Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Правовым курсом
23 февраля 2015 07:58

На колесах «под мухой»

Выясняем, что ждет нетрезвых водителей

6171

Прошедший год отметился апофеозом борьбы с нетрезвыми водителями. Так, например, в 2014 году власти одобрили введение уголовной ответственности за повторную езду в нетрезвом виде. Что ждет водителей в 2015-м?

«Пьяные» смерти

Собственно, ужесточение наказаний регулярно шло последние несколько лет: для «алконавтов» предусмотрели административный арест, а позже — серьезные штрафы (30−50 тысяч рублей) и лишение прав на три года.

Но поклонники спиртного оказались твердыми орешками и «достойно» ответили на вызов. Поэтому в 2014-м, по сравнению с 2013 годом, число пьяных и отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования увеличилось.

Всего в ушедшем году из-за нетрезвых водителей произошло 16 517 ДТП, что почти на 22% больше, чем в 2013. Ранения получило 23 245 человек, а погибло 3 420.

В текущем, 2015 году, в нашей стране только за новогодние каникулы произошло 242 ДТП по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения. 22 человека погибло, в том числе один ребенок, больше трехсот получили повреждения и травмы различной степени тяжести!

Что будет?

Принятый в конце 2014-го Госдумой законопроект депутата Вячеслава Лысакова вводит в УК РФ новую статью 264.1 ужесточающую ответственность за употребление алкоголя, которая начнет действовать с 1 июля 2015.

Теперь нетрезвым водителям светит не «административка», а самая полноценная уголовная ответственность. Виновнику грозят не только принудительные работы на срок до 480 часов, но и до двух лет колонии, а также штраф в 200−300 тысяч рублей. Да ещё предусмотрено лишение водительских прав на три года.

К уголовной ответственности будут привлекать за сам факт повторного вождения транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, либо повторного отказа от медосвидетельствования. Наказание будет применяться в том случае, если нарушитель будет пойман в течение года после возврата водительских прав за первое нарушение. Те, кому за пьяное вождение права еще не вернули, при повторной поимке также будут нести уголовную ответственность.

Важным нововведением станет появление нижнего порога наказания для пьяных виновников ДТП.

Пока по ч.4 ст. 264 УК РФ при ДТП с одним летальным исходом виновнику грозит лишение свободы на срок до 7 лет. Если погибших два и более, то по ч.6 ст. 264 УК РФ — до 9 лет.

Законодатели посчитали, что отсутствие нижней планки приводит к тому, что виновникам дают слишком мягкие приговоры. Поэтому с 1 июля 2015 года за одну жертву будет грозить от 2 до 7 лет колонии, а при большем количестве погибших — от 4 до 9 лет.

Ситуацию с «закручиванием гаек» прокомментировал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

— У меня ощущение, что в данном случае проводят некие эксперименты над водителями, и не могут найти ту действительно важную составляющую, которая бы повлияла на количество нетрезвых за рулем. Пока, какие бы мы меры ни принимали, пьяных водителей не становится меньше. Это, конечно, настораживает и меня, и, как я понимаю, тех людей, которые принимают законы. Они понимают, что никакое ужесточение не оказывает такого позитивного влияния, как хотелось бы…

А что могло бы быть?

Принятые поправки, на самом деле, не самый жесткий вариант. Могло быть и хуже.

В Госдуме не устают обсуждать идею конфискации автомобиля у водителя «под мухой». Причем вариантов предлагалось несколько. Например, была мысль арестовывать машину и держать ее на штрафстоянке, пока владелец не заплатит 50 000 рублей в качестве залога.

В Оренбургской области и вовсе выдвигалась на обсуждение идея забирать транспортное средство и «безвозмездно обращать в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ».

Представители ЛДПР предложили схожую инициативу. Только, по их мнению, изъятые машины нужно продавать на аукционах, а полученные деньги отдавать пострадавшим в ДТП по вине пьяного водителя.

Все эти инициативы пока не нашли поддержки и были отклонены.

На этом законодатели не успокоились. Раз с машинами не получилось, то было предложено отбирать права у нарушителей — навсегда. С этой инициативой выступил депутат Госдумы Олег Нилов. Такой мере наказания должны были подвергаться водители, которые в состоянии алкогольного опьянения сбили пешехода насмерть или стали виновниками аварии с летальным исходом.

А члены Общественной палаты предложили возродить практику Советского Союза — ввести для водителей-нарушителей принудительное лечение от алкоголизма. Эта мера должна, по их мнению, стать заменой уголовному наказанию и снизить нагрузку на тюрьмы.

К счастью для водителей, эти инициативы тоже пока остаются на уровне идей.

Итог

Издавна в нашей стране повелось, что уж если бросаться в крайности, то с головой. Теперь и автомобилистам стараются максимально усложнить жизнь. Никто не оправдывает нетрезвых водителей, и не собирается этого делать. Бороться с пьянством надо, но делать это нужно с умом.

Ведь что сильнее всего возмущает народ? То, что с обычного менеджера на Opel или сварщика на «девятке» сдерут три шкуры за чуть повышенное содержание промилле (не говоря уже о ДТП с летальным исходом), а условного хозяина не менее условного Jaguar в равных обстоятельствах, не исключено, отпустят с Богом и еще помашут вслед голубым платочком.

Но как бы ни было, сомневаться не приходиться: гайки в этом направлении будут закручиваться и дальше. Поэтому выпил — за руль не садись. Просто, надежно, эффективно. Нельзя из-за глупости подвергать опасности свою жизнь. А быть угрозой окружающим — тем более.

Фото: ТАСС

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня