Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Эволюция авто
20 мая 2015 07:34

«Японец» или «европеец»?

Что стоит за противостоянием двух мировых школ автомобилестроения

67346

Жителям восточной части России эту статью лучше не читать — будет много возмущений и даже проклятий в адрес автора. Дело в том, что между европейской и японской школами автомобилестроения различий много. И очень часто — не в пользу последней.

Личный опыт

Я родился и вырос в Сибири, куда на время вернулся после окончания учебы по специальности «Колёсные и гусеничные машины» Питерского политеха. Вернулся как раз в то время, когда началась короткая, но яркая эпоха «правого руля». Середина лихих девяностых стала настоящим шоком для автомобилистов справа от Урала. После «Жигулей» и «Москвичей» уставшие «Тойоты» и «Ниссаны» казались инопланетными космическими кораблями. Автоматические коробки, кондиционеры, электроприводы всего и вся, новый уровень комфорта и управляемости — всё это на долгие два десятилетия превратило «японцев» чуть ли не в предмет культа.

В это же самое время немногочисленные «Мерседесы», «БМВ» и прочие «Опели» из Европы, проникавшие за Уральский хребет, вызывали усмешки и становились уделом фанатов и… тех, кто рассматривал автомобиль как нечто большее, чем повозку по перемещению домочадцев и скарба. Вдобавок подержанные «японцы» попадали к нам в гораздо лучшем состоянии, чем «европейцы». И с остаточным ресурсом у них было все нормально. К тому же именно 1980-е и начало 1990-х годов — это как раз то время, когда японская инженерная и технологическая мысль довела тогдашнее представление об автомобиле до совершенства. И, прежде всего, на уровне надёжности и долговечности. А эти качества как раз и стали наиболее востребованными практичными сибиряками и дальневосточниками.

Я тоже сразу после восстановления и освоения доставшегося от деда «газика» (ГАЗ-69А) обзавёлся праворульным «японцем». И за неимением жизненного опыта и познаний о чём-либо слаще морковки тоже поддался очарованию от «императорского качества». Правда, очень быстро и бесповоротно пересел с совсем неинтересных «Тойот» на «Хонды» и «Мазды». И продолжал работать практически по специальности, полученной в ВУЗе — автомобильным журналистом. А эта деятельность подразумевает многочисленные тест-драйвы. И езда на новых автомобилях европейского производства начала вносить сумятицу в стройную сибирскую систему «японских» автомобильных ценностей.

Первый мощный клин в эту систему был вбит в самом конце 1990-х после дуэльного тест-драйва новых «Тойоты Короллы» и «Форда Фокуса». Непосредственное и постоянное пересаживание из одного автомобиля в другой наглядно и очевидно показывало, что «Фокус» и едет гораздо интереснее, и сидеть в нём удобнее, и даже кнопки управления вспомогательными функциями расположены именно там, куда сама тянется рука. Дальше — больше. «Мерседес» против «Лексуса» — примерно такая же картина, но уже в премиум-классе. И так далее…

Я же продолжал ездить на «Хондах» и «Маздах». На последних — особенно, что немудрено, ведь тогда «Мазда» была практически филиалом европейского (читай — немецкого) «Форда». И даже предельно дешёвая и утилитарная «Мазда Демио» ехала чётче и увереннее, чем самые «настоящие» «японцы».

Но когда моё мироощущение созрело до покупки нового автомобиля, то выбор был сделан бесцеремонно и без намёка на сомнения — только «европеец». И не абы какой, а рождённый в компании, которая уделяет особое внимание ходовым качествам. А вскоре после покупки я решил «поиздеваться» над обладателями японских одноклассников своего автомобиля и позвал обладателей таковых на съёмки своей телепрограммы. Наиболее самоуверенным был владелец «Хонды Стрим», но когда он прокатился на моём автомобиле, вся спесь куда-то подевалась. Зато с ошалевшими глазами был задан вопрос: «Это как? Как они умудрились превратить кусок железа, пластика и резины в продолжение моих рук и ног??»

Так получилось, что недавно я опять сменил автомобиль. На этот раз — с европейского на японский. И первые несколько дней мне было реально неуютно и некомфортно. Началось всё с посадки — неудобно. И дело даже не в том, что японцы антропометрически ниже и субтильнее нас. Дело немного в другом…

Дизайн

Само понятие «дизайн» — порождение западного мира. И сколько японцы не пытаются понять «западную» душу, а угодить ей, в основном, не получается. Приглашают западных дизайнеров, даже открывают дизайн-центры в Европе и в США, а воз и ныне там. Ведь, в конце концов, окончательное решение принимает шеф-японец. Два хрестоматийных примера: «Тойота Авенсис» и «Тойота Аллион» начала 2000-х и «Хонда Аккорд» конца 1990-х. В Европу шли если не уродцы, то весьма спорные с эстетической точки зрения аппараты. В то время как на внутреннем японском рынке соплатформенные модели были куда привлекательнее.

А что «творит» современная «Хонда», например? Без слёз смотреть на «Сивики» невозможно. «Тойота» то выдаст очень недурственную пару «Альтеза"/"Лексус Ай-Эс» в конце 1990-х, то огорошит более поздними «Камри» и «Короллой». И таких примеров — пруд пруди.

И ни одна японская марка не может выдержать фирменный, узнаваемый стиль хотя бы на протяжении трёх поколений моделей.

Техника

Японский автопром всегда был вторичен. Начиная с самого факта изобретения автомобиля в конце XIX века в Германии и заканчивая современными системами. С одной стороны, были у японцев и прорывы, например, непосредственный электронный впрыск топлива или трансмиссии с управляемым вектором тяги. Но что касается непосредственного впрыска, то сам по себе он впервые появился таки в Европе. А его современная реинкарнация в середине 1990-х на моторах «Мицубиси»… Ох, неспроста их прозвали «джедаями». Похоже, что европейцы просто милостиво позволили японцам набить все первые шишки.

А начавшаяся было в конце 1970-х первая бензиновая турбо-эра! В Европе с турбонаддувом начал экспериментировать «СААБ», а в США ещё в 1960-х «Дженерал Моторс». Но на этом западный мир решил турбо-коней попридержать. А японцы в начале 1980-х «тренд» подхватили и опять набили шишки.

Что же касается трансмиссий с управляемым вектором тяги, то эти изящные и классно работающие системы оказались… никому не нужны.

Канули в Лету и японские «инновации» типа торовых вариаторов, двигателей, работающих по циклу Миллера, кузовов типа «хард топ», не говоря уже об ионизаторах воздуха и прочих «прорывах».

Настройки

И вот мы подошли к самой мякоти. Европейский автопром всегда уделял огромное внимание ходовым качествам и управляемости. Большинство европейских автомобилей едут так, как будто действительно являются продолжением наших мозгов, рук и ног. Нам не нужно приспосабливаться к ним. Выверенная обратная связь на руле (грубо говоря — «чувство дороги»), интуитивно понятные приводы «газа» и тормозов и даже такие, вроде бы, мелочи, как характер перемещения подрулевых рычажков, — всё это сделано так, как будто автомобиль делали специально для нас по «индпошиву».

Среди «японцев» тоже есть автомобили, которые умеют «вкусно» ездить. Но мы уже упомянули, что та же «Мазда» — это практически плоть от плоти европейского «Форда», несмотря на их «развод» несколько лет назад. Что до «Хонды», то все их современные модели полностью растеряли недурственный драйв 80−90-х годов.

Надёжность

Последняя четверть прошлого века прошла под знаменем легендарной японской надёжности. Моя бывшая «Хонда Торнео» прошла суммарно 185 000 км и ни разу не захандрила по собственной «инициативе». А до этого проданная мной знакомому «Хонда Аскот» 1991 года прошла около 400 000 км практически без единой поломки.

В нынешних автомобильных маркетингово-технологических реалиях надёжность и долговечность, к сожалению, не нужны. И «японцы» сразу потеряли свою былую привлекательность. Инерция ещё сильна, но надёжность того же утилитарнейшего «Рено Логана» уже котируется не ниже, чем легендарная надёжность «японцев» конца ХХ века.

… Езжу я нынче на «японце» и ловлю себя на мысли, что он меня… устраивает. В целом, конечно. Наверное, потому, что человек ко всему привыкает. Но по своему предыдущему «европейцу» буду скучать. Особенно когда войду в очередной ходовой вираж.

Фото: EPA/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня