Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Нормальные иномарки» — они вернутся, но счастья не случится

Российский авторынок слишком велик, чтобы его игнорировать, и слишком тощий, чтобы на нем нажиться

11008
«Нормальные иномарки» – они вернутся, но счастья не случится
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Когда в Россию вернутся Toyota, Mitsubishi, Volkswagen, Ford и все прочие автомобильные производители, и вернутся ли они вообще — очень популярная тема для дискуссий. Почему-то многие уверены, что стоит «выключить» западные санкции — и всё будет, как несколько лет назад. Культурно, с официальными дилерами (ОД), складами запчастей и иномарками за приемлемые деньги. Но это не более чем «влажные мечты».

«Я абсолютно уверен, что большинство брендов совершенно точно не потеряли интерес к российскому автомобильному рынку и, в конечном итоге, вернутся. Не могу предсказать точную дату их возвращения, но очевидно, что российский рынок слишком велик для того, чтобы его игнорировать, особенно в течение длительного периода времени.

Если некоторые бренды будут отсутствовать слишком долго, они просто могут потерять свои позиции и уступить их более быстрому конкуренту. И, возможно, не только на российском рынке, но и на мировом. Но то, каким именно образом они вернутся на российский автомобильный рынок и в каком виде это будет происходить, предсказать сложно", — заявил бывший глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон.

Читайте также
КамАЗ подхватил от АвтоВАЗа дурную болезнь КамАЗ подхватил от АвтоВАЗа дурную болезнь Поспешный протекционизм может обернуться остановкой автогиганта в Набережных Челнах

Правда, подкрепить свои слова какими-либо доказательствами он не удосужился. Да и в целом это не тот персонаж, которому можно верить. Человека, который уничтожал «АвтоВАЗ» и его смежников из российского автопрома, стоило бы вообще сделать персоной нон грата в российских СМИ.

Тем не менее возвращения мировых автоконцернов в РФ ждут, этого хотят, в общем-то, практически все потребители. Возможно ли оно? Порассуждаем.

Американцы внезапно «выключат» нам все санкции? Да, это возможно, но при одном условии — если мы согласимся на все их требования. То есть объявим безоговорочную капитуляцию и скажем, что все жертвы на СВО были напрасны.

Даже если кто-то в верхах и попытается провести подобный финт ушами, это закончится плохо, а именно «острым ростом социальной напряжённости» и новым маршем военнослужащих на Москву. В Кремле сие, наверное, понимают и вряд ли хотят повторения. Особенно учитывая то, что защищать чиновников никто не станет — этот момент власти прекрасно помнят.

То есть речь может идти лишь о некоем возможном смягчении санкций. Причём довольно ограниченном и вряд ли быстром. И тоже не просто так, а в ответ на какие-то уступки. А далее речь исключительно про экономику, в чисто российском её понимании.

Хотят ли иностранцы вернуться? Кто-то хочет и даже очень явно это демонстрирует. Например, корейцы из Hyundai-Kia сейчас проводят очередную масштабную отзывную компанию, хотя де-юре компании в РФ нет. Как это осуществляется? Точно неизвестно, но, судя по всему, возможности сохранились. Дальновидно.

Toyota помогает российским техцентрам с «параллельными» поставками «оригинальных» запчастей. Молодцы. Немцы также поддерживают как бы неофициальные контакты со своими «бывшими» российскими партнёрами — и по гарантии, и по текущим ремонтам. Зачем — понятно. То есть «железный занавес», организованный американцами, не без прорех.

Однако всё это как-то не тянет на подготовку к возвращению, так — скорее текущее поддержание лояльности потенциальной клиентуры. На перспективу.

Позиция французов совсем иная. С запчастями у их бывших ОД всё очень плохо, улучшений не ожидается — на покупателей плевать. При этом «АвтоВАЗ» снова скручивает Largus, вроде как из «контрабандных» запчастей, но это даже не смешно.

«Искра», которую вскоре собираются запустить, будет на платформе CMF-B от Renault. И комплектующих для неё в РФ нет — предполагается использовать импортные детальки. Французские, тут без вариантов. То есть лягушатники просто втихаря, как мелкие жулики, приторговывают в обход санкций.

Почему всё происходит именно так? Главная проблема — ёмкость российского рынка и ценообразование на нём.

В настоящий момент по дорогам РФ передвигается около 45 млн легковых автомобилей, средний возраст транспортных средств превысил 16 лет и продолжает увеличиваться. Вроде как да, довольно перспективно. Но есть нюансы.

До февраля 2022 года за те деньги, которые сейчас в РФ просят за китайский «одноразовый» и не самый дорогой кроссовер, можно было купить новый Toyota Land Cruiser Prado J150, Mitsubishi Pajero Sport III или что-то ещё того же плана.

То есть автомобиль совсем иного класса и с принципиально другим ресурсом, в разы большим, чем у пепелацов из КНР. Однако если поставки возобновятся, такого праздника больше не будет — ибо есть «утилизационный» сбор и прочие радости жизни. Ценники будут в 2−3 раз выше.

Причём это касается не только дорогих по определению внедорожников, ценник на какую-нибудь Toyota Corolla или Volkswagen Jetta тоже придётся рисовать за гранью добра и зла. Та же Dacia Sandero — от 12 400 евро в Германии — точно не будет стоить 1,2 млн рублей, авто станут продавать минимум в два раза дороже. Ибо «утилизационный» сбор. Но это никто не купит.

Всем известно, что данные Росстата о «неуклонном росте реальных располагаемых доходов населения» несколько некорректны, а официальную цифру средней зарплаты по РФ нужно делить минимум пополам, для большинства регионов — на три.

Ситуация стабильно ухудшается, в том числе и по причине системного кризиса в экономике — кредитование промышленности при текущей ставке рефинансирования просто невозможно.

При этом стоимость ЖКУ растёт, продукты питания и ГСМ дорожают, все остальные товары и услуги тоже. Денег на покупку машинок у граждан РФ становится всё меньше.

Читайте также
Таксист Самандай из Таджикистана: «Толку нет работать в России, наши теперь в Германию и Южную Корею едут» Таксист Самандай из Таджикистана: «Толку нет работать в России, наши теперь в Германию и Южную Корею едут» Ужесточение правил получения гражданства России приводит к массовому исходу мигрантов, которых некем заменить

То есть получается, что рынок совсем не перспективный. В отличие, например, от китайского, который сейчас оценивается минимум в 30 млн новых авто ежегодно.

Большую его часть контролируют местные производители, однако и иностранцам там тоже есть что ловить. В 2024 году в РФ продадут от силы миллион новых авто, половина их которых придётся на «АвтоВАЗ». А 400−500 тысяч легковушек на всех — это не те объёмы, за которые стоит бороться. Мистер Бу не умеет считать?

Это если забыть про «технические» проблемы. Система официальных представительств и ОД строилась много лет, нынче она разрушена. Квалифицированные автомеханики, разбежались по гаражам и преуспевают, в дилерские СТО они не вернутся. А в целом по отрасли жуткий кадровый голод.

Не стоит сбрасывать со счёта и проблемы с правами собственности, например, на те же «отвёрточные» сборочные производства, которые достались российскому бизнесу за копейки. Те же французы снова захотят контроля над «АвтоВАЗом» — чтобы его окончательно добить. Оно нам всё это нужно?

Бесспорно, хотелось бы, чтобы в автосалонах снова появились доступные машины. Только вот на каких условиях — это очень важно. Пока основу российского автопарка составляют всевозможные «жигуляторы» и иномарки из середины «нулевых», 16 лет для которых вполне рабочий средний возраст. И поступаться ради более новых железок интересами страны точно не стоит.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня