Авто / Моторный отсек

Как не перегреть мотор

Все, что нужно знать о системе охлаждения

  
12311
Как не перегреть мотор

Пришедшее в центральные районы России потепление заставило многих из нас вспомнить о том, что в автомобиле есть система охлаждения. Сегодня мы поговорим о проблемах, с ней связанных, и о том, как не нарваться на дорогостоящий ремонт ДВС.

Немного теории

Двигатель автомобиля состоит из разных металлов и сплавов, которые имеют разные коэффициенты теплового расширения. Детали двигателя, сделанные из разных металлов и сплавов, имеют малые и тщательно рассчитанные зазоры между собой. Но необходимые величины зазоров достигаются только в определённых температурных диапазонах.

Главный температурный диапазон, 90−110 градусов Цельсия, обеспечивается жидкостной системой охлаждения.

Система охлаждения двигателя современного автомобиля относительно проста. Вокруг цилиндров циркулирует жидкость, которая нагревается, снимая избыток тепла, и попадает в радиатор, где охлаждается. Чтобы двигатель быстрее прогревался до рабочей температуры, охлаждающая жидкость сначала не пускается к радиатору посредством термостата — клапана, настроенного, в основном, на 76−88 градусов. По мере прогрева термостат открывается, и жидкость устремляется в радиатор. Если набегающего потока воздуха не хватает для съёма избытков тепла с радиатора, то включается вентилятор. Скромную, но ответственную миссию также осуществляет пробка радиатора (или расширительного бачка) — в нее встроен клапан избыточного давления. Это давление поднимает температуру кипения охлаждающей жидкости, не позволяя ей превращаться в пузырьки пара, из-за чего резко падает теплопередача.

Менее значимую роль в охлаждении играет моторное масло, которое тоже участвует в этом процессе. В отсутствии отдельного масляного радиатора масло охлаждается большей частью только через картер, обдуваемый потоком воздуха. Стоит ли говорить, что слой грязи на нём, а также не предусмотренная изготовителем защита картера резко снижают эффективность обдува и охлаждения масла.

В доцифровую эпоху эффективность системы охлаждения просчитывалась с большим запасом — большие радиаторы, большой объём охлаждающей жидкости и так далее. Современные же тренды на оптимизацию вынуждают конструкторов делать всё впритык. Масла в огонь добавляют электронно-управляемые термостаты, которые на холостом ходу не пускают жидкость в радиатор вплоть до температуры 115 градусов. Представьте на минутку: стоим мы в пробке, температура растёт до вышеуказанной, а потом мы резко ускоряемся. Термостат, конечно, сразу откроется, но пока перегретая жидкость дойдёт до радиатора и вернётся обратно, возможен локальный перегрев.

Можно с уверенностью говорить, что система охлаждения нового автомобиля нормально работает только в первые год-два-три. А потом начинаются проблемы, о которых нет ни слова в руководстве по эксплуатации.

Загрязнение радиатора

С этой проблемой российские автомобилисты сталкиваются уже на третий год эксплуатации нового автомобиля. Стоим мы спокойно (или неспокойно) в летней пробке, наслаждаемся прохладой, создаваемой климат-контролем, и тут — начинает ползти вверх указатель температуры двигателя. Хорошо, если у некоторых из нас есть привычка периодически поглядывать на приборы. «Блондинки» же (вне зависимости от формальной гендерной принадлежности) замечают это явление гораздо позже — по «дыму» из-под капота.

Что же произошло? Автомобиль же почти новый и регулярно проходит все ТО у дилера в полном соответствии с регламентом фирмы-изготовителя! Причина банальна — пыль и грязь на поверхности радиатора, резко снижающие его эффективность. Помните про тот самый «впритык»? Получите и распишитесь. А ведь ещё 15−20 лет назад мы годами ездили на «доцифровых» автомобилях и горя не знали. А пыли и грязи на дорогах было поболе.

Примечательно, что в регламенте технического обслуживания практически всех автомобилей, официально продающихся на российском рынке, НЕТ пункта о промывке радиатора снаружи!

Ваш покорный слуга много лет назад на своём первом новом автомобиле тоже столкнулся с перегревом, вызванным загрязнением радиатора. И как раз на третьем году эксплуатации. Но привычка постоянно бросать взгляд на приборы спасла двигатель от перегрева — я быстро заметил движение стрелки указателя температуры, выключил кондиционер и включил на полную «печку». Да, да, поступать нужно именно так. Ведь «печка» — тот же радиатор, только поменьше и расположен в салоне. Придётся немного потерпеть, но стрелка быстро вернётся на середину шкалы. Можно выключать «жару» от «печки» и ехать дальше. Но кондиционер включать уже нельзя. Ну не совсем нельзя, а только во время вынужденных остановок в пробках.

И поскорее едем в сервис, где просим снять радиатор и промыть его снаружи. Процедура эта не из самых дешевых, но она всяко дешевле ремонта перегретого мотора.

Утечка охлаждающей жидкости

Процесс этот обычно бывает незаметным. На очередном ТО у дилера, конечно, проверят уровень, и в случает его падения найдут утечку, ликвидируют её по гарантии и дольют антифриз. Но это если дилер добросовестный.

Но утечка может приключиться и в промежутке между ТО. Если отсутствует привычка периодически контролировать критические места подкапотного пространства при каждом доливе «омывайки», то в жаркой пробке падение уровня также приведёт в движение стрелку указателя температуры. Кстати, в том случае из личного опыта я первым делом глянул уровень антифриза, который был в норме.

Выключаем «кондей», переводим «печку» в «жару» и останавливаемся на обочине, глушим двигатель и открываем капот. Если наблюдаем падение уровня (по рискам на полупрозрачном расширительном бачке), то доливаем антифриз или дистиллированную воду и едем дальше. Как, у вас в багажнике нет ни того, ни другого? Ну, тогда с выключенным кондиционером и с постоянным контролем стрелки температуры едем до ближайшего автомагазина, где покупаем нужные жидкости. Дистиллированную воду — если будем ремонтироваться в ближайшее время. Или антифриз — если когда-нибудь потом.

Главное о чем нужно помнить — нельзя сразу открывать пробку системы охлаждения!!! Нужно дать системе остыть минут пять-семь после остановки двигателя. И только потом открывать. Иначе рискуете получить струю кипящего антифриза в лицо!

Если утечка небольшая, как, например, на моем автомобиле — меньше литра в промежутке между ТО, то проще и дешевле будет просто подливать антифриз, а не искать и ликвидировать протечку. Заодно сэкономим на регламентной замене антифриза — ведь при доливе мы его и так обновляем!

Фото: Анатолий Жданов/ Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня