Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Эволюция авто
20 января 2016 09:16

Автопрайс-2016: машины превращаются в роскошь

Как они подорожали, пока мы отмечали Новый год

29004

В Новый год ценники переписали большинство производителей. Но особенно впечатляющая картина складывается, если сравнить ситуацию с январем 2015 года: с тех пор автомобили среднего ценового сегмента (до 1 млн рублей) подорожали на 80−120 тысяч рублей, некоторые — до 200 тысяч! Причем, в ближайшие месяцы процесс удорожания может интенсифицироваться.

Единодушное мнение

Динамику цен за истекший год удобно проиллюстрировать на примере популярного Volkswagen Polo. Год назад версия 1.6 (105 л.с.) Trendline стоила 519 тысяч рублей, но уже в марте цена подскочила аж до 599 тысяч — так производитель отреагировал на выросшие в январе-марте 2015 года курсы валют. Весной и летом цены оттаяли вместе с укрепившимся курсом рубля, и за рассматриваемую версию просили 545 тысяч рублей. Однако осенью начался очередной раунд переписывания ценников, и в октябре за такой «Поло» просили 588 тысяч рублей. А после Нового года машина стоит уже 634 тысячи, то есть общее подорожание за год составило 105 тысяч рублей!

Колебания цены Polo в среднем отражают общую динамику рынка, а некоторое разнообразие в картину вносят лишь попытки производителей «прощупать» спрос и найти некую равновесную цену. Так, весной прошлого года Ford Focus 1.6 (105 л.с.) в комплектации SYNC Edition оценили в 956 тысяч рублей! Для некогда массовой модели столь агрессивная ценовая политика была почти приговором, поэтому осенью цену автомобиля снизили до 884 тысяч рублей, которая была актуальна до 15 января, а теперь такой Focus стоит 933 тысячи.

АвтоВАЗ, в свою очередь, осенью поднял стоимость базовой Lada Granta до 360 тысяч рублей, однако в Новом году чуть-чуть «откатил» — базовая «Гранта» стоит сейчас от 349 тысяч рублей (подорожание за год +12%). Некоторые производители заморозили цену. Так, Nissan Sentra 1.6 Welcome с весны прошлого года стоит 878 тысяч рублей. Впрочем, еще осенью 2014 года за такой автомобиль просили всего 679 тысяч.

Тем не менее, общий вектор рынка устремился в сторону повышения цен, и в наступившем году поднять стоимость моделей были вынуждены большинство производителей. По данным агентства «Автостат», стоимость среднестатистического российского автомобиля сегодня составляет 500 тысяч рублей, а средняя иномарка гольф-класса подорожала до 1 млн рублей. В случае с импортируемыми моделями встречаются и ценовые аномалии, например, базовая версия Volkswagen Golf 1.6 (110 л.с.) стоит теперь без малого 1,2 млн рублей!

Кто виноват

Основным провокатором роста цен является, безусловно, дешевеющий рубль. При этом цены на многие модели оказались даже выше пикового уровня, характерного для февраля-марта 2015 года, когда курсы валют достигали локального максимума.

С одной стороны, в 2015 году стоимость автомобилей перестала иметь жесткую привязку к их себестоимости, и многие производители предпочли торговать со сниженной маржой или даже себе в убыток, стремясь сохранить уровень производства и долю рынка. Достаточно эффективно эту стратегию реализовал альянс Hyundai-Kia, которому удалось увеличить производство на питерском заводе компании, где выпускают Solaris и Rio. Причем, обе модели заняли первые две строчки в общем рейтинге продаж иномарок, уступив по итогам года только более дешевой Lada Granta.

Тем не менее, стратегия искусственного сдерживания цен носила временный характер, и во многом подпитывалась надеждой, что рыночная конъюнктура все же улучшится. Во время летнего усиления рубля подобная надежда даже окрепла, и спрос начал было восстанавливаться, но очередной раунд падения цен на нефть и дальнейшая девальвация национальной валюты оставляют производителям все меньше возможностей работать по «временным» ценам.

Так, Citroen, выпускающий модель C4 Sedan на заводе в Калуге, весь прошлый год выдерживал стоимость комплектации Dynamique с кондиционером на уровне 791 тысяча рублей (+80 тысяч относительно января 2015), однако с наступлением 2016 года вынужден был поднять цену аж до 911 тысяч! Таким образом, общее подорожание за год составило 200 тысяч рублей.

Меняется и структура спроса: большая часть платежеспособных клиентов, нуждавшихся в новом авто, обновила автопарк на первой волне ажиотажа, раскупая машины «впрок» по старым ценам или со значительными скидками.

Глава агентства «Автостат» Сергей Целиков также отмечает демографическую яму 1990-х, которая приводит к постепенному снижению числа социально-активного населения. Общее падение спроса, на первый взгляд, должно способствовать уменьшению цен, но на деле недогрузка производств приводит к росту себестоимости каждого автомобиля, лишая производителей маневра.

Кроме того, в 2016 году вырастет утилизационный сбор, причем для популярного класса автомобилей с объемом мотора до 2 л наценка составит 17 тысяч рублей.

Что делать

Тем, кто всерьез озабочен выбором нового авто, не стоит затягивать с покупкой — сейчас дилеры распродают остатки машин прошлого года, зачастую еще по «старым» ценам. Для сравнения, при покупке средних комплектаций прошлогоднего Renault Logan можно сэкономить порядка 25 тысяч рублей, не считая дополнительных скидок. При этом обширных складских запасов в этом году (как и в прошлом) у производителей нет: планы на 2015 год были достаточно консервативными, а многие российские автозаводы встали на паузу в ноябре-декабре, чтобы избежать затоваривания складов.

Многие дилеры продолжают предлагать специальные программы и льготные автокредиты, например, Skoda объявила о скидках до 220 тысяч рублей на модель Yeti. Toyota заявляет о дисконте до 100 тысяч рублей на модель Camry. Такой же демпинг предлагает Nissan в отношении седана Sentra: базовая цена автомобиля 2015 года выпуска в базовой версии начинает от 778 тысяч рублей.

Впрочем, весь последний год «теоретическая» цена на автомобили расходилась с реальной. Основные причины нестыковок следующие: автомобили в заявленных (как правило, базовых) комплектациях отсутствуют в наличии, а вменяемые скидки распространяются только на самые дорогие версии. Либо же для получения скидки клиент обязан выполнить ряд условий, например, сдать в трейд-ин свой автомобиль по стоимости, которую посчитает дилер (как правило, ниже рыночной). Есть сюрпризы и со льготными автокредитами: нередко дополнительные расходы на оформление и страховку съедают большую часть выгоды от низкого процента.

Поэтому, выбирая автомобиль сегодня, важно ориентироваться не столько на информацию в рекламе и СМИ, сколько на конкретные цены на автомобили в наличии, уточняя их у дилера и сравнивая спецпредложения разных компаний. По традиции, больше шансов купить со значительной скидкой малопопулярную или недооцененную модель, чем лидера сегмента.

Есть ли надежда?

Подорожание автомобилей — в равной степени плохая новость и для россиян, и для производителей. В 2015 году объем продаж новых машин упал на 36% - до 1,6 млн автомобилей в год, тогда как еще три года назад составлял 2,8 млн в год. Нынешний спад автопром пережил болезненно, но в основном пережил — из крупных игроков свернул деятельность в России и закрыл заводы лишь концерн GM. Однако дальнейшее падение рынка, связанное с удорожанием автомобилей, может нанести автопрому серьезный ущерб.

Если заводы в России окажутся недогруженными, выгоднее будет поставить их на паузу или закрыть. Поэтому производители заинтересованы в снижении цен при первой возможности, иначе рискуют потерять инвестиции, сделанные в местный автопром в последние годы. А эти инвестиции измерялись сотнями миллионов евро.

Другое дело, что возможность для снижения цены может представиться нескоро, и растущие курсы валют не оставляют особенного выбора. Проблема усугубляется тем, что даже российские заводы сегодня используют импортные компоненты, технологии и производственные оборудование, поэтому зависят от валютных колебаний.

Словом, есть большая вероятность, что тенденция к удорожанию сохранится и в 2016 году, и постепенно автомобили действительно превратятся в роскошь для россиян.

А тем, кто владеет относительно свежим автомобилем, стоит обращаться с ним поаккуратней. Ведь выросла и разница между рыночной стоимостью «бэушки» и нового авто, — а значит, ездить на нынешнем автомобиле придется дольше запланированного.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня