Апрель 2015 года станет месяцем рекордного подорожания ОСАГО: еще никогда тарифы не поднимали столь массово и резко. Сколько будет стоить полис и можно ли сэкономит на ОСАГО — читайте в нашем материале.
Насколько дорожает ОСАГО?
Основная волна подорожаний начнется 12 апреля, когда вступит в силу новый базовый тариф ОСАГО: удорожание составит 40−60%. Так, если сейчас «вилка» базового тарифа составляет 2440 — 2574 рубля, то после корректировки достигнет 3432 — 4118 рублей.
До октября 2014 года базовый тариф ОСАГО не менялся более 10 лет и составлял 1980 рублей. Таким образом, с сентября 2014 года стоимость полиса уже выросла более чем в два раза.
Напомним, что стоимость полиса ОСАГО вычисляется путем умножения базового тарифа на ряд коэффициентов, которые учитывают возраст и стаж водителя, мощность автомобиля, регион использования, аварийность и еще ряд параметров.
Предельная стоимость ОСАГО не может превышать трехкратной величины базового тарифа, умноженной на территориальный коэффициент, например, для Москвы эта величина составляет 24 708 рубля. Однако если водитель допускал грубые нарушения, стоимость полиса может возрасти до 41 тысячи рублей.
В среднем житель Москвы со стажем более 3 лет и в возрасте старше 22 лет, владеющий автомобилем средней мощности (100−120 л.с.) будет платить за ОСАГО порядка 10 тысяч рублей в год.
Изменятся ли региональные тарифы?
С 1 апреля территориальный коэффициент вырастет в 11 регионах России: в Адыгее, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской, Челябинской областях, Чувашии и Республике Марий Эл, Камчатском крае и Мордовии.
Страховщики мотивируют такой шаг убыточностью данных регионов, в частности, по данным Центробанка, комбинированный коэффициент убыточности в Камчатском крае составил 243%. В результате, в этом регионе и Мордовии повышение территориального коэффициента составит 25%, а, например, в Челябинской области, где он и так был одним из самых высоких (2,0) — 5%.
Несколько регионов «сыграют на понижение», в частности, Ленинградская область, Дагестан, Забайкальский край, Тыва, Ингушетия, Чеченская республика, Еврейская автономная область, Магаданская область, Якутия, Чукотский автономный округ.
С чем связано подорожание?
Причин несколько, и одна из них — общий уровень инфляции. Методика расчета ущерба, утвержденная осенью прошлого года, включала в себя базу данных о стоимости запасных частей и работ для популярных моделей. Однако уже к новому году база, фактически, устарела: рублевые цены на запчасти существенно возросли. Поэтому с апреля стоимость запчастей в базе проиндексируют в среднем на четверть, что обещает примерно такой же рост страховых выплат.
Кроме того, повышается лимит выплат за ущерб здоровью и жизни со 160 до 500 тысяч рублей. При этом начинает действовать новая, более «прозрачная» методика расчета компенсаций.
Осенью прошлого года аналогичным образом увеличились максимальные выплаты за ущерб «железу»: со 120 до 400 тысяч рублей.
Наконец, третьим фактором подорожания стали постоянные жалобы страховщиков на убыточность ОСАГО и необходимость радикального пересмотра тарифов. Соответствующую кампанию страховщики вели несколько лет, а летом прошлого года противостояние перешло в острую фазу: многие страховые компании попросту отказывались продавать полис по старым ценам, ссылаясь на нехватку бланков или навязывая дополнительные услуги. Центробанк надеется, что новые тарифы сделают ОСАГО привлекательным для страховщиков и, как следствие, исключат саботаж.
Какая ответственность предусмотрена за езду без полиса?
Часть 2 статьи 12.3 КоАП предусматривает штраф в 500 рублей для тех водителей, кто имеет полис, но не смог предъявить его инспектору (например, забыл дома). Штраф возрастает до 800 рублей, если полис не оформлен совсем (ч.2, ст. 12.37 КоАП).
Снятие номеров по ст. 12.37 КоАП за езду без страховки отменили в конце 2014 года. Поэтому не исключено, что новые тарифы ОСАГО вызовут шквальный отказ автомобилистов страховать гражданскую ответственность: они посчитают более выгодным оплачивать несколько штрафов в год. Особенно сильной будет мотивация у молодых, «аварийных» водителей, а также владельцев мощных подержанных машин. Не исключено, что увеличится и количество поддельных полисов.
С другой стороны, главным «штрафом» за отсутствие полиса ОСАГО может стать необходимость, в случае ДТП, оплачивать ремонт автомобиля или другого имущества невиновной стороны, а также счета за лечение и другие подобные расходы. При отсутствии полиса пострадавший может взыскать с вас ущерб и утерю товарной стоимости автомобиля через суд.
Как сэкономить?
Основной способ — безаварийная езда. За каждый год без обращения в страховую стоимость ОСАГО снижается на 5%, а предельная скидка за 10 лет может достигнуть 50%. Регулярное участие в авариях, напротив, поднимает стоимость полиса, причем в предельных случаях — в 2,45 раза. Таким образом, разница в цене страховки между аварийным и безаварийным водителем может достигнуть почти пятикратной величины.
Поскольку территориальный коэффициент ОСАГО выбирается исходя из прописки владельца, можно воспользоваться этим обстоятельством. Так, если для Москвы коэффициент составляет 2,0, то для многих подмосковных городов (Наро-Фоминск, Яхрома, Павловский Посад) — 1,7. В российских регионах, особенно в небольших городах, коэффициент заметно ниже: в Калуге и Пскове — 1,2, в Пензе — 1,4, в Арзамасе — 1,1. Конечно, менять московскую прописку на пензенскую только ради ОСАГО желающих не найдется. Однако если человек родом из небольшого города, но живет и ездит в мегаполисе, спешить со сменой прописки, возможно, не стоит.
С апреля увеличивается «вилка», в пределах которой страховые компании могут играть ценой. Так, если до октября прошлого года тарифы ОСАГО были вообще фиксированными, то теперь страховщики могут давать дисконт в размере 5%, а с апреля — до 17%. Поэтому имеет смысл выбрать «дешевую» страховую. Надежность компании в данном случае волнует клиента меньше, чем при страховке КАСКО или недвижимости.
Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости