Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Тест-драйв
7 августа 2015 08:39

Land Rover на «Дороге смерти»

Автопутешествие к уральским Порогам

5136

Мощность — 1850 л.с. Да нет, не «Ленд Ровера», а старейшей на Урале электростанции, которая 105 лет и выкачивает мегаватт с лишним энергии из реки Большая Сатка. Построенная еще до Великой Октябрьской, станция функционирует до сих пор. Находится она в разломе гор, затопленном водой. Те, кто бывал здесь, отмечают странную аномалию — замедление хода времени…

Что такое «Дорога смерти»

Мы выехали ранним утром из Челябинска. Путь к урочищу Пороги, где находится наш технический реликт, недлинный — чуть более 200 км, но сложный. Участок трассы М-5 на запад от Челябинска идет через хребет Уральских гор, и дорога большей частью — двухполосная. В иных европейских странах любят горные серпантины: они удлиняют путь, но скрадывают уклоны. Участок М-5 проложен через хребет в лоб, и как следствие имеет затяжные подъемы и спуски, на которых скапливаются караваны автомобилей: впереди медленная чадящая фура, позади — километровый хвост страждущих.

Как-то мы ехали из Челябинска до Уфы и считали знаки 3.20, «Обгон запрещен». Получилось 140 штук на 400 км пути. При этом мы совершили чуть более сотни обгонов, проще говоря, обгоняли практически всегда, когда позволяли знаки и трафик. Треть пути — по встречной полосе.

Потому горный участок трассы М-5 и прозвали «Дорогой смерти». В прошлые годы здесь гибло каждый день в среднем по два человека, в год — более 600. И это — на одном трехсоткилометровом отрезке. Были и совсем черные дни: в 2008 году во время ремонта моста через реку Малая Сатка фуры просто не успевали затормозить на затяжном спуске и бились десятками. В день гибло по несколько человек…

В этот раз нам повезло: автомобили Land Rover Discovery за счет высокой энерговооруженности позволяют обгонять фуры в один клик, всегда оставляя запас на ошибку. Другое ценное свойство «Диско» — комфортная, но не валкая подвеска. Некоторые участки M-5 настолько разбиты, что идущие впереди автомобили пускаются в пляс: с высоты «лендроверовской» посадки вообще кажется, что от качки они бьются днищами по асфальту. Мы же едем в таком подозрительном комфорте, словно дорогу вчера отремонтировали. Увы, это заслуга подвески, а не дорожников.

Позитивный сдвиг

Впрочем, не будем наводить тень на плетень. В последние годы над «Дорогой смерти» поработали. Раньше здесь стояли знаки «Обгон запрещен» с чудовищной зоной действия, скажем, 7 километров. А иные фуры ехали на такой скорости, что спидометру не хватало минимальной шкалы деления, чтобы ее отразить — 2−3 км/час, не более.

Сегодня знаки расставлены более логично, зоны действия короче, а в сложных местах под Златоустом появились трехполосные участки: несколько километров приоритет одной стороне, несколько — другой. Пусть компромисс, но все же.

Удивительный факт, между прочим: в конце XIX века транспортное сообщение Челябинска с Самарой было реализована по железной дороге — она существует и сейчас, проходя параллельно М-5. Так вот, 450 верст «железки» проложили в горах без спецтехники — внимание — всего за четыре года! Люди с кирками да лошади с телегами возвели 206 мостов, 16 железнодорожных станций, пару депо, а единственным достижением техники на стороне людей был динамит, которым взрывали строптивую горную породу. Воистину трудовой подвиг, который, правда, унес немало человеческих жизней. «Дорога смерти» отрабатывала свое название с самого рождения.

Читайте также

Впрочем, не думать о грустном позволяют виды: уходящие вниз просеки оканчиваются горной синью, а в просветах леса как на ладони лежат города и поселки. А еще — туман, утренний спутник поездок по М-5. Иногда он лежит в низинах, иногда окутывает всю трассу, а бывает, левитирует в полутора метрах над землей. Жутковато и красиво.

724 метра над уровнем моря

В Челябинске стояла летняя жара, но едва мы одолели пару самых крутых подъемов, наступил октябрь: температура — едва выше 10 градусов, небо пасмурное, воздух набряк влагой, хоть отжимай.

Одна из достопримечательностей этого участка — столб на границе Европы и Азии. Другая «достопримечательность»: продавцы самоваров и самогонных аппаратов, стоящие вдоль дорог: здесь это вроде народного промысла.

Поскольку время позволяет, мы решаем посетить еще одну местную икону — высокогорное озеро Зюраткуль, находящее более чем в 700 метрах над уровнем море. Поворот по указателю на Магнитку, асфальтовая дорога, а затем — семикилометровый грейдер, петляющий по лесу и бросающий вызов как подвеске автомобиля, так и водителю. Перегон до боли напоминает классический раллийный спецучасток, и неподалеку, в самом деле, проводят этап чемпионата России по ралли «Южный Урал».

К слову, подвеска Discovery снова издевается над нами и создает иллюзию, что грейдер ощутимо ровнее, чем он есть на самом деле. А еще недавно мы ездили здесь на паре легковушек, и одна из них оказалась на обочине с пробитым колесом: дорога захватывающая, но коварная.

Само озеро Зюраткуль всегда в хмуром настроении и всегда прекрасно. Туманное, спокойное, холодное, оно вырывает тебя из повседневных мыслей, словно и не было еще вчера жаркого офисного дня и пробок. Здесь, кстати, можно и заночевать, и поесть, и если бы позволяло время, стоило бы остаться здесь на пару дней, чтобы покорить туристические маршруты к местным вершинам: прекрасное испытание для тела и отдых для духа.

Останавливаем время

А мы возвращаемся по «раллийному спецучастку» на трассу М-5, и уже скоро находим искомый поворот на Бердяуш, а далее — в глушь, куда редко заносит случайных людей. Последний перегон до Порогов проходит по сумрачной галерее кустов, где, кстати, бегают какие-то парнокопытные (не разбираюсь в них — олени?) и пересекают дорогу отчаянные бурундуки (вот этих я отличаю). В одном месте штурмуем небольшой брод: дождевая вода пробила себе русло прямо поперек дороги. Широкие колеса хрустят по осколкам горной породы, полный привод жонглирует моментом, нам остается лишь указывать нужный курс и не бросать газ. В таких местах особенно остро ощущаешь, как важна надежность автомобиля и проходимость: застрять здесь на ночь — что закопать себя заживо.

И вдруг лес распахивается, как ворота тронной залы, а за ним — холмы, домики, и река Большая Сатка. Это и есть Пороги. Слева уходит вверх хребет Чулкова, с другой стороны Уары. Такое впечатление, что время здесь в самом деле сгустилось до состояния желе, и цивилизация еще не нашла подходы к этому месту. Сотовый телефон? Забудьте. Про Интернет тем более.

Здесь есть гостиница «Пороги», а есть несколько частных домов, где можно снять комнату. Но прежде чем решать бытовые проблемы, мы спускаемся вниз, и вот она — плотина электростанции, перегородившая реку. Перед плотиной — заводь размером с небольшое озерцо. Местные говорят, что дно у него двойное, а глубина достигает 300 метров. Ну, прямо-таки и 300… Хотя если посмотреть на крутолобый склон, уходящий вверх от речной глади, и мысленно продолжить его вниз, то где-то так и получится. Река Большая Сатка образовалась в результате разлома горной породы, поэтому не будем спорить с местными.

Сама плотины невероятно фактурна: старый металл подернулся бурым налетом, но это его только украшает, как крепкого старца — морщины. Клейма начала прошлого века! А вот два огромных раструба, по которым вода с верхнего бьефа подается в чрево электростанции, построенной из натурального камня.

Можно зайти внутрь. Даже нужно. Потому что здесь все работает: жужжат шкивы, бегут ременные приводы, мерно урчит генератор. Вообще-то эта станция питала электрометаллургический завод, а теперь бесплатно раздает энергию местным жителям. Впрочем, у бесплатности есть обратная сторона: когда что-то ломается или река мелеет, подача электричества прекращается, поэтому жители побогаче имеют резервные генераторы.

Сегодня станция является охраняемым объектом и занесена в список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО. В каком-то смысле, это памятник всему Уралу, вобравшем в себя все его «клише»: и своенравную погоду, и захватывающие виды и стальную промышленность, которая дала толчок региону — Урал плавил сталь для рельсов «железки», для танков Т-34, для газопроводов.

И конечно, в Порогах вы встретите другой символ Урала: суровых, но в сущности отзывчивых, людей. Мы остались на ночевку, а вечером хозяйка затопила нам баню. От бани — деревянные мостки прямо в Сатку, и самые отважные из нас пошли искать двойное дно. К счастью, не нашли и вернулись, замерзшие до костей: воздух-то приятный, влажный и теплый, а вода почти ледяная. И это — в начале августа.

Читайте также

Если уж иметь хорошую полноприводную машину, нужно ее использовать. Нужно искать места силы. В Порогах получаешь больше, чем просто впечатления — хотите вы того или нет, но здешняя атмосфера вырвет вас из порочного круга забот и обязательств, и позволит взглянуть на свою бренную жизнь как бы чуть-чуть со стороны. И пусть вы проведете здесь один день, он будет питать ваши аккумуляторы еще очень долго.

А наш Land Rover берет курс обратно к «Дороге смерти». Она ему не страшна.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня