В первой части нашей поездки мы добрались из Москвы до Кирилло-Белозерского монастыря. Теперь отправляемся дальше на Север — к Медвежьегорску.
Белозерск
Проведя ночь в древнем городе Кириллове, и бросив последний взгляд на Кирилло-Белозерский монастырь, отправляемся дальше на Север.
Рядом с Кирилловым расположен еще один старинный русский город — Белозерск, берущий название от озера, на берегу которого он и стоит. Этот город впервые упомянут в «Повести временных лет» (862 год) как один из трех городов, участвовавших в призвании варягов, от которых «есть пошла Земля Русская».
Белое озеро в настоящее время входит в состав Шекснинского водохранилища и является частью Волго-Балтийского водного пути. Но и до строительства современного «Волга-Балта» Белое Озеро было частью водной транспортной артерии России. В середине XIX века для безопасного прохождения судов был сооружен Белозерский обводной канал, входящий в Мариинскую водную систему. Местные легенды утверждают, что берега канала сложены из костей его строителей.
Главной достопримечательностью Белозерска является оборонительное укрепление «Белозерский Кремль». Это грандиозное сооружение с земляными валами 30-метровой толщины видно даже из космоса. На его территории сохранились внутренние постройки, в том числе Спасо-Преображенский собор.
До наших дней дошли и другие памятники архитектуры — Церковь Успения (1553 год), действовавшая даже в советские времена, а также деревянная церковь Ильи Пророка, построенная в конце XVII века.
Белозерск и Белое озеро находятся в стороне от трассы «Вологда-Медвежьегорск», и чтобы совершить путешествие в этот уголок Севера, надо помнить о наличии по пути грунтовых дорог и паромной переправы.
А если продолжить путь из Кириллова на север, через трассу A119 (бывшая Р5), вы проедите мимо Ферапонтова Белозерского монастыря. Особую ценность этот монастырь имеет в связи с единственной документально подтвержденной, сохранившейся до наших времен настенной живописью иконописца Дионисия (1502 год). К сожалению, увидеть росписи во время межсезонья трудно — хранители берегут этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО от возможных перепадов температур, и ограничивают посещение собора Рождества Богородицы осенью и зимой.
После Кириллова дорога становится чуть хуже. Но в этом году дорога «Вологда-Медвежьегорск» стала федеральной, активный ремонт уже идет по всей ее протяженности.
Вытегра
Примерно через 50 км после поворота на Ферапонтово — развилка дорог. На ней, перед поворотом на Липин Бор, стоит знаменитая АЗС. Знаменита она по одной причине — далее на протяжении 160 км не будет ни одной заправочной станции. Кстати, стоимость топлива начинает понемногу расти.
Эти извилистые 160 км до города Вытегра достаточно тяжелые. Несмотря на почти полное отсутствие трафика, следует быть очень аккуратным и готовым к любым неожиданным «встречным»: лоси, а в ночное время и волки — не редкость.
Стоит опасаться и заснеженных обочин — они не так безопасны, как кажется на первый взгляд. Обстановка осложняется и не всегда уверенным приемом сотовых телефонов. Кстати, на Севере наиболее популярен Мегафон, иные операторы часто просто отсутствуют.
Ближе к Вытегре по левой стороне дороги начнут мелькать указатели «Шлюз номер …» — параллельно идет Волго-Балтийский канал, часть той самой Мариинской водной системы, что идет через знакомое нам Белое озеро. В летний период сквозь небольшую полосу леса, отделяющую дорогу от канала, можно наблюдать разнообразные корабли, стоящие на рейде или идущие по фарватеру.
Еще год назад перед самой Вытегрой был небольшой кусок грейдера, но сейчас достроили прямой участок трассы, и внедорожная романтика осталась только в памяти автопутешественников.
Вытегра встречает гостей рекламным плакатом необычного для данной местности музея — дизельной подводной лодки Б-440. Это, наверное, главная достопримечательность города, мимо которой проехать просто невозможно, к тому же музей работает и в зимний период.
На Медвежьегорск!
Из Вытегры на Север идут две дороги — одна на Медвежьегорск, вторая — в сторону Вознесенья — Подпорожья — Лодейного поля. Второй вариант достаточно интересен. Если им воспользоваться, можно отклониться от маршрута и посетить Ладожское озеро, или через паромную переправу в Вознесенье подняться к Петрозаводску. На дороге в сторону Вознесенья, при выезде из Вытегры, стоит и единственная в городе АЗС.
Мы же двинемся точно на Север — в сторону города Пудож, и уже через 50 км пересечем условную границу республики Карелия. Далее дороги не чистятся «до асфальта», а содержатся «в накате» по скандинавскому методу. Это очень красиво, но в период оттепелей и последующих заморозков достаточно опасно, так что будьте аккуратнее.
Первый карельский город на нашем пути — Пудож, берущий начало в XIV веке и бывший некогда центром производства и торговли льна. В период советской власти город стал центром лесопромышленности, а сегодня является типичным северным моногородом.
Сам же Пудожский район известен наскальными рисунками и петроглифами на мысу Онежского озера с красочным названием — Бесов нос. Как противовес языческим культам в Пудожском районе расположен самый древний карельский монастырь — Муромский. В настоящее время идет возрождение этого монастыря, а в самом Пудоже — реставрация церкви Александра Невского.
В Пудоже действует несколько АЗС, в том числе, на выезде в сторону Медвежьегорска. Далее предстоит проехать еще 200 км без пунктов продажи топлива, так что запасаемся впрок.
Дорога до Медвежьегорска идет по живописным местам, с возможностью подъезда к Онежскому озеру — крупнейшему в Европе после Ладожского. На одном из островов расположен знаменитый музей деревянного зодчества Карелии — Кижи. Добраться до него можно летом на туристических теплоходах, а зимой — на снегоходах по льду. Сейчас же, когда судоходство закончилось, а серьезный лед еще не встал, Кижи становятся недоступные для туристов.
По дороге мы пересекаем знаменитый Беломорско-Балтийский канал, соединивший Онежское озеро и Белое море, и едем через Повенец — поселок с богатой историей. В свое время это был конечный пункт маршрута «Государевой дороги» — водно-волокового пути, которым в ходе Северной войны 1702 года были доставлены на Онежское озеро корабли, участвовавшие в штурме шведских крепостей Кексгольм и Нотебург.
Ближе к Медвежьегорску расположено печально известное урочище Сандармох, где в годы репрессий было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек.
Сегодняшний день мы закончим в городе Медвежьегорск, расположенном на северном берегу Онежского озера. Именно здесь, на окраине города, на берегу реки Кумса, проводились съемки советского фильма «Любовь и голуби».
В следующей части нашего маршрута мы поедем уже за Полярный круг — в город-герой Мурманск.
Снимок в открытие статьи: вид на Успенский собор в городе Белозерск/ Фото: Алексей Устимов/ ТАСС