Авто

Когда менять масло?

Почему не стоит увеличивать интервалы между ТО

  
11944
Когда менять масло?
Фото: PA Images/ТАСС

Автопроизводители увеличивают интервал замены моторного масла. Промежуток между ТО в 15−20 тысяч километров пробега уже не является чем-то удивительным. Но стоит ли следовать таким рекомендациям?

По регламенту

У автовладельцев, которым рекомендуют реже менять масло в моторе, возникает резонный вопрос: а как это скажется на ДВС? Не уменьшается ли его ресурс? Ведь еще недавно интервал замены масла составлял 8−10 тысяч километров пробега для моторов, работающих на «тяжелом» топливе, и 10−12 тысяч километров для бензиновых движков.

Кроме того, большинство современных автомобилей, которые не относятся к разряду откровенных «бюджетников», сами напоминают владельцу о том, что пришла пора плановой замены масла. Причем, интервал в этом случае напрямую зависит от условий эксплуатации «стального коня». Например, если машина с бензиновым силовым агрегатом часто «бегает» на холостых оборотах, индикатор плановой замены может загореться и через 8 тысяч километров пробега.

А ведь с точки зрения производителя, при правильной эксплуатации автомобиля индикатор может загореться и через 40 тысяч километров. Где же истина?

Проверка на вшивость

На деле, увеличенные промежутки между заменами моторного масла — всего-навсего маркетинговый ход. Потребитель понимает, что длинные интервалы — это прямой путь к экономии средств на обслуживание «стального коня». Особенно это актуально для тех, кто часто и много ездит.

Но при этом мало кто задумывается, что современные силовые агрегаты — с высокой удельной литровой мощностью, турбонаддувом, системой изменения фаз газораспределения — крайне требовательны к качеству масла и к присадкам, которые в нем содержатся.

Поэтому, когда возник тренд на растягивание интервалов ТО, первыми неладное почуяли независимые автоэксперты. И начали они с того, что решили выяснить, как стареет (деградирует) моторное масло за время, которое отвели ему автопроизводители. Для этого они постарались свои эксперименты максимально сильно приблизить к эксплуатационным реалиям: томили автомобили в «пробках», терзали агрессивным стилем вождения.

А когда по регламенту приходила пора замены моторного масла, его сливали и тестировали. В том числе, на диэлектрическую проницательность, которая является важным показателем сохранения маслом рабочих свойств. Результаты тестов оказались вполне ожидаемыми — жестко привязанными к условиям эксплуатации автомобиля.

Если, например, автомобиль чаще всего «бегал» по шоссе на большие расстояния, и число холодных запусков у него было сведено к минимуму, то через 10 тысяч километров пробега у моторного масла сохраняется более 40% его изначальных свойств. Что, в принципе, является нормой.

Совершенно другая ситуация наблюдается с машинами, которые используется для коротких перебежек (по 3−5 километров в день), с подавляющим числом холодным пусков. В таком случае масло через 10 тысяч пробега сохраняло лишь 5% рабочих свойств. И это, понятно, говорило о необходимости его немедленной замены.

Какой класс вязкости выбрать?

Здесь уместно сказать два слова о классах вязкости. Двигатели со значительным пробегом — с повышенным износом трущихся деталей, — требуют более вязких масел. Для моторов зрелого возраста подойдут классы SAE 10W-40, SAE 15W-40 или же SAE 15W-50. Такие масла обеспечат меньший расход масла «на угар», лучшее уплотнение камеры сгорания и снижение шумности работы двигателя. Однако водителю придется смириться с некоторым увеличением расхода топлива.

Для зимней «безгаражной» эксплуатации следует применять масла более низких зимних классов, например, SAE 0W-ХХ, SAE 5W-ХХ или, в крайнем случае, 10W-XX («ХХ» обозначают любые летние классы). Такие масла обеспечат легкий и надежный пуск двигателя, быстрый его прогрев и снижение пусковых износов. Чем ниже тепловой режим двигателя, тем меньше должен быть зимний класс вязкости масла — это обеспечит снижение потерь на трение в подшипниках и поршнях.

Например, в городском режиме, когда поездки коротки, а стоянки с выключенным мотором продолжительны, двигатель не успевает прогреться до оптимальной температуры. Значит, масло для подобных поездок нужно выбрать соответствующее, — например, SAE 5W-40. Наряду с уменьшением износа трущихся пар оно позволит сэкономить топливо.

Среди всесезонных масел есть очень интересные классы — так называемые нулевые. В качестве примеров приведем SAE 0W-40 и SAE 0W-30. Нолик перед буквой W сулит привлекательные эксплуатационные характеристики: легкий холодный пуск даже при частично разряженной батарее, хорошую прокачиваемость и многое другое, продлевающее жизнь двигателю.

Со временем моторное масло начинает темнеть, этот факт известен всем. Но вопреки распространенному мнению, это не говорит о том, что оно начало терять свои свойства. Темнеет масло из-за накопившихся загрязнений, но на его вязкости и рабочих свойствах это напрямую не сказывается.

По сути, главным врагом двигателя является переизбыток агрессивных веществ в масле. В первую очередь, соединений серы, что ведет к коррозии деталей ДВС. Добавляют проблем и разнообразные «помощники» в топливе — из-за них процессы окисления масла протекают в ускоренном режиме. Поэтому главная задача моторного масла — как можно эффективнее нейтрализовать негативные факторы с помощью пакета специальных присадок. Это значит, что качество самого моторного масла также влияет на периодичность его замены.

Есть еще важный фактор — в России достаточно просто нарваться на поддельное масло, особенно если речь идет о раскрученных брендах. Поэтому приобретать масло следует либо в крупных специализированных магазинах, либо выбирать альтернативные варианты — например, отечественную «синтетику», которую сегодня производят несколько российских нефтеперерабатывающих компаний.

В целом, вопреки рекомендациям автопроизводителей, растягивать интервалы замены моторного масла себе дороже. Если машина отбегала более 100 тысяч километров, менять масло нужно каждые 10−12 тысяч километров. А в идеале — через 8 тысяч километров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Сергей Удальцов
Сергей Удальцов

Меня очень радует, что за 10 лет своего существования «Свободная пресса» не выродилась в очередное маловыразительное СМИ, а постоянно повышала планку профессионализма, остроты, актуальности и свободы дискуссии, которой сегодня катастрофически не хватает в нашем информационном пространстве. На фоне подавляющего большинства печатных и сетевых изданий, которые пропагандируют разрушительную неолиберальную философию, «Свободная пресса» — это действительно свободный, независимый оазис левой, патриотической, прогрессивной мысли, формирующий цельную картину будущего общества — общества справедливости, развития и процветания. От души поздравляю редакцию «Свободной прессы» и ее многочисленных читателей с юбилеем, уверен — самые яркие события и публикации нас ждут впереди!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня