Авто

Как выжить, если ты — пассажир?

Советы на случай ДТП

  
8346
Как выжить, если ты – пассажир?

Почти у каждого, кто читает эту рубрику, есть машина. Но иногда нам приходится ездить в качестве пассажира. Сегодня мы поговорим, как выжить в автомобильной аварии, когда ты пассажир и от тебя — на первый взгляд — ничего не зависит?

Редкий случай

Советы универсальны — это тот редкий случай, когда в автомобильную рубрику стоило бы заглянуть не только водителям. Так что за распространение информации, изложенной ниже, заранее спасибо. Дело в том, что попасть в дорожную переделку ты можешь где угодно и когда угодно. Неважно — едешь ли ты с личным шофером в лимузине с мигалкой, или в жёлтой «Газели», или в такси, или с родственником за рулем. Возможно, тебя подвозит коллега по работе или друг, а может быть, ты оказался в грохочущем пепелаце с признаками, что на нем ездил ещё Адам.

Думай, куда садишься

Прозвучит банально, но прежде чем сесть в машину — присмотрись к водителю. Пьяные за рулем попадаются гораздо чаще, чем ты думаешь. Особо часто такие горе-шоферы встречаются среди бомбил вечером и ночью. Кроме того, водитель может быть не только упитым до поросячьего визга, но и накуренным, нанюханным или надутым. Всякой дряни, порой даже вполне легальной, в России хватает.

Лучше всего занять самое безопасное место в салоне машины.

В случае с примитивными старыми машинами типа «классики» или «девятки» это место за водителем на заднем сидении. В случае аварии водитель инстинктивно будет стараться отвести от себя удар и бессознательно подставит под удар противоположенный бок машины. Самым небезопасным местом в таких автомобилях является место рядом с водителем.

Самое безопасное пассажирское место в машинах с минимальным набором средств пассивной защиты — позади водителя, второе по безопасности — посередине заднего дивана, потом заднее правое место и самое небезопасное место рядом с водителем.

В современных иномарках дела обстоят ровно наоборот. Самое безопасное место — рядом с водителем. Его обычно оборудуют более современными ремнями, всевозможными подушками и шторками безопасности. Так что есть хорошие шансы, что даже после тяжелого ДТП останешься жив.

Пристегнись и правильно сядь

Конечно, все это имеет значение при условии, что ты пристегнут ремнем безопасности, даже на заднем сидении. Иначе ты просто убьешься, со всей силы шарахнув своей головой о стойку или о приборную доску. Или сломаешь позвоночник на маленькие кусочки при перевороте или боковом ударе. А ещё тебе обеспечен полет через лобовое или боковое окно с разбиванием стекла своей головой так, что и бывалые ВДВшники позавидуют. В общем, не пристегнувшись, тебе представится шанс выполнить смертельный номер.

О ремнях все знают, но многие пристегиваются только для того, чтобы машина не пищала. Ещё в автомобилях есть подголовники. И они придуманы не дизайнерами, чтобы слаще спалось и удобней ехалось, а инженерами по безопасности, чтобы при ударе сзади (и в конце лобового столкновения) шейные позвонки остались целыми и голова не болталась отдельно от тела. Подголовник должен быть настроен так, чтобы нельзя было запрокинуть голову назад. Идеально, если его верхняя точка и макушка будут на одном уровне.

И не стоит отвлекать водителя во время движения пустыми разговорами. Кто знает, что произошло у шофера вчера вечером?! Может, от него жена ушла или его предал лучший друг. А может быть, мама болеет. И любое твое мирное «может, поедем быстрее» или «куда мы так спешим» может быть воспринято как «ты, идиот, не умеешь ездить!» А может, этот человек был контужен в Афганистане, например, или страдает психическими отклонениями. Ничего смешного! Никто не запрещает садиться за руль таким людям, а почти треть россиянин психически нездорова, если считать невротические отклонения.

Когда авария неизбежна

Если аварии уже не избежать, и ты точно знаешь, что сейчас будет лобовой удар, прижми подбородок к груди (при ударе голову дернет вперед, и она обопрется на грудь, а потом откинет назад на подголовник), и упрись ногами в пол, а руками либо в панель, либо в переднее кресло.

При боковом ударе, не отстегиваясь, нужно плавно (!) упасть на бок, если ты сзади. Если ты спереди, то на колени к водителю упасть, скорее всего, не получится, поэтому просто максимально отклонись от удара и в любом случае не упирайся ногами в дверь — так ты получишь перелом, — а лучше максимально подогни ноги под себя.

При ударе сзади нужно упереться ногами в пол или переднюю панель, а голову прижать к подголовнику, если он есть. Если подголовника нет, то сползи так, чтобы можно было упереться затылком в спинку сиденья.

При переворачивании можно почувствовать себя хомячком в колесе. Можно разбить собственной головой все стекла, сломать себе шею, позвоночник и переломать кости. Если не хочется летать по салону, то не отстегивайся, а лучше покрепче вцепись руками в неподвижные части автомобиля. Например, ручку двери или спинку сиденья. Ручки над пассажирскими дверьми, кстати, совсем ненадежны. В любом случае, прыгать из движущегося автомобиля — не лучшая идея. Все равно обо что тебе выбьет мозги сила инерции. На скорости больше 60 км/ч тебя размажет в любом случае.

Маршрутки

И ещё несколько слов о маршрутках. Об их водителях слагают легенды. И все знают о манере вождения многих из них. Тем не менее, порой нам приходится обращаться к их услугам. В ходе поездки на «Газели» не стоит забывать ни на минуту о том, как ты будешь спасаться из нее.

Итак, лучше всего сесть в самом безопасном месте. «Газель» — не самая современная машина (да и микроавтобусы Ford, Peugeot, Mercedes не далеко от нее ушли в плане безопасности пассажиров), поэтому места рядом с водителем спереди не оставят тебе ни единого шанса. Лучше всего «поработать» кондуктором — сесть на одно из кресел сразу позади водителя (они расположены против хода): на них ты хотя бы не размозжишь лицо о панель или сиденье впереди тебя.

Если ты оказался в середине салона, то покрепче зафиксируйся. Так как ремней безопасности в городских маршрутках нет (а если есть, то только для галочки), обхвати руками, например, впередистоящее кресло или собственную сидушку.

Даже если ты спешишь, а места только стоячие, не соглашайся ехать стоя, — водителю потом влетит за то, что количество трупов не совпало с количеством кресел. Ну и не забывайте, что многие водители работают по 12, 15, а то и 18 часов в сутки. Поэтому они могут психовать, засыпать за рулем, в общем, их физическое и эмоциональное состояние оставляет желать лучшего.

Надеюсь, достаточно напугал?!

Фото: Александр Краснов/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня