Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Моторный отсек
18 мая 2015 08:24

«Ручник» при АКПП: зачем?

Как парковать авто с «автоматом» на уклоне

96112

Когда автомобиль оснащен автоматической коробкой передач (АКПП), третья педаль воспринимается как привет из архаичного прошлого. Примерно так же некоторые «автоматоводы» относятся к «ручнику». Достаточно же просто перевести селектор АКПП в режим «паркинг» — и не забивать голову установкой машины на стояночный тормоз. Но все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

За что отвечает режим «Р»

«Зачем „ручник“ нужен? „Паркинг“ удержит авто на любой горке. Я свой „Крузак“ всегда так ставлю». Подобных высказываний на автомобильных форумах — предостаточно. Многие владельцы автомобилей с «автоматами» если и пользуются стояночным тормозом, то только в качестве страховки «паркинга». Не последнюю роль в этом случае играет «генетическая память»: почти все учились водить на «механике».

Между тем, совсем немногие из рядовых автовладельцев, которые обычно не лезут в технические дебри, знают, как устроен режим «Р» на АКПП.

Основой «паркинга» выступают крупнозубая шестерня и коромысло. Кстати, последнее еще называют «крючок» или «собачка». На коромысле есть шип, который входит между зубьями шестерни, тем самым блокируя ее. Получается, что выходной вал коробки стопорится, а значит — колеса не смогут крутиться.

Активируется такой блокиратор или механической тягой, или электрическим сервоприводом.

Нетрудно догадаться, что именно шипу и шестерне достается больше всего, ведь им необходимо справляться с массой «стального коня», оставленного на уклоне. Возникает резонный вопрос: как долго эти «трудяги» способны протянуть? Однозначно ответить на него нельзя.

По сути, механизм «паркинга» в «автомате» условно прост и надежен. Но, как известно, ничего вечного на свете нет. Если нагрузки на шип и шестерню носят регулярный характер, а «ручник» используется лишь в качестве «интерьера», то постепенно детали блокиратора изнашиваются. А «за компанию» изнашивается и механический привод блокиратора.

Проблемы со «здоровьем» узла влияют как на включение режима «Р», так и на его отключение. Это проявляется в характерных щелчках и заметном усилии. Причем неважно, на какой поверхности — ровной или под уклон — происходят эти манипуляции.

Авто с АКПП на уклоне

Если предстоит парковка на горке, то, как советуют мастера-«коробочники», нужно выполнить следующие действия: выжать педаль тормоза — задействовать «ручник» — включить режим «Р».

Когда предстоит съезд с горки, порядок меняется: тормоз — перевод селектора АКПП в режим езды — «ручник».

Есть еще важный момент, когда стояночный тормоз может сослужить добрую службу. Нужно не забывать, что при включении «паркинга», когда нога уже не держит педаль тормоза, авто может спокойно покатиться. Далеко, конечно, не убежит, но в условиях ограниченного пространства даже легкое «тюканье» в соседскую машину или забор вряд ли кого обрадуют.

Движение автомобиля после включения «паркинга» — явление нормальное. Ведь шип не мгновенно блокирует шестерню и за это время она успевает немного повернуться.

Но опять же, если парковка предполагается на ровной поверхности, то ставить на «ручник» нет необходимости (тут каждый волен решать сам) — режима «Р» будет достаточно.

Но если вдруг в авто врежется другая машина и умудрится сдернуть его с места, то, скорее всего, узел «паркинга» выйдет из строя. И тогда придется обращаться еще и к специалистам по коробкам, хотя эта неисправность не влияет на переключение передач.

К слову сказать, тем, кто любит самостоятельно копошиться в автомобиле, нужно не забывать о том, что «Р» может заблокировать только непосредственно коробку, а шестерни межколесного дифференциала по-прежнему будут вращаться.

Из-за этой конструктивной особенности иногда происходят несчастные случаи. Например, автовладелец поставил режим «Р», затем приподнял своего «стального коня» на домкрате и начал «тормошить» колеса. Но стоит крутануть одно чуть сильней, как второе тоже придет в движение и… «Сивка-бурка» грянет о сыру землю. И хорошо, если в тот момент под машиной никого не окажется.

Итог

Резюмируя сказанное, можно сделать простой вывод — «ручником» лучше пользоваться как можно чаще. И даже на ровной поверхности. Так будет лучше и для автовладельца, и для самого стояночного тормоза. Пусть он, что называется, находится в постоянном тонусе.

Исключение можно сделать разве что для холодного времени года, когда есть риск замерзания механизма блокировки. А в остальном, лучше поберечь коробку.

Ну а если постоянное место парковки предполагается на всевозможных горках, то дополнительный фиксатор в помощь. Упор под колеса в виде треугольника может быть хоть деревянный, хоть металлический — это роли не играет. Нужно всего-то остановиться, перевести селектор в режим «Р», подставить «треугольник» под задние колеса, а затем включить режим «N» и, откатившись немного, уткнуться в упор. Просто и действенно.

Фото: Yay/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня