется в дальней поездке. Остановлюсь лишь на нескольких важных моментах.
В любую дальнюю поезду на Север необходимо взять хороший крепкий трос. Многие автолюбители возят с собой буксировочные тросы, купленные по случаю, которые не выдерживают сильных нагрузок. А порвавшийся трос — это серьезная причина, чтобы остаться в сугробе. Набор «спасателя» хорошо дополнить лопатой и топором. Бензопила и прочие серьезные «агрегаты» — уже индивидуальный выбор.
Настоятельно рекомендую захватить с собой термос. Когда закончатся горячие напитки, взятые из дома, термос можно пополнять на бензоколонках и в кафе. Очень удобно пользоваться и специальными автомобильными термо-кружками.
Итак, мы готовы, а значит — пора в путь!
Зимняя тактика
Едем мы на Север по трассе М8 «Холмогоры», что начинается с Ярославского шоссе. Эта дорога известна нескончаемыми ремонтами, так что выезжать надо рано утром, чтобы до пробок проскочить ее первый, наиболее загруженный участок. С топливом проблем не возникнет — вся трасса до Вологды «нашпигована» АЗС различных торговых марок.
В «правильное» время первый участок шоссе, со строящимися новыми эстакадами и ремонтами мостов, проходится достаточно быстро. Но будьте внимательны: временная разметка плохо видна, а огораживающие стройку блоки могут появляться неожиданно, так как трасса не полностью освещается. И не забываем, что контроль за соблюдением скоростного режима ведется с помощью камер: не слишком приятно по приезду находить в почтовом ящике «письма счастья» от ГИБДД.
Чуть меньше часа — и вы на развилке: направо уходит трасса «Хомогоры», налево — шоссе в Сергиев Посад. Пропустить поворот сложно, но на всяких случай, увидев статую лося по правой стороне дороги, приготовьтесь к маневру.
В Московской области трасса «Холмогоры» широкая — двухполосная в каждом направлении, с широким разделителем. В зимнее время ее хорошо чистят. Но снег у нас выпадает неожиданно для коммунальных служб, так что, как поется в песне, лучше «придержать коней».
Путешествия зимой сильно отличаются от летних. Летом, как правило, стремишься в первый же перегон забраться как можно дальше на Север. Тысяча-полторы километров за день — не предел.
Зимой, как ты не старайся, выше 80 км/час средней скорости не выжмешь. Сумерки накатывают быстро, черная грязь на асфальте затирает разметку — и приходится менять тактику. Тут следует ехать размерено. Зато появляется возможность лишний раз остановиться и ознакомиться с объектами, мимо которых промчался бы летом.
Тайны М8
На выезде из Московской области, на пересечении с «большой бетонкой», вы проедете пост ДПС с камерами. Справа откроется вид на Торбеевское озеро. Озеро это рукотворное — оно возникло в результате строительства плотины на протекающей через небольшой водоем речке Вондига. Места здесь красивые и часто посещаемые рыбаками, которых во время хорошего клева много. Сразу за постом — мощный комплекс АЗС, где можно заправиться, перекусить и купить что-то в дорогу. Цены на топливо, с приближением к Ярославской области, будут снижаться.
Далее трасса, покинув Московскую область, пересечет по краю Владимирскую область, и вы въедете в область Ярославскую.
Из достопримечательностей этого участка следует отметить… вигвам! Да, индейский вигвам на 106-м километре трассы, по левой стороне от вас. В нем живет некто Юрий. Отшельник, самодур, дауншифтер — как его только не называют. Живет он в вигваме уже несколько лет. Что побудило московского юриста переселиться в такое экзотическое жилище, история умалчивает. Юрий — автор нового типа путешествий. «Это не я буду двигаться мимо всего, это все будет двигаться мимо меня», — говорит он.
После въезда в Ярославскую область дорога становится стандартной для нашей страны — двухполосной с небольшими зонами обгона. Состояние ее поддерживают в рамках возможного — встречаются и наледи, и заснеженные сугробы. На трудные ситуации вдоль обочин стоят ящики с противогололедной смесью — буксующие на подъемах грузовики встречаются все чаще.
Переславль-Залесский
Примерно через два часа и 140 км пути от Москвы вы в очередной раз проедете пост ДПС. Тут встанет выбор — проехать ли Переславль-Залесский по окружной, или уделить день этому старинному русскому городу.
Переславль-Залесский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, — тем самым, что считается основателем Москвы. За свою историю город пережил немало войн, от раздоров великих князей русских до нашествия ордынцев. Переславль известен и тем, что именно здесь, на Плещеевом озере, Пeтр I взялся за строительство потешной флотилии, что стало началом русского военного флота.
В городе несколько монастырских комплексов и с десяток церквей, среди которых можно отметить древнейший памятник архитектуры Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенский собор XII века. Ну и, конечно, Никитский монастырь, история которого начинается с первых православных церквей XI века.
В центре Переславля имеется городской вал и часть укреплений кремля, ныне не сохранившегося. Остатки укреплений относят к XII веку, высота их более 10 метров, а протяженность — почти два километра.
В музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно посмотреть легендарный деревянный бот «Фортуна», который, пусть в неидеальном виде, дожил до наших дней. В частных «Музее утюга» и «Музее чайника» посетителей ждут довольно любопытные тематические коллекции. Будучи в Переславле, логично посетить и частый музей не существующей ныне Переславской узкоколейной железной дороги. В нем собрано множество старых локомотивов и вагонов, причем почти все экспонаты являются действующими. Правда, чтобы посетить музей «узкоколейки», необходимо отклониться от маршрута и направиться в поселок Талицы.
Еще одно из исторических мест Переславля — знаменитый «Синь-Камень». Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. О нем рассказывают удивительные истории, где переплетаются легенды и исторические факты. Рядом расположен второй знаменитый объект древний Руси — Александрова гора (Ярилина или Лысая гора).
В городе много кафешек и объектов общепита, так что голодными не останетесь. Туристической Меккой является кафе «Блинная» в центре города, действующее еще с советских времен. Здесь вы найдете большой выбор блинов с разнообразной начинкой и горячий чай с лимоном, — а что еще нужно замерзшему путешественнику?
Вообще, Переславль-Залесский — смесь древней истории, язычества и православия. Удобно посетить этот город в рамках однодневной поездки. Выехав засветло из Москвы, вы рано доберетесь до Переславля, а вечером, после полного туристического дня, спокойно вернетесь домой. Главное здесь — помнить правило «чем позже въезжать в Москву, тем меньше пробок».
Но наш путь идет дальше, на Север. Потратив день на осмотр Переславля, не стоит оставаться в нем ночевать: близость к Москве и статус туристического центра сильно сказываются на стоимости гостиниц. Но не беда — в 60 км севернее расположен еще один город «Золотого кольца» — Ростов Великий. Дорога до него хорошая, со свежим ремонтом, и в некоторых местах расширена до трех полос — долетите быстро. А уж в Ростове проблем с гостиницами просто нет. Можно найти и эконом-класс за 400 рублей, и двухместный «люкс» за 2−3 тысячи — выбор огромен.
На этом первая часть нашего путешествия закончилась. Ждите продолжения, в котором мы отправимся дальше на Русский Север.
Снимок в открытие статьи: фото автора