Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / На колесах
22 января 2015 07:38

Автомобильная жизнь в Крыму

Наблюдения за сложностями «переходного периода»

5941

Возвращение Крыма в Россию — процесс непростой. Сменить почтовые индексы на шестизначные, а гривны на рубли — наверное, относительно просто. А вот со многими остальными «особенностями» придётся работать долго. Автомобильная жизнь — не исключение.

Почему на этот раз самолёт?

Всю прошлую неделю я провёл в Крыму. В основном — на своих «двоих» (ногах), а не на «четырёх» (колёсах). Перед поездкой, конечно же, прикидывал возможности перемещения туда на автомобиле. Но трезвый расчёт возобладал. Ведь поездка была всего недельная, и тратить фактические четыре дня на дорогу «туда-обратно» явилось бы верхом неразумности. Да и по стоимости перелёт вдвоём оказался сопоставим с расходами на бензин, паромную переправу через Керченский пролив и амортизацию автомобиля.

Была мысль по прилёту взять автомобиль напрокат — благо и на привокзальной площади хватает прокатных контор, и в интернете предлагают вполне привлекательные расценки. Но и здесь разум взял верх над эмоциями и бурлящим в крови бензином. В Крыму очень неплохо развит общественный транспорт, а расценки на него весьма гуманные. Например, проезд в севастопольском троллейбусе — смехотворные 5 рублей, а в «маршрутке» — 10. В Ялте «рогатый» почему-то дороже, но всё равно не сравним с «материковой» Россией — 7 рублей. Ну и чуть продолжу этот ряд:

— довольно комфортабельный автобус «Ялта — Севастополь» — 111 рублей и 32 копейки (да, именно так — с копейками!);

— троллейбус «Ялта — Симферополь» — 87 рублей;

— «маршрутка» по Южному Берегу Крыма (ЮБК) в пределах примерно 1 часа езды — 25 рублей.



Интенсивность движения общественного транспорта вполне позволяет не утруждать себя долгими ожиданиями на остановках или на автостанциях. А до сих пор продолжающиеся эмоциональные разговоры крымчан о возвращении в Россию позволяют не отвлекаться на жёсткость подвесок автобусов «Богдан», функционально похожих на «наши» ПАЗы.

Ну и ещё один момент «против» перемещения на автомобиле — это воздух. Волшебный, чистый, насыщенный фитонцидами реликтовых хвойных деревьев и ионами морских солей крымский воздух нужно прогонять через свои лёгкие максимально интенсивно. А перемещение на автомобиле, в отличие от «пешком», этому не способствует.

Кстати, именно для сохранения здешнего воздуха именно таким, ещё в конце 50-х годов прошлого века в Крыму открыли уникальный междугородний троллейбусный маршрут из Симферополя до ЮБК. Мы не удержались от того, чтобы вкусить крымской троллейбусной романтики и таки прокатились из Ялты в Симферополь.



Да, неторопливо — расстояние в 84 километра весьма современный и комфортабельный троллейбус «Богдан Т701.15» проходит за целых два с половиной часа. Этому «способствует» не только большое количество поворотов на горных дорогах, но и фактическая работа троллейбуса в режиме «маршрутки» — люди просто голосуют на трассе, и троллейбус их подбирает. Никаких билетов при этом не выдаётся. Есть подозрения, что водитель на междугородних троллейбусных маршрутах — это очень престижная и доходная местная профессия. По моим скромным прикидкам, на протяжении пути водитель подхватил более 30 «зайцев» и с каждого получил не менее 10 рублей. 3 рейса в день — и очень неплохая «прибавка» к зарплате гарантирована. И это лишь одно из многочисленных…

…проявлений «переходного периода»

Главное автомобильное проявление «переходного периода» — это не разнобой в автомобильных регистрационных номерах, а пока ещё тотальное непонимание крымчан, что пересечение «сплошной» — это лишение прав на полгода. Через сплошную здесь ездят легко и непринуждённо. На Украине, в целом, соблюдение каких-либо правил и законов — сущий моветон, более того — несусветная глупость, что перманентно подмечалось автором во время всех моих поездок на Украину. Если в России вполне можно встретить честного и непреклонного инспектора ГИБДД, который будет реально карать за реально опасные нарушения (тот же выезд на «встречку»), то на Украине за 23 года привыкли к принципу «закон — что дышло», обильно сдабривая реализацию этого принципа тотальной коррупцией.



Пока мы ехали поздно вечером из симферопольского аэропорта в Ялту, я пару десятков раз буквально зажмуривался, когда наш водитель лихо шёл на обгон в закрытый поворот, разумеется, пересекая «сплошную» и игнорируя знаки «обгон запрещён». Сам водитель, при этом, производил впечатление вполне разумного и рассудительного человека. Но за годы «незалежністи» все настолько привыкли рассматривать «Правила дорожнього руху» только в режиме рекомендаций, что я уже к середине пути расслабился и уповал только на своего ангела-хранителя.

Впрочем, ГИБДД уже начала наводить порядок. На обратном пути из Ялты в Симферополь был замечен экипаж ДПС, характерное расположение которого однозначно выдавало в нём охотника за «встречкой». И около этого экипажа уже стояло два автомобиля с местными номерами и с явно разочарованными водителями.

А ещё местные гаишники разъезжают на доставшихся от Украины… «Приусах»! Можно предположить, что на Украине было не всё так ужасно, коли в курортной зоне принято решение использовать в качестве патрульных машин именно гибриды. Ведь именно на горных дорогах гибрид может более-менее успешно реализовывать свою «гибридность», экономить топливо и минимизировать вредные выхлопы. Вот только в качестве «догоняек» гибриды явно не годятся. Впрочем, насколько мне известно, «Приусы» применялись и применяются в ДАI Украины не только в Крыму, но и на «материковой» части.



Топливо в Крыму чуть дороже, чем, в целом, по России. А сами АЗС тоже остались в качестве «наследства» от Украины. Но примечательно, что, к примеру, заправка, имеющая все признаки марки «Лукойл», при возвращении в «родную гавань» эти признаки утратила. То же самое относится к ТНК. Интересно, а как сейчас обстоит дело с качеством реализуемого топлива? Ведь у нас уже много лет брендовая АЗС от вертикально-интегрированной нефтяной компании — это определённая гарантия качества. А таковых в Крыму пока (или уже) нет. Остаётся уповать на совесть нынешних владельцев всех этих АЗС.

А ещё в Крыму очень выгодны и достаточно популярны автомобили с дизельными моторами. Этому способствует и гористая местность, где тяговитый дизель предпочтительнее, и очень непродолжительный, а то и вовсе отсутствующий холодный период. Что делает проблему с возможным замерзанием летней солярки несущественной. Ну и расход у дизеля заметно ниже. После всех перевалов, спусков и подъёмов дороги Симферополь — Ялта на экране маршрутного компьютера дизельного Renault Kangoo, на котором мы ехали, светились цифры 4.7 л/100 км. Неплохой расход, а? Да, чуть не забыл — «по знакомству» нам удалось договориться с таксистом всего на 1500 рублей. При том, что таксисты в аэропорту «ломили» 4000.



Зато возникает другая проблема — несколько раз в год, особенно на перевалах, случается настоящий и тотальный гололёд, от которого спасают только шипованные шины. Но покупать дополнительный комплект «резины» ради 1−2 недель гололёда тут решаются далеко не все. Наш таксист, например, ездит круглый год на летней и просто не суётся в те места, где возникает гололёд и перспектива не подняться в одну из многочисленных горок.

Этой зимой, особенно в самом начале года, случились очень холодные дни — в Симферополе ночные температуры доходили до -20! Но крымчане не унывают и по этому поводу шутят — вернулись в Россию и грянули русские холода!

И ещё одно интересное наблюдение — это повсеместно белые или светло-светло-серые дома в старой части Севастополя. Вроде бы однообразно, но ведь белый цвет в русской традиции олицетворяет свет, чистоту помыслов и свободу. Символично, не правда ли?

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня