Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
13 ноября 2014 07:44

Зимой — на Русский Север

Отправляемся в автопутешествие из Москвы за Полярный круг

6740

Пока все стремятся на юг, мы поедем на Север. Можно спорить, где он начинается, но для меня — это любое северное направление от Москвы. И, конечно, чем дальше, тем лучше и севернее!

На чем ехать, что брать с собой?

В настоящее время дороги в Ярославской и Вологодской областях, и далее на Север — в Карелии и в Архангельской области, — имеют вполне цивилизованный вид. По большому счету, необходимости в вездеходной технике нет. Поэтому выбор автомобиля — дело вашего вкуса и возможностей.

Я бы, конечно, предостерег автопутешественников от машин с низкой посадкой. Но, с другой стороны, в экспедиции «Большая Вода 2014», организованной Экспедиционным Клубом «Карелия 2000 — Русский Север», наряду с монстрами внедорожья вроде УАЗ, Jeep, Toyota и Land Rover, участвовал и обычный Renault Logan. Так вот, этот небольшой седанчик не только без проблем прошел маршрут в 2500 км по весенним размытым грейдерам, но и добрался своим ходом до знаменитого карельского водопада Белые Мосты (Юканкоски), куда и некоторые «подготовленные» внедорожники не всегда проходили. Кстати, по итогам поездки Logan оказался самым экономичным — и по бензину (что логично), и по ремонту (что стало для всех приятным открытием). Так что главное — не машина, а водитель!

Конечно, отправляясь в путешествие, надо проверить автомобиль. Кроме того, не стоит забывать, что севернее лето начинается позже, а зима приходит раньше, поэтому очень важно заранее переобуться в зимние шины. Есть еще нюанс. Чем ближе к Полярному кругу, тем в зимнее время короче световой день. Например, в начале ноября в районе Медвежьегорска (город на Онежском озере в Карелии, 1130 км от Москвы) солнце заходит уже в 16 часов. Так что хорошие фары — это необходимая вещь в дороге.

Решите, что брать с собой, кроме фотоаппарата и навигатора. Я не буду останавливаться на списке необходимых теплых вещей и снаряжения, которое потребуется в дальней поездке. Остановлюсь лишь на нескольких важных моментах.

В любую дальнюю поезду на Север необходимо взять хороший крепкий трос. Многие автолюбители возят с собой буксировочные тросы, купленные по случаю, которые не выдерживают сильных нагрузок. А порвавшийся трос — это серьезная причина, чтобы остаться в сугробе. Набор «спасателя» хорошо дополнить лопатой и топором. Бензопила и прочие серьезные «агрегаты» — уже индивидуальный выбор.

Настоятельно рекомендую захватить с собой термос. Когда закончатся горячие напитки, взятые из дома, термос можно пополнять на бензоколонках и в кафе. Очень удобно пользоваться и специальными автомобильными термо-кружками.

Итак, мы готовы, а значит — пора в путь!

Зимняя тактика

Едем мы на Север по трассе М8 «Холмогоры», что начинается с Ярославского шоссе. Эта дорога известна нескончаемыми ремонтами, так что выезжать надо рано утром, чтобы до пробок проскочить ее первый, наиболее загруженный участок. С топливом проблем не возникнет — вся трасса до Вологды «нашпигована» АЗС различных торговых марок.

В «правильное» время первый участок шоссе, со строящимися новыми эстакадами и ремонтами мостов, проходится достаточно быстро. Но будьте внимательны: временная разметка плохо видна, а огораживающие стройку блоки могут появляться неожиданно, так как трасса не полностью освещается. И не забываем, что контроль за соблюдением скоростного режима ведется с помощью камер: не слишком приятно по приезду находить в почтовом ящике «письма счастья» от ГИБДД.

Чуть меньше часа — и вы на развилке: направо уходит трасса «Хомогоры», налево — шоссе в Сергиев Посад. Пропустить поворот сложно, но на всяких случай, увидев статую лося по правой стороне дороги, приготовьтесь к маневру.

В Московской области трасса «Холмогоры» широкая — двухполосная в каждом направлении, с широким разделителем. В зимнее время ее хорошо чистят. Но снег у нас выпадает неожиданно для коммунальных служб, так что, как поется в песне, лучше «придержать коней».

Путешествия зимой сильно отличаются от летних. Летом, как правило, стремишься в первый же перегон забраться как можно дальше на Север. Тысяча-полторы километров за день — не предел.

Зимой, как ты не старайся, выше 80 км/час средней скорости не выжмешь. Сумерки накатывают быстро, черная грязь на асфальте затирает разметку — и приходится менять тактику. Тут следует ехать размерено. Зато появляется возможность лишний раз остановиться и ознакомиться с объектами, мимо которых промчался бы летом.

Тайны М8

На выезде из Московской области, на пересечении с «большой бетонкой», вы проедете пост ДПС с камерами. Справа откроется вид на Торбеевское озеро. Озеро это рукотворное — оно возникло в результате строительства плотины на протекающей через небольшой водоем речке Вондига. Места здесь красивые и часто посещаемые рыбаками, которых во время хорошего клева много. Сразу за постом — мощный комплекс АЗС, где можно заправиться, перекусить и купить что-то в дорогу. Цены на топливо, с приближением к Ярославской области, будут снижаться.

Далее трасса, покинув Московскую область, пересечет по краю Владимирскую область, и вы въедете в область Ярославскую.

Из достопримечательностей этого участка следует отметить… вигвам! Да, индейский вигвам на 106-м километре трассы, по левой стороне от вас. В нем живет некто Юрий. Отшельник, самодур, дауншифтер — как его только не называют. Живет он в вигваме уже несколько лет. Что побудило московского юриста переселиться в такое экзотическое жилище, история умалчивает. Юрий — автор нового типа путешествий. «Это не я буду двигаться мимо всего, это все будет двигаться мимо меня», — говорит он.


После въезда в Ярославскую область дорога становится стандартной для нашей страны — двухполосной с небольшими зонами обгона. Состояние ее поддерживают в рамках возможного — встречаются и наледи, и заснеженные сугробы. На трудные ситуации вдоль обочин стоят ящики с противогололедной смесью — буксующие на подъемах грузовики встречаются все чаще.

Переславль-Залесский

Примерно через два часа и 140 км пути от Москвы вы в очередной раз проедете пост ДПС. Тут встанет выбор — проехать ли Переславль-Залесский по окружной, или уделить день этому старинному русскому городу.

Переславль-Залесский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, — тем самым, что считается основателем Москвы. За свою историю город пережил немало войн, от раздоров великих князей русских до нашествия ордынцев. Переславль известен и тем, что именно здесь, на Плещеевом озере, Пeтр I взялся за строительство потешной флотилии, что стало началом русского военного флота.


В городе несколько монастырских комплексов и с десяток церквей, среди которых можно отметить древнейший памятник архитектуры Северо-Восточной Руси — Спасо-Преображенский собор XII века. Ну и, конечно, Никитский монастырь, история которого начинается с первых православных церквей XI века.

В центре Переславля имеется городской вал и часть укреплений кремля, ныне не сохранившегося. Остатки укреплений относят к XII веку, высота их более 10 метров, а протяженность — почти два километра.

В музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно посмотреть легендарный деревянный бот «Фортуна», который, пусть в неидеальном виде, дожил до наших дней. В частных «Музее утюга» и «Музее чайника» посетителей ждут довольно любопытные тематические коллекции. Будучи в Переславле, логично посетить и частый музей не существующей ныне Переславской узкоколейной железной дороги. В нем собрано множество старых локомотивов и вагонов, причем почти все экспонаты являются действующими. Правда, чтобы посетить музей «узкоколейки», необходимо отклониться от маршрута и направиться в поселок Талицы.

Еще одно из исторических мест Переславля — знаменитый «Синь-Камень». Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси. О нем рассказывают удивительные истории, где переплетаются легенды и исторические факты. Рядом расположен второй знаменитый объект древний Руси — Александрова гора (Ярилина или Лысая гора).

В городе много кафешек и объектов общепита, так что голодными не останетесь. Туристической Меккой является кафе «Блинная» в центре города, действующее еще с советских времен. Здесь вы найдете большой выбор блинов с разнообразной начинкой и горячий чай с лимоном, — а что еще нужно замерзшему путешественнику?

Вообще, Переславль-Залесский — смесь древней истории, язычества и православия. Удобно посетить этот город в рамках однодневной поездки. Выехав засветло из Москвы, вы рано доберетесь до Переславля, а вечером, после полного туристического дня, спокойно вернетесь домой. Главное здесь — помнить правило «чем позже въезжать в Москву, тем меньше пробок».

Но наш путь идет дальше, на Север. Потратив день на осмотр Переславля, не стоит оставаться в нем ночевать: близость к Москве и статус туристического центра сильно сказываются на стоимости гостиниц. Но не беда — в 60 км севернее расположен еще один город «Золотого кольца» — Ростов Великий. Дорога до него хорошая, со свежим ремонтом, и в некоторых местах расширена до трех полос — долетите быстро. А уж в Ростове проблем с гостиницами просто нет. Можно найти и эконом-класс за 400 рублей, и двухместный «люкс» за 2−3 тысячи — выбор огромен.

На этом первая часть нашего путешествия закончилась. Ждите продолжения, в котором мы отправимся дальше на Русский Север.


Снимок в открытие статьи: фото автора

Последние новости
Цитаты
Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня