С 15 ноября вступают в силу новые поправки в «автомобильную» часть Кодекса об административных правонарушениях. По замыслу законодателей, они должны способствовать укреплению порядка на дорогах. Что из этого получится?
Сокрытие номерных знаков
Ну, наконец, — воскликнут законопослушные плательщики московского «налога» на парковку. А то развелись, понимаешь, халявщики, которые прикрывают номерные знаки в надежде, что их не засечёт система «Паркон». Но не тут то было!
Ответственность за сокрытие номерных знаков наступает только при управлении автомобилем. Получается, что стоящий автомобиль — в момент стоянки он не управляется — под эту санкцию формально не подпадает. А его владелец — не попадает на штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до трёх месяцев (именно такую, довольно суровую ответственность предусматривает новая статья Кодекса). На вооружении ГИБДД есть, конечно, комплексы типа «Визир», которые осуществляют официальную видеофиксацию нарушений, будучи в руках инспектора. Но будут ли инспекторы этим заниматься?
Рискнем предположить: большинства автомобилей, стоящих на неоплаченной парковке с «фиговыми листочками» на знаках, всё вышеперечисленное не коснётся. Интересная получается ситуация — власть что, таким способом фактически легализует неоплату парковок? Чуть раньше, напомним, она фактически легализовала нарушение скоростного режима на 20 км/ч. ЧуднО, не правда ли?
Ответственность за неуплату
Отныне, если водитель не оплатил штраф за нарушение, зафиксированное автоматическими системами фото-видеофиксации, то спустя 70 дней его ждёт неприятный сюрприз. И сюрприз этот — двойная сумма полагающегося штрафа или… целых 50 часов обязательных общественных работ. Не слабо! Формально — мера должна стать весьма действенной для нарушителей того же скоростного режима. Но!
Месяц назад я ездил на своём автомобиле из Москвы в Питер. Я уже давно не лихачу и строго придерживаюсь официальных скоростных ограничений — 79,9 и 109,9 км/ч (в населенных пунктах и на трассе соответственно). Но ехал я ночью, дабы минимизировать стояние в бесконечных пробках трассы М10. А ночью крайне сложно идентифицировать начало населённого пункта, особенно, если указатель закрыт фурой или установлен так, что его тупо не видно. По возвращению меня ждало «письмо счастья» со штрафом 500 рублей за скорость 85 км/ч в какой-то деревне. Вот и получается — меня наказали фактически ни за что! Я честно соблюдал Правила, законопослушно плёлся через многочисленные деревни, которые уже давно нужно было обозначить синими, а не белыми знаками, и на тебе — штраф!
А ведь двумя неделями ранее при поездке в Казань подобных проблем не возникло. Знаете почему? Да потому что на трассе М7 начало каждого населённого пункта продублировано большим знаком «60» на асфальте.
Можно, конечно, попытаться оспорить тот 500-рублёвый штраф. Но, во-первых, перспективы такого оспаривания туманны. А, во-вторых, мои потенциальные злоключения и потеря времени на доказывание, что я — не верблюд, явно не стоят этих 500 рублей. Но осадочек остаётся и накапливается.
Пересдача на «права»
А вот это действительно что-то новенькое и доселе никогда не применявшееся. Отныне возврат водительских прав после любой «лишенческой» статьи возможен только после пересдачи экзамена на знание Правил дорожного движения.
Данное нововведение можно только приветствовать. Так как этот фактор выглядит гораздо более дисциплинирующим, чем любые штрафы и даже лишение прав. Только есть одно «но»: в некоторых регионах страны «гаишники» до сих пор устраивают засады, чтобы «ловить за встречку», пользуясь бардаком со знаками и разметкой. Иной раз дело и вовсе доходит до снятия знаков «Конец зоны запрещения обгона». Ещё один почти неиссякаемый источник «ловли за встречку» — временные знаки во время ремонта. И всё это — лишение прав от 4 до 6 месяцев. А теперь ещё и с последующей пересдачей «теории». Безусловно, освежать знание ПДД — не грех. Но не таким же иезуитским способом.
Кроме того, при возврате изъятого ранее воительского удостоверения узаконено взимание всех «висящих» за водителем штрафов. В принципе — тоже правильно. Но проблемы, изложенные по итогам моего последнего проезда по маршруту Москва — Питер, всё равно остаются.
Техосмотр
Новые кары в этой области водителей не касаются. Зато касаются СТО и их работников, проводящих техосмотр и выдающих диагностическую карту. От 100 до 300 тысяч рублей — именно столько придётся отдать государству, если диагностическая карта выдана на неисправный автомобиль или вовсе без проведения осмотра.
Но тут великий русский авось только увеличит сумму взятки. Потому что к ответственности за выдачу «липовой» диагностической карты можно будет привлечь лишь по решению суда. Да и то если страховая компания виновника аварии обнаружит «липу».
Снятие номерных знаков
Теперь такой нормы нет. За отсутствующий страховой полис, глухую тонировку, повышенную шумность и всё остальное, за что раньше откручивали номера, -только штраф. Эта норма стала закономерным следствием официального разрешения делать дубликаты номерных знаков. Снимать номера стало просто бессмысленно — владелец автомобиля их тут же может заказать и изготовить по предъявлению документов на машину и после рассказа о том, что номера, дескать, украли.
А теперь, положа руку на сердце, спросите сами у себя — будет ли больше порядка на наших дорогах после всех этих новаций?.. Вот и меня терзают смутные сомнения.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС