
За последние годы на тестах в России были десятки паркетников, и лишь считанные полноприводные универсалы. Почему они не популярны? Мы взяли новую Skoda Octavia Scout и провели ее заочное сравнение с кроссоверами.
Ростом не вышла
В мире не существует стандартного, «гостовского» определения паркетника. Ими принято считать двухобъемные автомобили с дорожным просветом более 170 мм и полным приводом (хотя бы в некоторых комплектациях). Поэтому чисто формально Octavia Scout можно считать паркетником: всем критериям она удовлетворяет.
Между тем мозг не обманешь. Глядя на нее, большинство все-таки скажут «универсал», и все дело — в пропорциях. Большинство «настоящих» кроссоверов имеют вертикальную компоновку салона, когда водитель и пассажир сидят, словно на стуле, с почти прямой спиной и относительно высоко над дорогой. У них не только увеличенный просвет, но и задранная поясная линия, а также общая высота кузова.
У легковых машин посадка более «расслабленная», пятая точка ниже, а спинки сидений наклонены сильнее. Соответственно, ниже и кузов. Так вот, по этому критерию Octavia Scout, несмотря на три «лишние» сантиметра просвета, осталась легковушкой. Хорошо это или плохо?
В отличие от паркетника, Scout не дарит ощущения, что ходишь на каблуках и смотришь на всех сверху вниз, а обзорность вообще мало отличается от легковой: например, габариты капота с водительского места не видны. Между тем, для многих женщин подобные мелочи и определяют выбор в пользу паркетника: на низких скоростях он дает более интуитивное «чувство локтя».
Кроме того, вертикальная компоновка кроссоверов позволяет разместить больше людей и грузов в единице «погонного метра» автомобиля. Для сравнения, Honda CR-V короче «Октавии» на 10 см, но имеет сравнимую практичность: это касается и вместимости задних сидений, и багажника. По меркам своего легкового класса Octavia Scout чемпион по практичности: чего только стоит багажник объемом 610 л. Но некоторые соразмерные кроссоверы предлагают еще больше воздуха в салоне — спасибо высоте кузова и вертикальной компоновке.
Однако есть плюсы и у «Скаута», например, легковая посадка обеспечивает лучшее чувство автомобиля на высоких скоростях и при экстренном маневрировании. Связь с машиной, если позволите, более интимная. Но важнее другое: далеко не всем нравится сидеть в машине торчком, тогда как у многих кроссоверов базовая посадка близка к концепции «как на табурете». У некоторых моделей, особенно дорогих, спинки задних сидений регулируются по углу наклона, но зачастую это не очень спасает, потому что сам профиль сиденья изначально рассчитан на почти вертикальную посадку. И вот тут Octavia Scout отыгрывается: посадка на втором ряду уютнее и больше способствует релаксу. Эргономика водительского места также почти безупречна, по крайней мере, если вы не стремитесь сидеть выше всех: хороший профиль сиденья, широчайшие диапазоны регулировок, удобные подлокотники.
На проселке и грунте
По проходимости Octavia Scout попала бы в аутсайдеры рейтинга паркетников. Собственно, просвет 171 мм — это как раз нижняя граница для большинства представителей сегмента, тогда как наиболее серьезные кроссоверы имеют просвет более 200 мм. Кроме того, Octavia Scout отличается длинной колесной базой и приличными свесами, поэтому де-факто является легковушкой расширенных возможностей. Она не боится ухабистых дорог и может запарковаться к стандартному бордюру, но по колее от трактора не проедет.
А вот полный привод с муфтой Haldex пятого поколения работает достаточно уверенно: активация «задка» происходит быстро, и при езде по рыхлому снегу помощь привода ощущается весьма явно. И все-таки Scout не предназначен для штурма топей, а его полный привод гораздо эффективнее при разгонах на утрамбованном снегу или штурме обледенелых горок.
С другой стороны, а чем лучше паркетники? Если по геометрической проходимости Scout соперничает с самыми слабыми из них, то по тяговой он сопоставим с большинством моделей (муфту Haldex ставят на многие кроссоверы).
В глобальном смысле возможности Scout близки к паркетникам, и основная разница возникает в ситуациях, когда важны последние сантиметры просвета и каждый градус углов въезда/съезда и угла рампы. Тем, кто планирует использовать машину на дорогах разного уровня качества, Scout не покажется «пузотером», а вот если вы ищите кроссовер, чтобы пуститься во все тяжкие, то возможности Scout могут разочаровать.
Король разбитого асфальта
Впрочем, Octavia Scout отыгрывает это отставание за счет своих ездовых качеств, потому что при напористой езде в ней чувствуешь себя увереннее, чем в среднестатистическом кроссовере.
Вообще паркетники нельзя грести под одну гребенку: среди них есть машины с весьма интересной управляемостью, как Volkswagen Tiguan, но есть и менее интерактивные автомобили, вроде Renault Koleos. И все-таки физику обмануть сложно: высокий центр тяжести и большая масса привносят в характер паркетников рыхлость повадок. Они страдают от кренов в поворотах, затянутых реакциях и низкой информативности руля, а более «спортивные» модели обычно уходят в другую крайность, становясь жестковатыми.
И в этом смысле Octavia Scout кладет на лопатки большинство «кроссов». Хорошая обратная связь по рулю, правильные реакции на микроподруливания, высокая устойчивость на прямой, азартность шасси при активном рулении, грамотная помощь полного привода и точные реакции педали газа и «робота» DSG превращают езду в сплошной удовольствие, которое только возможно на машине с претензией на повышенную проходимость. В этом аспекте Octavia Scout лучше не только большинства паркетников, но и сравнимых легковушек. К тому же она довольно динамична, и за счет двигателя 1.8 TSI (180 л.с.) разгоняется не только прогнозируемо, но и шустро — менее 8 секунд до «сотни».
Добавьте к этому очень убедительный уровень комфорта: настройки подвески прогрессивны, то есть мелкие неровности Scout почти не замечает, а на крупных напрягает мускулатуру и обеспечивает хорошее «скругление» препятствий без лишней раскачки.
Соотношение комфорта и управляемости — сильный козырь «Скаута». Мы не будем спекулировать на тему, лучше ли они всех паркетников или только некоторых, потому что многое зависит от ваших личных предпочтений, но среди кросс-братии Octavia Scout будет в числе лидеров. Желаете ли вы пошустрить в городе или отправиться на дальнобой, «Скаут» позволит меньше напрягаться и получать больше удовольствия, чем ожидаешь от полноприводника такого класса.
Денежный вопрос
После очередного обновления прайсов цена Scout перевалила за 1,3 млн рублей, что выглядит увесистой суммой. На самом деле, полноприводные кроссоверы сравнимой мощности и оснащенности стоят плюс-минус столько же: это относится к упомянутой Honda CR-V 2.4, Nissan X-Trail 2.5, Volkswagen Tiguan 2.0 TSI и другим конкурентам. Другое дело, что большинство кроссоверов можно купить в версиях попроще, с передним приводом и моторами мощностью до 150 л.с., а Octavia Scout предлагается только в богатой комплектации, с мотором 1.8 TSI, шестиступенчатым роботом DSG и полным приводом.
Резюме
Skoda Octavia Scout — это промежуточный вариант между легковым автомобилем и кроссовером. Его козыри: отличные ездовые качества и высокий уровень комфорта. В этих дисциплинах он способен заткнуть за пояс если не все, то большинство кроссоверов сравнимой цены.
По практичности Scout сопоставим с паркетниками на базе машин С-класса, тогда как по меркам легковушек указанного сегмента Octavia-универсал — вундеркинд.
Между тем, по проходимости Scout все же уступает лучшим кроссоверам, в основном за счет больших габаритов и умеренного просвета.
Его можно рекомендовать тем, кто берет полноприводник для «подстраховки», тогда как львиную долю планирует ездить все же по асфальту или, как максимум, грунтовкам. Причем ездить много, активно и с удовольствием.
Фото автора