Авто / Эволюция авто

Главные автомобили СССР

Вспоминаем историю отечественного автопрома

  
18907
Первый советский автомобиль АМО-Ф-15
Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 (Фото: ТАСС)

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен в 1924 году. С этого момента начинается история советского автомобилестроения. Сегодня мы решили вспомнить знаковые автомобили СССР.

ГАЗ-69

Над этим автомобилем работал штат конструкторов под руководством Григория Моисеевича Вассермана. Их задача заключалась в создании достойной замены ГАЗ-67Б.

Работа началась в 1946 году, и уже спустя два года были готовы первые опытные образцы. Они носили название «Труженик».

ГАЗ-69 (Фото: ru.wikipedia.org)

Однако серийный выпуск начался лишь в 1953. В течение трех лет автомобиль сходил с конвейера ГАЗа, а затем производство полностью перекинули на мощности Ульяновска (бывший УльЗИС). А сам завод с того момента получил известное название УАЗ.

ГАЗ-69 выпускался в двух модификациях. Первая — двухдверная с восьмиместным кузовом (шесть человек размещались на двух лавках) и откидным задним бортом. Вторая (ГАЗ-69А) — «командирская» — была четырехдверной, способной разместить пять человек.

Этот внедорожник производился до 1972 года. За это время с конвейера сошло более 600 тысяч авто. Интересно, что ГАЗ-69 экспортировался за рубеж. В 56 странах мира «наследил» этот советский автомобиль! Кстати, в 1957 году массовое производство «газона» было налажено в Румынии, а в 1962-м — в Северной Корее.

В 1972 году на смену ГАЗ-69 пришел УАЗ-469.

ГАЗ-13 «Чайка»

Этот автомобиль считается самым красивым за всю историю СССР. Созданная в стиле «детройтского барокко», «Чайка» стала наиболее массовым автомобилем представительского класса в стране. Более того, она является одним из автомобилей-долгожителей: ее выпускали с 1959 по 1981 год. Причем, первая машина увидела свет за три года до официального старта производства.

Легковой автомобиль ГАЗ-13 "Чайка" Горьковского автомобильного завода (Фото: ТАСС)

Понятно, что попасть в руки среднестатистического жителя Советского Союза автомобиль не мог. Он предназначался исключительно министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство — например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.

Автомобиль оснащался двумя моторами. Первый — ГАЗ-13 (ЗМЗ-13) V8, объемном 5,5-литра, выдавал 195 «лошадок». Второй — ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д) был немного мощнее: 215 л.с.

Существовало и несколько специальных модификаций «Чайки»: киносъемочная (созданная специально для «Мосфильма»), фаэтон ГАЗ-13Б (их было выпущено около двух десятков), а также ГАЗ-13А с перегородкой между первым и вторым рядом кресел (эти автомобили чаще других заказывали в Министерстве обороны СССР).

Только в 1970-х годах «Чайка» стала поступать в распоряжение ЗАГСов, гостиницы «Интурист» и диппредставительств иностранных государств. Также машины часто «мелькали» на военных парадах.

В 1980 году на этом автомобиле попал в аварию и погиб первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии Петр Миронович Машеров. Это и послужило причиной прекращения производства «Чаек» (до этого инцидента в автокатастрофах с участием ГАЗ-13 погибло еще несколько высокопоставленных чиновников).

ЗАЗ-965 «Запорожец»

В конце 50-х годов прошлого века руководству страны стало очевидно, что населению не хватает компактной и недорогой машины. В общем, нужно было срочно предоставить рабочим и колхозникам «народный» автомобиль.

И он был создан на базе итальянского Fiat 600. Но ЗАЗ-965 нельзя назвать клоном, поскольку многие узлы советские конструкторы серьезно переделали. Этот автомобиль советский народ принял на «ура». Сказалась цена — 1 800 рублей. Другие отечественные авто стоили в разы дороже.

ЗАЗ-965 «Запорожец» (Фото: ru.wikipedia.org)

Мотор (0,7-литра и 23 «лошадки») располагался не спереди, как у большинства авто, а за задней осью. После рестайлинга, который произошел в 1962 году, на авто стали ставить другой двигатель. Он отличался большим рабочим объемом (0,9-литра) и количеством «лошадок» — 27. Затем, с 1966 года и до конца производства (1969 год) автомобиль оснащали силовым агрегатом того же рабочего объема, но уже с «табуном» в 30 л.с.

«Волга»

24-я «Волга» также относится к числу автомобилей-долгожителей. И ничего странного в этом нет, поскольку она олицетворяла собой целую эпоху. А еще эта машина была главной мечтой жителя СССР, ведь она служила показателем достатка и благополучия. Но превратить мечту в жизнь было непросто, несмотря на наличие денег.

Дизайн этой «Волги» был утвержден в 1963 году, спустя год появился первый опытный экземпляр. А еще через три года стартовало производство. Большинство автомобилей попадали под распределение в государственные структуры, таксопарки или шли на экспорт.

Автомобиль "Волга" - "ГАЗ-24" (Фото: Владимир Войтенко/ТАСС)

Автомобиль выпускался в нескольких вариациях. Самыми распространенными были седаны и универсалы. Сняли модель с производства только в 1992 году.

«Москвич-412»

По сути, модель 412, появившаяся в 1967 году, была улучшенной версией предшественника — «Москвича-408». Что интересно, на протяжении длительного времени эти машины выпускались параллельно.

На московском заводе АЗЛК (бывший МЗМА) «Москвич» выпускался с 1967 года по 1977. А в Ижевске с 1968 по 1997 год, причем «остаточное» производство сохранялось вплоть до 2001 года.

Москвич-412 (Фото: Валентин Хухлаев/ТАСС)

Первоначально большая часть «четыреста двенадцатых» отправлялась прямиком за границу. Плюс к тому, сборка этих авто под маркой Rila осуществлялась в Болгарии, а затем еще и в Бельгии, под маркой Scaldia. Успех «Москвичей» на мировом рынке был обеспечен удачными выступлениями этих автомобилей в международных гонках.

«Москвич-412» оснащался 1,5-литровым 4-цилндровым мотором, выдающим 72 «лошадки». Его ресурс до капремонта составлял порядка 150 тысяч километров пробега.

Вплоть до 1980-х создать адекватную замену «четыреста двенадцатому» так и не получилось, несмотря на старания конструкторов. На «боевом посту» его сменил только «Моксвич-2141», который, по сути, был принципиально другим автомобилем. Правда, в наследство от предшественника ему достался устаревший к тому времени мотор.

ВАЗ-2121 «Нива»

В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед руководством ВАЗа, Ижмаша и АЗЛК непростую задачу. Нужно было создать машину с хорошей проходимостью, но при этом комфортную.

Быстрее всех с этим ребусом справились конструкторы Волжского завода. Они представили модель, в которую многие узлы перекочевали из ВАЗ-2106. Другим ее достоинством стал прогрессивный дизайн.

Первые серийные автомобили ВАЗ-2121 "Нива" (Фото: Юрий Белозеров/ТАСС)

Уже в 1974 году было создано 15 первых автомобилей. А спустя два года их количество увеличилось на 50 штук. Чтобы проверить внедорожные способности машин, им устроили совместный тест-драйв с Land Rover, Range Rover и УАЗ-469. И только после этого был подписан приказ о конвейерном выпуске авто.

«Нива» пользовалась популярностью не только в СССР, но и за границей. Например, в Бразилии, Чили, Канаде, Франции. К тому же, она стала единственной советской машиной, которой удалось пробиться на японский рынок.

Во многих странах и сейчас есть клубы любителей этого внедорожника, а в Британии его фанаты даже издают специализированное издание.

С 2004 года внедорожник продается под названием Lada 4×4.

ВАЗ-2101 «Жигули»

Наверное, «копейку» можно считать самой «народной» машиной времен Советского Союза. Да и вообще, этот автомобиль оставил значительный след в истории отечественного автопрома. Ведь именно на базе ВАЗ-2101 впоследствии было создано целое семейство «классических» «Жигулей», которые продержались на конвейере до 2012 года.

ВАЗ-2101 "Жигули" (Фото: Соболев В.,Брянов А./ТАСС)

Прототипом «копейки» послужил Fiat 124. Только его советские конструкторы сильно «подкорректировали», внеся более восьми сотен изменений в конструкцию (кстати, их потом с успехом использовали в Италии). И на 1970 год этот автомобиль получился революционным, для Советского Союза уж точно.

Шла «Копейка» и на экспорт — в страны соцблока. Например, на Кубе по сей день можно встретить модификацию этого авто — «копейку-лимузин», — которую на острове используют как маршрутное такси.

В 2000 году журнал «За рулем» устроил опрос среди 80 тысяч автомобилистов, чтобы выявить обладателя звания «Лучший российский автомобиль столетия». Почетный приз достался ВАЗ-2101.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня