Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Правовым курсом
26 июня 2016 12:24

Обратная сторона скорости

В каких случаях быстрая езда доводит до тюрьмы и сумы

9498

Я был в легком шоке, когда в одном опросе чуть ли не половина респондентов ответила, что разрешенная в городе скорость — 80 км/час. Россияне очень любят заигрывать с кинетической энергией, однако не всегда понимают, что у скорости есть не только физические последствия, но и летальные.

Что разрешено?

С 2013 года в России отменили штраф за превышение скорости менее чем на 20 км/час, что многие приравняли к повышению скоростных лимитов на означенную величину. Это не так.

Во-первых, подобная «зона нечувствительности» нужна больше для учета погрешности приборов измерения (радаров), и прописанные в ПДД лимиты остались прежними: в городе — 60 км/час, на трассе — 90 км/час, на автомагистрали — 110 км/час, и лишь в отдельных случаях (на платных трассах) — 130 км/час. Подобный же подход используется в отношении опьянения: «разрешенные» 0,16 мг/л на самом деле учитывают лишь максимально возможную погрешность алкотестера, а в России по-прежнему действует запрет на употребление алкоголя за рулем.

Во-вторых, в случае ДТП превышение скорости отсчитывается от лимита, прописанного в правилах. Некоторых сбивают с толку случаи, когда при небольших превышениях скорости во время разбора ДТП госавтоинспекция выдает отказ в производстве по делу об административном правонарушении, создавая иллюзию, что превысивший скорость водитель оправдан. С точки зрения КоАП и возможного штрафа — да. Но это не освобождает его от гражданской и уголовной (в тяжелых случаях) ответственности.

Что дышло…

Правда, в России довольно распространена практика, когда превышающие скорость водители уходят от ответственности. Вот пример: автомобиль выезжает со второстепенной, водитель смотрит по сторонам и завершает маневр. В этот момент вылетает другой автомобиль, серьезно превышающий скорость, и происходит ДТП.

Фактически, нарушение есть с обеих сторон, и на бытовом уровне мы считаем, что вердиктом должна быть «обоюдка». А если скорость второго водителя не позволяла первому его вовремя заметить, то и вовсе вина должна быть на «гонщике». В реальности очень часто превышение скорости не признается непосредственной причиной, которая повлекла ДТП, поэтому «гонщик» получает административный штраф (от 500 рублей), а второй водитель — наказание по системе «все включено».

Одно из самых громких ДТП по такой схеме случилось в 2005 году: тогда погиб актер и губернатор Михаил Евдокимов, чей Mercedes ехал со значительным превышение скорости и разбился, уворачиваясь от выехавшей на него «Тойоты». Лишь общественный резонанс позволил позже снять обвинения с водителя «Тойоты», когда было доказано, что он не мог видеть быстрый «мерс» из-за изломов рельефа.

Подобная практика увязана с необходимостью отделить основную причину ДТП от нарушений, которые, быть может, имели место, но поводом не являлись. При этом вопрос о влиянии скорости на ДТП и особенно на тяжесть его последствий — это всегда зона для ожесточенных споров. Например, если бы один из водителей не превышал, то он, возможно, успел бы среагировать на угрозу, либо же тяжесть последствий была совершенно иной.

Вторая причина игнорирования скорости зачастую связана с невозможностью точно установить ее, особенно при тяжелых ДТП, где львиная доля энергии тратится на сминание кузовов и объектов дорожной инфраструктуры. Если, например, при наезде на пешеходов с некоторой степенью достоверности можно установить скорость по длине тормозных следов, то при «внезапных» ДТП тормозных путей может и не быть вовсе. А значит, скорость могут установить трасологи — специалисты по анализу повреждений — но практика показывает, что их выводы могут носить весьма спорный характер. По крайней мере, есть возможности для манипуляции.

Какой скорости боятся

Тем не менее, неадекватная скорость остается самым распространенным пунктом обвинения водителей. И слово «неадекватная» в данном случае означает не только «превышающая лимит».

Например, в нашем распоряжении есть такое дело. Один из водителей совершал разворот из не крайнего положения (1 метр до осевой), а второй планировал проскользнуть левее, превышая скорость на 7 км/час. И был признан виновным, хотя нарушение было у обоих. Почему? Судья признал, что, несмотря на нарушение разворачивающегося водителя, у приближавшегося к нему сзади автомобиля не было шансов просочиться в зазор 1 метр между машиной и осевой, а значит, он должен был выполнять п. 10.1.

А пункт этот сформулирован настолько тонко, что не поленимся процитировать его полностью. «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Помимо очевидного требования «не превышай», п. 10.1 накладывает на водителей еще две обязанности. Первая — это двигаться со скоростью, которая соответствует дорожным условиям. Грубо говоря, если при разрешенном лимите в 110 км/час в тумане при видимости 15 метров вы будете ехать 90 км/час, при которых ваш тормозной путь составит 38 метров (больше расстояния видимости), вашу скорость могут признать не соответствующей условиям и обвинить в нарушении п. 10.1. Хотя формально вы не превышали.

Второе — это требование снизить скорость вплоть до нуля, едва возникла опасность для движения. В этой части ПДД особенно придирчивы, поскольку водителю предписывается начать торможение в минимальное время, необходимое для реакции и срабатывания механизмов. И если в его действия была различимая задержка, то это станет фактором в пользу виновности. Особенно часто данная логика применяется при наездах на пешеходов.

Выводы

Так или иначе превышают все: намеренно, случайно, в спешке, по особым случаям… И все же нужно всегда отдавать себе отчет, что скорость действует как увеличительное стекло: незначительное ее повышение может приводить к драматическому усилению последствий, когда что-то пойдет не так.

Быстрая езда не только увеличивает риск стать виновным в ДТП и лишает вас шанса что-то предпринять, но и драматизирует масштаб разрушений. Последствия ДТП пропорциональны даже не скорости, а, скорее, кинетической энергии. Так вот, при ускорении с 60 до 80 км/час эта энергия увеличивается на 80%! Это может быть разница между сотрясением и комой, между штрафом и пожизненной кабалой на компенсацию вреда здоровью.

А ведь превышение на 20 км/час у нас и нарушением-то не считается…

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня