Авто / Эволюция авто

От Jamais Contente до Tesla

Вспоминаем историю электромобилей

  
1568
Камиль Женатци на электромобиле Jamais Contente, 1899 год
Камиль Женатци на электромобиле Jamais Contente, 1899 год (Фото: Global Look Press)

В начале XX века электромобили разъезжали по городам Англии, Франции и Америки. Более того, тогда казалось, что будущее именно за электрическими «повозками», а ДВС — тупиковая ветвь эволюции. Но потом электромобили исчезли почти на век, и вернулись только сейчас. Почему?

Tesla и все остальные

«Электромобилизация» все сильнее распространяется в мире. Самые «зеленые» правительства различных стран вдруг вспомнили, что автомобили с ДВС отрицательно влияют на экологию, и с этим нужно что-то делать. Обозначился и выход: к 2050 год году заменить имеющиеся машины с двигателями внутреннего сгорания на гибридные. А еще лучше — на полностью электрические авто.

Именно поэтому ведущие концерны всеми силами совершенствуют конструкцию электромобилей. Тут Toyota со своими «водородомобилями» (кстати, они уже имеются в Европе), Nissan, Ford, Peugeot. Список можно продолжить.

Но лидером направления оказалась американская Tesla. Не так давно ее электромобили мало кто воспринимал всерьез. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Катализатором перемен стал первый электрический кроссовер Model X. Стоило ему появиться, как Audi, Jaguar и Porsche объявили о создании собственных полноприводных электромобилей.

И это не просто так. Продажи американского бренда более чем достойные, несмотря на плохую развитость «электрической» инфраструктуры. И вновь начинает казаться, что будущее — все-таки за электромобилями.

Тернистый электропуть

Как мы уже отметили, в начале XX века электромоторы, по сравнению с ДВС, выглядели идеалом. Они обеспечивали машинам тихий и плавный ход, плюс относительную простоту в управлении. Казалось, лучшего транспортного средства для города, чем электромобиль, сложно даже представить.

На первых порах электромобили и лошади с легкостью «делили обязанности». Первые отвечали за перевозки в городе, а вторые идеально подходили для дальних поездок.

Так, в 1900-е почту в Лондоне и Париже развозили именно электрические грузовички. А в Нью-Йорке электрокары пользовались популярностью в качестве такси.

Надо сказать, что точная дата появления первого электромобиля остается неизвестной. Но ближе к середине XIX века сразу три умельца продемонстрировали свои «экипажи» на электрической тяге. Это были англичанин Роберт Девидсон, шотландец Роберт Андерсен и американец Томас Девенпорт. Правда, их электромобили мало подходили для практического применения, поскольку скорость не превышала 4 км/ч, а запас электричества расходовался чрезвычайно быстро. Развитию электрокаров мешало отсутствие подходящих аккумуляторов.

Лишь в 1865 году француз Гастон Планте продемонстрировал подобие необходимого аккумулятора. Само по себе изобретение не годилось для применения в электромобилях, но благодаря Планте другие изобретатели поняли, в каком направлении двигаться.

Наконец, в 1880-х появились батареи с подходящими характеристиками. Они были относительно легкими, довольно емкими, а главное — «умели» подзаряжаться.

Настала пора бума электромобилей.

«Золотой век»

Многие историки автомобилестроения считают, что конец XIX — начало XX веков — это и есть «золотой век» электромобилей.

В то время они развивали скорость до 30 км/ч, а запас хода позволял передвигаться по городу без подзарядки или замены аккумулятора чуть ли не весь день. К плюсам можно было отнести и то, что электрические машины «заводились» в любых погодных условиях, а также отличались бесшумной работой. Кстати, женщины того времени в электрокарах больше всего ценили, что эти «повозки» не требовали переключения передач. В общем, электромобили стали реальной альтернативой машинам с ДВС.

Потенциальных покупателей «обычных», по нынешним меркам, машин пугал громогласный и капризный двигатель, запах бензина и масла, жуткие облака гари, а также ручной запуск силового агрегата и переключение скоростей.

Продвижение авто с ДВС останавливало и то, что купить такую «повозку» могли только богатые люди. А им, эстетам, больше по душе были чистые и «породистые» электромобили.

В конце XIX века началась и так называемая «эпоха рекордов». Новоиспеченные автогонщики на своих авто соревновались в заездах на скорость. В 1895 году прошел первый официальный заезд, в котором лучшим стал Шарль Жанто. Его электромобиль смог разогнаться до невероятных в то время 63 км/ч.

А всего четыре года спустя бельгиец Камиль Женатци на электромобиле Jamais Contente («Всегда Недовольная») смог превысить рубеж в «сотню». Его рекорд — 105 км/ч.

В XX веке электромобили все чаще стали «служить» в такси, пожарной службе и «скорой помощи». Соответственно, увеличивались их максимальная скорость и дальность поездки. Плюс к тому, некоторые авто получили систему рекуперативного торможения.

Наибольшей популярностью электромобили в то время пользовались в США. Их было примерно в полтора раза больше, чем авто с ДВС.

Забвение

Но сторонники машин с двигателями внутреннего сгорания не думали сдаваться. Пока электромобили купались в лучах славы, они активно работали над усовершенствованием бензиновых «повозок».

И постепенно ситуация стала меняться в их пользу. Причин тому несколько. Во-первых, с каждым годом открывалось все больше нефтяных месторождений, что удешевляло бензин. Во-вторых, в цивилизованных странах стала активно развиваться дорожная инфраструктура. Количество и качество дорог подразумевало дальние путешествия, которые электромобилям оказались не по плечу. В-третьих, авто с ДВС могли похвастаться большей максимальной скоростью и меньшим весом.

И электромобили сдались. Уже к 1920 году их количество по сравнению с обычными машинами сократилось до 1% от общего числа. А спустя еще десять лет производство электрокаров и вовсе прекратилось.

Второй виток развития электромобилей пришелся только на 1990-е. К нему привело постоянное ужесточение законов, защищающих экологию. Ну а первым современным серийным электромобилем принято считать General Motors EV1, который производился с 1996 года по 2003-й. Правда, популярностью он не пользовался. Было выпущено всего 1117 машин, но до сегодняшнего дня дожили лишь две, которые хранятся в музее.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Вячеслав Смирнов

Директор Научно-исследовательского института политической социологии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня