Авто / На колесах

Самые необычные катафалки

Автомобили, на которые отправляли в последний путь

  
1591
Самые необычные катафалки
Фото: DPA/ТАСС

Поначалу отношение к автомобилям в похоронном бизнесе было негативным. Своим ревом и треском они нарушали скорбь погребальной церемонии. Но постепенно катафалки с моторами стали неотъемлемой частью ритуального действа.

Буддийский храм на колесах

Когда стало понятно, что похороны — бизнес прибыльный, в Европе и США начали появляться мелкие предприятия, работавшие непосредственно с похоронными бюро. В их задачу входило предоставление соответствующего транспорта.

В начале ХХ века ритуальный автотранспорт представлял из себя автомобили, кузов которых стоял на шасси небольших грузовиков американских фирм White, Autocar или Cunninghem. Кабины были открыты и оборудованы направляющими для гроба. Как и кареты, снаружи они украшались резьбой и живыми венками. Внутри, рядом с местом для гроба ставились небольшие скамейки для провожающих в последний путь. Чтобы привлекать на свою сторону клиентов, каждая контора придумывала собственный дизайн, зачастую весьма вычурный.

В начале XX века в США ежегодно выпускалась одна-две сотни таких катафалков. Вскоре за мелкими фирмами в похоронный бизнес подтянулась крупная рыба. Автогиганты — Cadillac, Dodge, Pirce-Arrow, Rolls-Royce, Daimler, Mercedes — наладили выпуск своих, заводских катафалков.

Читайте также

Кроме этого, автопроизводители брались за выпуск ритуальных машин по спецзаказу. Например, в 1935 году в Ford обратилась императорская семья Китая. Так появился на свет катафалк, созданный на базе грузовика Ford-AA, в виде… буддийского храма.

Надо заметить, что первые катафалки были очень неудобными. Во-первых, их скорость редко превышала 15 миль/ч. Во-вторых, они оснащались чрезвычайно жесткой подвеской, что нередко приводило к казусам во время движения по ухабистым дорогам. В-третьих, размеры катафалков «плясали», поэтому далеко не каждый из них мог проехать в стандартные кладбищенские ворота. Зато пафоса было много.

Лимузины, ландо, универсалы

Успокоилась обстановка с моторизированными катафалками только в 1930-е. Кладбищенские боссы смирились с прогрессом, а потому переделали подъезды к погостам с учетом новых стандартов. Производители катафалков отреагировали на это мгновенно, увеличив производство примерно «особых» машин до 1500−2000 в год. А устоявшийся кузов фаэтон из дерева уступил место более «продвинутому» варианту — лимузину.

Новые катафалки создавались на принципиально новых «тележках». Они стали более длинными и узкими. Кроме изменений в габаритах, произошли и другие метаморфозы. Например, в корме появились распашные двери, а пол обзавелся специальными роликами для погрузки гроба.

Одним из главных игроков на похоронном поле стала американская компания Eureka, появившаяся в 1935 году. Взяв шасси Cadillac, ее дизайнеры создали уникальный экстерьер. Кузов их детища являлся имитацией опущенных штор. Кроме этого, двери распахивались в разные стороны, образуя внушительный проем. В итоге многие автомобильные бренды стали сотрудничать с Eureka.

Но вскоре на первое место по популярности вырвались катафалки с кузовом ландо. Они отличались тем, что жесткий верх сменялся в задней части мягким складным. Этот элемент, кстати, очень понравился в Cadillac.

В это же время начался расцвет фирм, занимающимися выпусками различной похоронной атрибутики. Там были и фигурки ангелов, и монахинь. Получили на свои «носы» такие фигурки и фирменные ритуальные автомобили. До этого подобные «фишки» были присущи лишь премиальным авто.

В конце 1940-х произошла еще одна смена ориентиров. На первое место по популярности вырвались автомобиль с кузовом station wagon — универсалы.

ЗИС-111 (Фото: wikipedia.org)

Ритуальные авто СССР

В отличие от Европы и Америки, в СССР бума на ритуальные автомобили не наблюдалось. Более того, довольно долгое время никто о создании «особой» машины и не думал.

В послевоенном Советском Союзе роль катафалка отвели грузовикам ЗИС-5, частенько их «подменяли» легендарные «полуторки». А чтобы народ понимал, что перед ним траурная процессия, к бортам грузовиков прикрепляли полоски из черной и красной ткани. Гроб размещали в кузове, а по его бокам, на деревянных скамьях, усаживались скорбящие. Венки и букеты везла вторая машина.

Ситуация изменилась только в 1950-х. Главную роль сыграл запрет на перевозку людей в грузовиках. Опустевшее место тут же заняли автобусы ПАЗ-651 и ПАЗ-652. Их, конечно, немного «прокачали»: добавили в заднюю часть люк и полозья для гроба.

Советские инженеры думали и о создании «особого» катафалка. Но первый такой автомобиль увидел свет лишь в начале 1950-х. Построили его на «тележке» премиального ЗИС-110. Машина «прописалась» в Институте скорой помощи имени Склифосовского, и оттуда не выбиралась.

Читайте также

В 1970-х появилось сразу пять элитных катафалков, построенных на базе ГАЗ-13 и ЗИЛ-114. Но использовались они исключительно для похорон людей, принадлежащих к власти и их родственников.

Больше в Советском Союзе к оригинальным похоронным автомобилям не возвращались.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня