Авто / На колесах

Автомобильная жизнь в Крыму

Наблюдения за сложностями «переходного периода»

  
5933
Автомобильная жизнь в Крыму

Возвращение Крыма в Россию — процесс непростой. Сменить почтовые индексы на шестизначные, а гривны на рубли — наверное, относительно просто. А вот со многими остальными «особенностями» придётся работать долго. Автомобильная жизнь — не исключение.

Почему на этот раз самолёт?

Всю прошлую неделю я провёл в Крыму. В основном — на своих «двоих» (ногах), а не на «четырёх» (колёсах). Перед поездкой, конечно же, прикидывал возможности перемещения туда на автомобиле. Но трезвый расчёт возобладал. Ведь поездка была всего недельная, и тратить фактические четыре дня на дорогу «туда-обратно» явилось бы верхом неразумности. Да и по стоимости перелёт вдвоём оказался сопоставим с расходами на бензин, паромную переправу через Керченский пролив и амортизацию автомобиля.

Была мысль по прилёту взять автомобиль напрокат — благо и на привокзальной площади хватает прокатных контор, и в интернете предлагают вполне привлекательные расценки. Но и здесь разум взял верх над эмоциями и бурлящим в крови бензином. В Крыму очень неплохо развит общественный транспорт, а расценки на него весьма гуманные. Например, проезд в севастопольском троллейбусе — смехотворные 5 рублей, а в «маршрутке» — 10. В Ялте «рогатый» почему-то дороже, но всё равно не сравним с «материковой» Россией — 7 рублей. Ну и чуть продолжу этот ряд:

— довольно комфортабельный автобус «Ялта — Севастополь» — 111 рублей и 32 копейки (да, именно так — с копейками!);

— троллейбус «Ялта — Симферополь» — 87 рублей;

— «маршрутка» по Южному Берегу Крыма (ЮБК) в пределах примерно 1 часа езды — 25 рублей.



Интенсивность движения общественного транспорта вполне позволяет не утруждать себя долгими ожиданиями на остановках или на автостанциях. А до сих пор продолжающиеся эмоциональные разговоры крымчан о возвращении в Россию позволяют не отвлекаться на жёсткость подвесок автобусов «Богдан», функционально похожих на «наши» ПАЗы.

Ну и ещё один момент «против» перемещения на автомобиле — это воздух. Волшебный, чистый, насыщенный фитонцидами реликтовых хвойных деревьев и ионами морских солей крымский воздух нужно прогонять через свои лёгкие максимально интенсивно. А перемещение на автомобиле, в отличие от «пешком», этому не способствует.

Кстати, именно для сохранения здешнего воздуха именно таким, ещё в конце 50-х годов прошлого века в Крыму открыли уникальный междугородний троллейбусный маршрут из Симферополя до ЮБК. Мы не удержались от того, чтобы вкусить крымской троллейбусной романтики и таки прокатились из Ялты в Симферополь.



Да, неторопливо — расстояние в 84 километра весьма современный и комфортабельный троллейбус «Богдан Т701.15» проходит за целых два с половиной часа. Этому «способствует» не только большое количество поворотов на горных дорогах, но и фактическая работа троллейбуса в режиме «маршрутки» — люди просто голосуют на трассе, и троллейбус их подбирает. Никаких билетов при этом не выдаётся. Есть подозрения, что водитель на междугородних троллейбусных маршрутах — это очень престижная и доходная местная профессия. По моим скромным прикидкам, на протяжении пути водитель подхватил более 30 «зайцев» и с каждого получил не менее 10 рублей. 3 рейса в день — и очень неплохая «прибавка» к зарплате гарантирована. И это лишь одно из многочисленных…

…проявлений «переходного периода»

Главное автомобильное проявление «переходного периода» — это не разнобой в автомобильных регистрационных номерах, а пока ещё тотальное непонимание крымчан, что пересечение «сплошной» — это лишение прав на полгода. Через сплошную здесь ездят легко и непринуждённо. На Украине, в целом, соблюдение каких-либо правил и законов — сущий моветон, более того — несусветная глупость, что перманентно подмечалось автором во время всех моих поездок на Украину. Если в России вполне можно встретить честного и непреклонного инспектора ГИБДД, который будет реально карать за реально опасные нарушения (тот же выезд на «встречку»), то на Украине за 23 года привыкли к принципу «закон — что дышло», обильно сдабривая реализацию этого принципа тотальной коррупцией.



Пока мы ехали поздно вечером из симферопольского аэропорта в Ялту, я пару десятков раз буквально зажмуривался, когда наш водитель лихо шёл на обгон в закрытый поворот, разумеется, пересекая «сплошную» и игнорируя знаки «обгон запрещён». Сам водитель, при этом, производил впечатление вполне разумного и рассудительного человека. Но за годы «незалежністи» все настолько привыкли рассматривать «Правила дорожнього руху» только в режиме рекомендаций, что я уже к середине пути расслабился и уповал только на своего ангела-хранителя.

Впрочем, ГИБДД уже начала наводить порядок. На обратном пути из Ялты в Симферополь был замечен экипаж ДПС, характерное расположение которого однозначно выдавало в нём охотника за «встречкой». И около этого экипажа уже стояло два автомобиля с местными номерами и с явно разочарованными водителями.

А ещё местные гаишники разъезжают на доставшихся от Украины… «Приусах»! Можно предположить, что на Украине было не всё так ужасно, коли в курортной зоне принято решение использовать в качестве патрульных машин именно гибриды. Ведь именно на горных дорогах гибрид может более-менее успешно реализовывать свою «гибридность», экономить топливо и минимизировать вредные выхлопы. Вот только в качестве «догоняек» гибриды явно не годятся. Впрочем, насколько мне известно, «Приусы» применялись и применяются в ДАI Украины не только в Крыму, но и на «материковой» части.



Топливо в Крыму чуть дороже, чем, в целом, по России. А сами АЗС тоже остались в качестве «наследства» от Украины. Но примечательно, что, к примеру, заправка, имеющая все признаки марки «Лукойл», при возвращении в «родную гавань» эти признаки утратила. То же самое относится к ТНК. Интересно, а как сейчас обстоит дело с качеством реализуемого топлива? Ведь у нас уже много лет брендовая АЗС от вертикально-интегрированной нефтяной компании — это определённая гарантия качества. А таковых в Крыму пока (или уже) нет. Остаётся уповать на совесть нынешних владельцев всех этих АЗС.

А ещё в Крыму очень выгодны и достаточно популярны автомобили с дизельными моторами. Этому способствует и гористая местность, где тяговитый дизель предпочтительнее, и очень непродолжительный, а то и вовсе отсутствующий холодный период. Что делает проблему с возможным замерзанием летней солярки несущественной. Ну и расход у дизеля заметно ниже. После всех перевалов, спусков и подъёмов дороги Симферополь — Ялта на экране маршрутного компьютера дизельного Renault Kangoo, на котором мы ехали, светились цифры 4.7 л/100 км. Неплохой расход, а? Да, чуть не забыл — «по знакомству» нам удалось договориться с таксистом всего на 1500 рублей. При том, что таксисты в аэропорту «ломили» 4000.



Зато возникает другая проблема — несколько раз в год, особенно на перевалах, случается настоящий и тотальный гололёд, от которого спасают только шипованные шины. Но покупать дополнительный комплект «резины» ради 1−2 недель гололёда тут решаются далеко не все. Наш таксист, например, ездит круглый год на летней и просто не суётся в те места, где возникает гололёд и перспектива не подняться в одну из многочисленных горок.

Этой зимой, особенно в самом начале года, случились очень холодные дни — в Симферополе ночные температуры доходили до -20! Но крымчане не унывают и по этому поводу шутят — вернулись в Россию и грянули русские холода!

И ещё одно интересное наблюдение — это повсеместно белые или светло-светло-серые дома в старой части Севастополя. Вроде бы однообразно, но ведь белый цвет в русской традиции олицетворяет свет, чистоту помыслов и свободу. Символично, не правда ли?

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня