Чего в действительности добился Кремль на международной арене
Доходы Москвы от платных парковок и штрафов за нарушения правил дорожного движения достигли в 2017 году 22 миллиарда рублей, сообщают «Ведомости». Большую часть этой суммы составляют штрафы — 16,6 миллиарда рублей, что на 26% выше, чем годом ранее. На платных парковках столица заработала 5,3 миллиарда рублей, рост составил 21%.
Эксперты отмечают, что доходы Москвы в этой области можно сравнить с бюджетом среднего или даже крупного города Центрального федерального округа. А москвичи жалуются, что еще никогда не получали столько штрафов, сколько в последние годы.
— Бюджет Казани составляет 21 миллиард рублей, — говорит Петр Шкуматов, координатор общества «Синие ведерки». — Вот и считайте, много это или мало. А в 2018 году планы по штрафам, согласно данным открытого бюджета, еще на несколько миллиардов выше.
Мы видим, что система фотофиксации нарушений превращается из средства обеспечения безопасности дорожного движения в средство продажи фотографий за деньги. Причем, обжаловать штрафы практически невозможно: действует презумпция виновности водителя — он должен доказывать свою невиновность, а не наоборот. В результате многие водители не обжалуют необоснованные штрафы, понимая, что все равно ничего не добьются. Система не формирует достаточно данных, чтобы разобраться, что происходило на самом деле. А если водитель ехал без видеорегистратора, доказать вообще ничего не удастся. Все это очень неприятно.
Чего в действительности добился Кремль на международной арене
«СП»: — Какая ситуация с камерами на дорогах в других странах?
— Камеры во всем мире устанавливаются только там, где это действительно нужно — чтобы не было нарушений. И если они не фиксирует нарушений — это хорошо. Но у нас такие камеры считают «плохими», вместо них ставят муляжи, а их перевешивают на более доходные места. Все это, по сути, превратилось в выжимание денег у людей. Ведь это доходная статья бюджета. Значит, за эту статью есть ответственный, который обязан сделать так, чтобы люди нарушили на 20 с лишним миллиардов рублей. Вот такая постановка вопроса.
«СП»: — В декабре Госдумой принят в первом чтении законопроект о передаче Москве (в лице МАДИ) полномочий по взиманию штрафов не только за неправильную парковку, но и еще почти по 40 составам правонарушений.
— Это нонсенс: городские власти сами организуют движение, сами его контролируют и сами получают деньги. То есть на наших глазах сформировалась штрафная монополия — такая «Ост-Индийская компания». Они могут хоть завтра повесить знак «кирпич» на любом московском шоссе, в любом месте, и всех штрафовать за нарушение этого знака. В этом году они перевыполнили план по нарушениям, а в следующем году наверняка перевыполнят еще больше. И опять отрапортуют об этом, как об отличном результате.
«СП»: — Любопытно: деньги, собранные за платные парковки на фоне поступлений за штрафы, оказались сравнительно небольшими.
— Штрафы — более доходное дело. Невыгодно заниматься организацией платных парковок, проще установить по всему городу запрещающие знаки и штрафовать за их нарушение — это приносит гораздо больше денег.
— «Штрафные деньги» по закону оставляют субъекту федерации, вот все и стараются, — объясняет Владимир Федоров, бывший начальник ГИБДД России. — Но опасность в том, что камеры можно устанавливать не там, где происходят ДТП, а там, где происходят нарушения. Можно искусственно устраивать ловушки и в результате иметь большое количество штрафов. И это, конечно, неправильно.
Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает такую огромную сумму собранных штрафов явным показателем неблагополучия:
— Если есть столько нарушений, если люди не соблюдают те правила, которые московская власть установила, значит, что-то не так с этими правилами. Видимо, они и придуманы для того, чтобы обдирать автомобилистов — и не для чего другого. И чем здесь гордиться?
По всему городу расставлены знаки, запрещающие парковку, но платных парковок очень мало. Водитель обречен либо платить за платную парковку (если еще удастся ее найти), либо нарушать и платить штраф. А теперь Москва пролоббировала взимание штрафов еще за 38 видов правонарушений ПДД и получает полный и абсолютный контроль за всеми денежными потоками в этой области.
Причем, несмотря на огромные деньги, которые получает городской бюджет, насущные городские проблемы не решаются.
Вот только что московская власть расписалась в своем бессилии перед снегом. Дворы и тротуары не убраны. Зато со штрафами все отлично. Прямо по принципу — «мы сидим, а денежки идут».