Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Авто с пробегом
22 января 07:31

Автомобильный «сэконд хэнд» помог рублю исполнить свой последний долг

Рынок подержанных авто поставил рекорд — в условиях нестабильного курса доллара народ спасал свои деньги

5421
Автомобильный «сэконд хэнд» помог рублю исполнить свой последний долг
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Нужно брать, пока ещё дают — примерно так можно охарактеризовать ситуацию на российском рынке подержанных авто, сложившуюся в 2024 году.

Рост так называемого утилизационного сбора, сильные колебания курса рубля, а также прочие факторы экономической и политической неопределённости привели к тому, что авто покупали буквально на последние деньги. Пока они что-то стоят. Но в основном в кредит.

6,04 млн проданных подержанных легковых машин — таковы итоги российского авторынка за 2024 год по данным аналитического агентства «Автостат», показатель рекордный.

Больше было только в 2014 году, когда курс доллара скакнул сразу в два с лишним раза и граждане РФ срочно бросились пристраивать свои рубли. Тогда купили 6,1 млн легковушек, кроссоверов и внедорожников, так как не было уверенности в том, что завтра «деревянные» совсем не обесценятся.

Читайте также

«В среднем по стране где-то плюс-минус половина людей покупает автомобили в кредит, оставшаяся половина покупает за наличные. Но половина из них также покупает в долг, только через „потребы“ и другие способы кредитования. Поэтому в сухом остатке где-то 70%-80% не могут осуществлять покупку автомобиля без дополнительного финансирования», — приводит несложную арифметику основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль.

До 1 ноября — даты введения «драконовского» утильсбора — цены на вторичке росли, но потом как отрезало, спрос посыпался. По причине крайне высокой стоимости кредитов, да и просто стало не нужно, поезд уже ушёл. В итоге за год цены по сравнению с 2023-м вроде как бы и даже снизились, хотя по мировым меркам они всё равно аномально высокие.

Что будет дальше непонятно, налицо несколько факторов, действие которых направлено в противоположные стороны. Это если абстрагироваться от тенденции на уверенное снижение реальных располагаемых доходов населения.

25% вторичного рынка занимает продукция «АвтоВАЗа», причём всё это — модели, давно снятые с производства. Из 1,5 млн проданных экземпляров 139 тысяч пришлось на ВАЗ-2107, ещё 123 тысячи — на ВАЗ-2114, 104 тысячи — на ВАЗ-2170.

Плюс все остальные — «девятки», «шестёрки» и прочие «Калины». Из того, что нынче производится, в топах только «Нивы» — 103 тысячи и «Гранты» — 84 тысячи. Старые «Весты» народ покупает неохотно, их и мало, да и дороги они неоправданно.

То есть на 90% идёт купля-продажа «наследия» прошлых лет, когда завод в Тольятти выпускал по 700−800 тысяч авто в год.

Машины эти, некоторым образом, новей не становятся, а замещения выбывающим по естественным причинам транспортным средствам не наблюдается. Согласно оценкам аналитиков, для того чтобы автопарк РФ перестал стареть-ветшать усиленными темпами, требуется в год продавать не менее 3 млн новых авто, причём по большей часть бюджетных. Этого нет даже близко.

Сейчас средний возраст легковушки в России вплотную приблизился (достиг?) к 16 годам. Не сказать, что мировой рекорд, в Африке и того хуже, наверное, где-то. Но такими темпами мы быстро догоним и перегоним подобные страны. Судя по прогнозам в 2025 году в РФ будет продано очень немного новых авто, хуже всего ситуация ожидается как раз с недорогими машинкам.

То есть, с одной стороны, качество предложения по «нашемаркам» продолжит падать. С другой — его будет становиться всё меньше.

Непонятна ситуация и с китайской «бэушкой», точнее, она очень сильно настораживает потенциальных покупателей.

Очень много вопросов по стойкости лакокрасочного покрытия и коррозии силовых элементов конструкции в целом, неясна ситуация с кузовными запчастями, да и ресурс трансмиссий и ДВС тоже вызывает большие вопросы. Всё это уже в перспективе двух-трёх лет грозит полным обесцениванием вложений в подержанное авто из Поднебесной.

Де-юре второе место с результатом 619,5 тысячи штук занимает Toyota, вот тут с качеством предложения всё очень даже неплохо — его поддерживает ввоз «праворулек». Машинки крепкие, надёжные, с большим ресурсом, их покупают охотно. В данном сегменте рынка ситуация пока устойчивая. Пока наши чиновники не придумали очередной «подарочек».

Но де-факто на втором месте корейцы, подержанных Kia продано 349,5 тысячи, «бэушных» Hyundai — ещё 322,2 тысячи. В совокупности автомобилей концерна Hyundai-Kia реализовано 671,7 тысячи — существенно больше, чем Toyota.

Но тут та же проблема, что и с «жигулями» — перепродаются Kia Rio и Hyundai Solaris, ранее купленные у официальных дилеров (ОД) в России. Некоторое количество корейских авто ввозятся через Дальний Восток, но пока что там очень скромный ручеёк поставок. Да и Сеул ставит палки в колёса, так как страна де-факто находится под полным внешним управлением США.

Читайте также

Здесь тоже предложение уменьшается, его качество падает. По Ford Focus аналогично, в 2019 году компания ушла с российского рынка легковых автомобилей. Собранные в Калуге Volkswagen и Skoda также не становятся новей, и их ряды тают.

В десятку самых продаваемых подержанных легковушек не вошли машины от Renault, Nissan, Chevrolet (в смысле Daewoo с «крестом») и Mitsubishi, коих на дорогах также очень много. Французы будут доживать своё, корейские Chevrolet тоже, а японцы — замещаться на аналогичные «прули».

Возникает резонный вопрос — а как так получилось, что в условии естественного снижения «поголовья» авто и не особо рекордного импорта подержанных «праворулек» получился такой выдающийся результат? В смысле по объемам продаж подержанных авто. А тут всё просто, посмотрите на поток автомобилей и всё станет понятно. На дорогах снова появились старенькие Audi 80 (В3), BMW E34, Mercedes W124 и W201, прочие машины тех лет. Да и почтенную ВАЗовскую «классику» тоже достают из забвения, реанимируют и ставят в строй.

Это, конечно, неплохо, но вскоре эти «стратегические резервы» будут исчерпаны, по сути, это уже произошло. Что в этом году станут перепродавать друг другу граждане РФ не очень понятно. Поэтому если нет необходимости срочно менять авто — например, в случае увеличения семьи — продавать своего «железного коня» не стоит. Ведь не факт, что удастся купить что-то лучшее.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня