Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Сертификация или серти-фикция? Перед автомобилистами замаячил знак беды

Маркированные запчасти станут дороже, однако число подделок от этого не уменьшится

1939
Сертификация или серти-фикция? Перед автомобилистами замаячил знак беды
Фото: Chu Baorui/VCG/Visual China Grou/ ТАСС

Для российских автомобилистов могут ввести ещё один «частный налог» — все запчасти и расходники собираются маркировать в негосударственной системе «Честный знак». Качество деталей и их подлинность при этом никак не улучшится, но цены точно вырастут. Возможны и перебои по отдельным позициям, так как более 90% автокомпонентов в РФ привозные.

«С 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года на территории РФ проводится эксперимент по маркировке отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. В части автомобильных запасных частей Минпромторгом России проведена работа по согласованию с бизнес-сообществом номенклатуры продукции, в отношении которой целесообразно проведение аналогичного эксперимента. Проект постановления правительства Российской Федерации о проведении такого эксперимента уже разработан и в ближайшее время будет направлен на межведомственное согласование», — заявили в Минпромторге.

Более 80% российского рынка автомобильных масел контролируют отечественные производители, их продукция не подделывается — с этим уже много лет идёт жёсткая и вполне успешная борьба.

Читайте также

Оставшиеся 20% закрываются в основном за счёт параллельного импорта, и как-то подтвердить подлинность товара тут, по сути, невозможно. По ряду производителей доля контрафакта достигает 100%, все автомобилисты в курсе. Это просто не покупают, и всё.

Получается, что вводить наклейки для 80% канистр точно не нужно, там всё в порядке. А на остальные лепи или не лепи — не поможет. Между тем олигархическую систему с лукавым названием «Честный знак» и тут хотят сделать обязательной. То есть ввести частный налог на автомасла и прочие жидкости. Зачем — догадаться несложно.

С автозапчастями всё гораздо сложней. И опасней. Отечественных становится всё меньше — дороговизна кредитов делает любое производство в РФ невыгодным — остаётся только импорт. Как несложно догадаться, иностранцам получать какую-то там российскую сертификацию не нужно.

«Маркировка автозапчастей может сократить поставки в страну такой продукции. Дело в том, что эти товары, как правило, привозят по параллельному импорту малые предприниматели, им легче отказаться от ввоза, чем включиться в систему идентификации. Тогда как те предприниматели, которые начнут маркировать запчасти, рискуют стать известны зарубежным правообладателям. Им, в свою очередь, будет легче ограничить продажи по параллельным каналам», — объясняет сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

Те же турки поставляют в нашу страну свои автокомпоненты, по сути, фуксом, им светиться нет никакого резона. Если риски возрастут, а с системой сертификации так и будет — они просто закроют эту лавочку.

Тем же, кто завозит в Россию свою продукцию официально, никакого резона отстёгивать что-либо некой сторонней структуре нет. Не нравится — та или иная китайская компания просто покинет наш рынок, для автопрома КНР это крайне малая доля в их объёмах производства.

Подобные прецеденты уже известны. На большей части китайских авто нет вроде как обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует и «тревожная кнопка» УВЭОС. Просто потому, что всё это производителям из Поднебесной не нужно. Де-юре мораторий на установку всего этого скрепного «хайтека» действует только для физлиц, де-факто — для всех. Российские власти утёрлись. Ведь альтернативой было полное отсутствие новых авто, а это чревато социальным взрывом. Страшно.

Читайте также

Кстати, легальные поставщики-производители могут и вовсе обидеться на российские власти и перекрыть поставки не только в магазины, но и на конвейеры отечественных автозаводов. Которые без привозных деталей моментально встанут. По меркам КНР тот же «АвтоВАЗ» не более чем заштатный заводик, представители которого постоянно стоят с протянутой рукой: дайте электронику, дайте светотехнику, дайте всё прочее. Пока дают, но могут и передумать.

Если же говорить про параллельный импорт, то там какая-либо сертификация — как и с автомаслами — лишена смысла.

«Маркировка не даёт никакой гарантии качества запчасти. Я могу закупить в Китае партию хороших тормозных колодок приличного производителя. Промаркировать и ввезти в страну — чтобы продавать через сеть магазинов запчастей. А могу купить откровенный хлам по 100 рублей за комплект. Тоже промаркировать. И продавать в России по 300 рублей с прибылью в два конца. С точки зрения государства и то, и другое это легальный, „правильный“, промаркированный товар. Но ведь можно на дешевые колодки нанести логотип Bosch и TRW — и ни одна таможня не сможет проверить легальность, честность происхождения товара. И тоже промаркировать. Государство будет довольно, маркировщики — тоже. А вот покупатель — едва ли», — отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

То есть предлагается откровенная фикция, просто слупить денег с изготовителей автозапчастей и с покупателей. При этом пострадают, в первую очередь, отечественные производители. Как это случилось со сливочным маслом. После того, как с 1 сентября 2024 г. стартовала обязательная маркировка молочной продукции для фермеров, сливочное масло резко подорожало и его стало не хватать.

«Самое страшное, что случилось с нашими фермерскими хозяйствами, — это „Честный знак“. Поэтому та цена, которая сейчас установилась, дай бог, чтобы она пока не росла», — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства из Ленинградской области Лариса Пухлякова.

По сути, молочные фермерские хозяйства сейчас целенаправленно уничтожаются, и вместо отечественного масла на прилавках магазинов появляется турецкое, иранское, арабское и всякое прочее.

С автозапчастями план более комплексный. Во-первых, лишить страну импортных поставок, попутно остановив автозаводы. Во-вторых, окончательно добить отечественных производителей автокомпонентов, которые и так еле живы. На установку системы маркировки нужны приличные деньги, да и цены на запчасти вырастут — спрос упадёт.

Недомыслие чиновников Минпромторга? Вряд ли…

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня