Авто

Да будет свет!

Что нужно знать об оптике при выборе автомобиля

  
6914
Да будет свет!

Когда мы подбираем себе авто, то о головном и другом свете задумываемся отнюдь не в первую очередь. В лучшем случае — иногда обращаем внимание на маркетинговые заманухи типа «интеллектуальный свет». Разберёмся в вопросе поподробнее.

Галоген

Речь идёт, конечно же, не о химических элементах 17-й группы периодической таблицы нашего прославленного учёного Менделеева. Таким термином в водительской среде принято именовать самые простые на сегодняшний день фары головного света.

В основе такой фары — простая лампа накаливания (с присутствием паров брома или йода внутри колбы), отражатель, ну и корпус со «стеклом». Слово «стекло» неспроста взято в кавычки, так как стекло уже давно почти не применяется. Предпочтение отдаётся поликарбонату. Объясняется это заботой о зазевавшихся пешеходах, которые лезут под колёса наших автомобилей и потенциально могут получить больше травм, если в фарах применяется настоящее стекло. Но в остальном — одни минусы. Поликарбонат дороже стекла, а со временем (через 3−4 года) мутнеет, покрывается микроцарапинами и становится довольно значительным препятствием для света — фары начинают заметно хуже светить. Данная напасть лечится полировкой, но ведь для этой операции нужно найти и деньги (не очень большие) и время. Да и полировка — тоже не панацея, так как отражатель фары тоже со временем деградирует.

Зато, как мы уже отметили, фары на галогеновых лампах — это самый недорогой вариант головного света. И если фара грамотно сконструирована, то света, в целом, хватает. Другое дело — для хорошего светового потока площадь отражателя должна быть чем больше — тем лучше. Что входит в противоречие с требованиями аэродинамики. Частично эта проблема решается разделением ближнего и дальнего света на отдельные источники. Ещё более радикальный способ — применение «линзованного» света. Это когда световой поток формируется не только отражателем, но и системой линз.

Фактический стандарт потребляемой мощности для ближнего света — 55 Вт, для дальнего — 60 Вт. Но в продаже часто можно увидеть лампы и 100 Вт, и даже больше. Если такая лампа несёт логотип известной компании, то обычно на коробочке есть надпись примерно следующего содержания: «Не использовать в движении. Лампа предназначена для выставок и шоу». Если лампа «ноу-нейм», то потреблять ватты она будет даже больше заявленного, а вот светить — гораздо хуже обычной 55-ваттной. А повышенное энергопотребление не только грозит расплавить пластик вокруг лампы, но и внести глюки в работу блока, управляющего реле переключения с «ближнего» на «дальний».

Но многие именитые производители выпускают лампы нормальной мощности, но с заявленной повышенной светоотдачей (и значительно большей ценой!). И это правда, ведь солидный производитель не будет жертвовать репутацией ради банальной заманухи. Но физику не обманешь — получить от вольфрамовой нити больше света можно только уменьшив её толщину и подняв её температуру. Правильно — такая нить перегорит гораздо быстрее, чем обычная. Получается, что за реальные «плюс 20−30−50%» светоотдачи мы заплатим в 3−5 раз больше денег. Тут уж каждый решает для себя — что лучше.

Всё вышесказанное отчасти относится и к галогеновым лампам «под ксенон». Они или имеют на упаковке то же предупреждение о применяемости только для выставок или шоу, или стОят значительно дороже. Или вовсе изготовлены кустарным способом в пресловутых подвалах дядюшки Ляо — с прогнозируемой светоотдачей, с перспективой расплавить всю пластмассу вокруг лампы и с ослеплением всех встречных.

А вот применение в фарах, спроектированных под галогеновую лампу, настоящих ксеноновых ламп — это не только административное правонарушение с лишением прав от 6 месяцев до года и конфискацией оборудования, но верх наплевательского отношения к остальным водителям. Характер настоящего ксенонового света совершенно «не стыкуется» с конструкцией обычной фары. В результате имеем «сварку» по глазам встречных и ужасное освещение для «счастливого» обладателя таких фар. Зато пацаны на районе обзавидуются.

Ксенон

Тут тоже в ходу не название химического элемента, а тип светового прибора. Свет вырабатывается электрической дугой в среде инертного газа — ксенона.

Ксеноновый свет почти по всем позициям «кладёт на лопатки» свет галогеновый. Он интенсивнее, «белее», лучше «пробивает» туман, дождь и снег, потребляет почти в два раза меньше электроэнергии, не боится вибрации, гораздо дольше служит.

Минусов немного. Это дороговизна и относительная сложность, постепенное смещение спектра света в красную область и… очень резкая светотеневая граница, дальше которой на «ближнем» свете практически ничего не видно. Психологически это не очень уютно. Зато «дальний» — шикарен, но катастрофически слепит встречных. Но он и не предназначен для встречных разъездов.

Светодиоды

Очень модное увлечение, демонстрирующее стремление к прогрессу и так далее и тому подобное. На деле для головного света — пока игрушка. Мощные светодиоды стоят дорого. Нет не так — непомерно дорого! Например, предлагаемый в качестве опции головной светодиодные свет Matrix LED на Audi A8 стоит от 2500 до 4000 евро! Закономерный вопрос — зачем? Если ксеноновый свет прекрасно справляется со своими обязанностями за гораздо меньшие деньги. Ну да, светодиодные фары позволяют организовать тот самый «интеллектуальный свет», когда в автоматическом режиме включаются различные сочетания из 25 светодиодных элементов и их приводов, получая на выходе и «дальний», и очень «дальний», и «ближний», и самый «ближний», и ещё миллионы возможных комбинаций. Ну и, наверное, потребляют чуть меньше, чем 35 ватт «ксенона». Но не такой же ценой!

На другом финансово-социальном полюсе то, что вы видите на фото.

Это светодиодная лампа, призванная «заменить» стандартную галогеновую Н4. Мне крайне сложно представить — чем руководствовались создатели такой лампы. На ум приходит только алчность, помноженная на уверенность, что покупатель — идиот. Да, именно так резко — идиот! Потому что такая лампа будет не только светить в небо (вправо, влево, вниз, короче — везде), но и делать это КАТАСТРОФИЧЕСКИ слабо. И мне даже не хочется объяснять физику этих процессов.

А вот в некоторых других автомобильных световых приборах недорогие и простые светодиоды прижились. Это и дневные ходовые огни (ДХО), и «габариты», а иногда — и все остальные. Главное — чтобы это были заводские комплектации. Потому что кустарные чаще всего не обеспечивают необходимый световой поток. Исключение — лампы подсветки номерного знака. Но всегда нужно помнить о том, что светодиоды не выделяют тепло. И зимой, особенно на трассе, возможно полное залепление снегом тех же габаритных огней. А это уже крайне небезопасно с точки зрения едущих сзади, особенно ночью.

Лазерные фары

Пока — сущая экзотика, продвигаемая BMW. Но сам лазер не формирует головной световой поток — сетчатки глаз всех, кто увидит такой свет, могут не выдержать. Лазер в таких фарах только воздействует на фосфорный флуоресцентный состав, который и выделяет свет. Обещают ещё большую компактность и ещё меньшее энергопотребление. Но опять всплывают вопросы — зачем и какой ценой? Зато — пресловутый прогресс. Впрочем, я повторяюсь.

Фото: EPA/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня