Понятно, что зимняя «резина» может справиться со многими внедорожными неприятностями, но далеко не со всеми. В этом плане шины вчистую проигрывают гусеницам. И если нужно выбраться в места по-настоящему непроходимые, авто можно превратить в снегоход. Это не так сложно, но дорого.
Гусеницы бывают разные
В начале 90-х годов прошлого века американец Глен Браизер увидел рисунок своего 11-летнего сына Мэтта. На нем был изображен грузовик, только не совсем обычный. Вместо колес юный художник пририсовал гусеницы. Рисунок так сильно впечатлил Браизера, что он решил воплотить его в жизнь. На разработку ушло несколько лет. И вот в 1994 году на свет появился опытный образец автомобильных гусениц Mattracks (в названии отец решил увековечить имя сына).
Спустя 21год компания сумела масштабно развернуться. Гусеницы с логотипом Mattracks можно приобрести более чем в 40 странах мира. Само собой, за это время у американской конторы появилось множество конкурентов, которые стараются закрепиться в этом сегменте рынка. Поэтому сейчас полным-полно разнообразных гусениц, на любой вкус и цвет.
Ими можно оснастить внедорожники, грузовики, мотоциклы и квадроциклы. Дальше всех пошла канадская фирма Ktrak — разработала специальные велосипеды, которые оснащены лыжей и гусеницей. А американец Бред Соден придумал инвалидные коляски с гусеницами.
Но, несмотря на многочисленных конкурентов, компания Mattracks прочно удерживает лидирующие позиции. Кстати, интересно, что именно эти ребята придумали и соорудили гусеничную основу для T-1 Battle Unit. Этот робот появлялся в третьей части фильма о похождениях Терминатора. Они же оснастили Peugeot 406 из фильма «Taxi 3» гусеницами, с помощью которых Даниэль и Эмильен сумели догнать бандитов-лыжников в Альпах.
Но основная работа фирмы все-таки более приземленная. Они производят около двух десятков различных каучуковых гусениц, специально заточенных под полноприводные внедорожники. «Прокаченные» подобным образом автомобили превращаются в подобие настоящих вездеходов.
Как утверждают создатели, для автовладельца оснастить авто такими гусеницами — задача несложная. Она напоминает процедуру замены обычного колеса. «Стальной конь» приподнимается с помощью домкрата, колесо откручивается — и на его место крепится гусеница. На все про все, уверяют разработчики, не должно уйти больше сорока минут.
Цена вопроса
Если во всем мире компания Mattracks пользуется непререкаемым авторитетом, в нашей стране ситуация иная. Дело в том, что в России нет официального представительства этой фирмы. Поэтому желающим обзавестись фирменными гусеницами приходилось заказывать их с доставкой «из-за бугра». А это еще до кризиса было очень затратным мероприятием, поскольку цена комплекта переваливала за отметку в пятьдесят тысяч долларов. Нетрудно подсчитать, во сколько выльется покупка сейчас.
Но, к счастью, у нас есть свои аналоги, которые производят отечественные компании. Например, ВГД (Внедорожные Гусеничные Движители). Покупка российского продукта обойдется несколько дешевле — в 200−300 тысяч рублей. Цена зависит от веса автомобиля, на который планируется установить гусеницы.
Комплект ВГД состоит из четырех гусениц. Плюсом идут адаптеры и ограничители, которых тоже по четыре штуки. Без них эксплуатация гусениц запрещена техникой безопасности.
Монтаж гусениц
В принципе, представители Mattracks не обманывают: установка гусениц мало чем отличается от монтажа обычных колес. Есть только ряд нюансов, которые нужно учесть. Так, нужно предусмотреть на кузове или раме специальное крепление для штанги. Ведь именно она будет держать всю конструкцию в необходимом положении.
Кроме того, нужно помнить, что далеко не каждый авто способен «ужиться» с гусеницами. В частности, он должен быть только полноприводным. Поскольку на моноприводных машинах гусеницы не смогут работать, как положено. Также нужно заранее убедиться, что под крыльями имеется необходимый запас свободного пространства. Иначе гусеницы не поместятся или не смогут проворачиваться. Помимо этого автомобиль должен отличаться достаточно мощным усилителем «баранки». Ведь площадь сцепления с дорожным покрытием у гусениц значительно больше, чем у колес, поэтому поворачивать их труднее.
А вот мощность мотора особой роли не играет. Дело в том, что диаметр диска гусеницы, который крепится непосредственно к ступице, меньше, чем у колеса. А значит, крутящий момент возрастает, а скорость — снижается. Неслучайно производители не рекомендуют разгоняться на автомобилях, оснащенных гусеницами, быстрее 65 км/ч.
Кстати, для тех, кому лень «переобуваться», можно обратить внимание на приспособление, которое называется Track N Go.
Это устройство отличается тем, что крепится непосредственно на колеса. Соответственно, управляется оно ими же. Данную разработку охраняют сразу несколько патентов, а придумала ее компания AD Boivin.
Track N Go удобен тем, что на их монтаж уходит всего 10−20 минут. Сами гусеницы изготавливаются из высококачественной резины, которая усилена кевларовыми стержнями.
В продажу эти мобильные гусеницы поступили всего два года назад. И все бы хорошо, если бы не два «но». Во-первых, на российском рынке их нет, нужно заказывать из-за границы. Во-вторых, цена. Стоят они столько же, сколько и Mattracks, — то есть, более пятидесяти тысяч долларов.
Тут поневоле задумаешься: а стоит ли игра свеч?