Авто / Авто с пробегом

ЭРА-ГЛОНАСС: Шлагбаум для подержанных иномарок

Ввезти в РФ автомобили с пробегом стало почти нереально

  
9066
Рынок подержаных автомобилей
Рынок подержаных автомобилей (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Поначалу все смахивало на чиновничью недоработку, но дело оказалось серьезнее: с начала 2017 года все вводимые в оборот автомобили, новые и подержанные, обязаны иметь систему ЭРА-ГЛОНАСС, и при всей абсурдности ситуации, исключений для импорта б/у авто пока не сделано.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

Это система оповещения экстренных служб в случае серьезных ДТП и других происшествий, которая работает как в автоматическом режиме, так и допускает самостоятельный вызов помощи.

Физически ЭРА-ГЛОНАСС представляет модуль, видимая часть которого — это кнопка SOS, нажатие которой позволяет связываться с колл-центром по собственной инициативе. Помимо вербальной связи, система передает операторам координаты места происшествия, марку и модель автомобиля, тип используемого топлива и другие параметры.

В автоматическом режиме система реагирует на перегрузки и/или срабатывание подушек безопасности.

Читайте также

Есть ли исключения

Установка «ЭРЫ» не обязательна для уже эксплуатируемых в России автомобилей, хотя власти разработали процедуру добровольного оснащения ей машин для всех желающих (интересно, найдутся ли?)

В случае с новыми автомобилями ЭРА-ГЛОНАСС обязательна для получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое действует три года. Так появилась небольшая лазейка, например, если ОТТС получен или продлен в конце 2016 года, внедрение ЭРА-ГЛОНАСС отсрочивается на три года. Это привело к несколько парадоксальной ситуации, когда импортируемая Toyota Corolla имеет систему ЭРА-ГЛОНАСС, а в доску своя Lada Kalina — нет.

При этом праворукая Toyota Corolla, ввозимая из Японии, отныне обязана иметь ЭРА-ГЛОНАСС без каких-либо послаблений.

Можно ли поставить ЭРА-ГЛОНАСС самостоятельно

Можно, потому что сами модули производятся в том числе российскими компаниями и есть в свободной продаже, а цена с установкой — порядка 30 тысяч рублей. Правда, речь в этом случае не о полноценной ЭРА-ГЛОНАСС с автоматическим вызовом подмоги, а о «ручных» системах, которые позволяют сообщить о беде, нажав кнопку. В официальной документации они называются УВЭОС — устройства вызова экстренных оперативных служб. Впрочем, техрегламент и требует отметки об УВЭОС в свидетельстве о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), что позволяет получить ПТС и поставить машину на учет.

Однако помимо установки УВЭОС требуется его сертификация, и в этом — главная проблема. Так, на сайте таможенной службы владелец американского пикапа делится своей историей: за сертификацию автомобиля 2016 года выпуска НАМИ потребовало 800 тысяч рублей! Де-факто это означает, что требования установки ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные автомобили заведомо невыполнимы.

Упрощенный порядок

Коль скоро запрет на ввоз подержанных иномарок больше всего ударил по жителям Дальнего Востока, в дело вмешались власти региона, в частности, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский пообещал способствовать изменению технического регламента для упрощения процедуры ввоза подержанных иномарок.

И в этом есть смысл, хотя бы по той причине, что требования к частникам по аналогии с требованиями к автогигантам выглядят заведомо нереалистичными. Более того, на сайте АО «ГЛОНАСС» появились подробности нового порядка, который предполагает установку УВЭОС в специализированных фирмах без какой-либо дополнительной сертификации. Однако не успели обрадоваться импортеры б/у, как на сайте появилось уточнение — порядок распространяется только на машины, уже введенные в эксплуатацию! Другими словами, это вариант для добровольного оснащения ЭРА-ГЛОНАСС уже эксплуатируемых машин.

Что же касается импорта б/у, ситуация выглядит безрадостной. Правда, таможня Дальнего Востока отчиталась о пропуске нескольких сотен ввезенных в начале года автомобилей, но подобный шаг преподносится, скорее, как послабление на переходный период. Как заявил полпред президента на Дальнем Восток Юрий Трутнев, изменений в техрегламенте не будет, как не будет и никаких исключения для подержанных иномарок. По большому счету, вопрос еще не решен окончательно, однако шансов, что «бэушки» вновь пустят в Россию, все меньше.

Читайте также

Борьба с ветряными мельницами

Власти подают нововведения под соусом заботы о безопасности, и в целом, с этим можно было бы согласиться, если бы требования об установке УВЭОС были выполнимы. Если производители еще могут потратить сотни тысяч рублей на сертификацию, то частники — нет.

Да и в масштабах страны, где на учете стоят более 50 млн автомобилей, ввоз 30 тыс. подержанных машин без ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сильно влияет на статистику безопасности. Особенно с учетом того, что из тех 50 млн системой оснащено пока несколько тысяч новых машин.

За последние десять лет импорт подержанных иномарок упал в 10 раз: его подкашивали пошлины, затем — курсы валют. И, кажется, финальную точку в этой агонии поставит ЭРА-ГЛОНАСС.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня