четверг, 31 июля
совместно с Жэньминь жибао
Авто / Китай сегодня
5 марта 14:02

Вместо Volkswagen и Mercedes. Когда в России появятся новые китайские автозаводы

Как Chery и Haval покорили российский авторынок вместо мексиканского

3718
Вместо Volkswagen и Mercedes. Когда в России появятся новые китайские автозаводы
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Россия стала одним из важных направлений для сбыта китайских автомобилей. На 1 января этого года в России зарегистрировано почти 2,4 млн легковых автомобилей китайских брендов, говорится в недавнем отчёте аналитического агентства «Автостат».

Правда, пока что на китайские авто приходится 5% от общего числа зарегистрированных в стране легковых автомобилей, то есть каждый двадцатый автомобиль — китайский. Доля будет постоянно снижаться, поскольку импорт новых машин из США, Европы, Японии и Южной Кореи стремится к нулю.

Согласно отчёту «Автостата», среди китайских автомобилей в России лидирует Chery, на его долю приходится более 20% всех зарегистрированных китайских автомобилей (528 тысяч). Geely занимает второе место с 422 тысячами автомобилей, а Haval — третье с 404 тысячами автомобилями. Среди отдельных моделей самым популярным являются кроссовер Haval Jolion (164 тысячи) и Chery Tiggo 7 (104 тысячи).

Читайте также

Популярность того же Chery в России объясняется просто, пишет Reuters: на трёх заводах, принадлежавших ушедшим из России компаниям Volkswagen, Nissan и Mercedes, теперь собирают Chery Tiggo и кроссовер Chery Exeed VX. Помимо импорта готовых автомобилей в Россию, компания Chery теперь импортирует почти готовые автомобили и завершает сборку на российских заводах.

Крупнейший китайский производитель делает ставку на высокий спрос, пишет Reuters, поскольку российский внутренний рынок испытывает трудности из-за ограниченного выпуска продукции и недозагруженных производственных мощностей. Правда, строить новые или покупать старые автозаводы в России Chery не намерена.

Nissan свой завод продала российскому государству в конце 2022 года. После этого завод, перезапустивший производство, заявил, что работает с неназванным «международным партнёром». Выпускаемые здесь Chery Tiggo 7 переименовывают в Xcite X-Cross 7, пишет Reuters. Xcite был признан «лучшим новым брендом» на авторынке России.

Ну, а ребрендинг китайского автомобиля как российского отражает подход, применённый к «Москвичу», который из комплектующих из Китая выпускают на бывшем заводе Renault в Москве с 2022 года. По факту «Москвич» — это переименованный компакт-кроссовер JAC.

Great Wall Motor также в 2025 году расширит сборочное производство Haval в России, пишет Китайская ассоциация производителей легковых автомобилей.

Кроссовер Haval M6 будет производиться на заводе в Калуге. Ранее он импортировался из Китая в Россию и производился на заводе Haval в Туле, но объем производства был невысоким.

При этом компания Great Wall Motor, видя растущий спрос, еще прошлой весной расширила производство на Тульском автозавода. Она также ввела в эксплуатацию завод по производству автомобильных двигателей.

Китайцы будут все активнее локализовать производство в России, считает Reuters. Россия повышает пошлины на импортные автомобили, потенциально стимулируя иностранных автопроизводителей к локализации.

Читайте также

При этом российский рынок для китайцев крайне привлекателен: в прошлом году, по данным Китайской ассоциации производителей легковых автомобилей, в Россию ввезли без малого 1 млн авто из Поднебесной, пишет Business Insider.

Для сравнения: в самом Китае ежемесячно продается в среднем до 1,5 млн новых автомобилей. То есть российский рынок почти на порядок меньше китайского. Но все равно продажи в Россию почти вдвое больше, чем в Мексику — второй по величине рынок для китайского автопрома.

Бум продаж китайских машин в России происходит на фоне растущих трудностей, с которыми сталкиваются китайские автопроизводители в других регионах, подчеркивает Business Insider.

В октябре Евросоюз ввел заградительные пошлины на китайские электромобили. Скажем, для крупнейшего производителя электромобилей они теперь 17%, а для других автопроизводителей — до 35%. И это в дополнение к существующему налогу в размере 10%. Ранее и США ввели торговые ограничения в отношении китайских электромобилей.

Неудивительно, что электромобили из Китай (в том числе премиум-класса) быстро набирают популярность на развивающихся рынках, таких как Бразилия, Мексика и Юго-Восточная Азия. В России же электромобили из Китая не так популярны, как машины с ДВС.

Сейчас на долю Европы, США, Японии и Южной Кореи в российских продажах новых авто суммарно приходится не более 8,5%. Хотя еще в начале 2022 года эта доля была почти 70%, по данным «Автостата».

Зато китайские автопроизводители за тот же период увеличили свою долю с 9% до 57%. Тоже сравните: даже на внутреннем рынке Китая доля китайских автомобилей лишь в начале этого года приблизилась к 70% (14% новых машин — немецкие, а 9% - японские).

«Автостат» прогнозирует, что продажи новых машин в России будут падать из-за высокой инфляции и введения утилизационного сбора. Лидерство на рынке и так будет у Китая.

Но вот какими темпами будут расти продажи — зависит от самих китайцев. Если они успешно расширят внутри в России производство самых популярных моделей, то это позволит снизить цены.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня