
КНР перенаправит часть своего экспорта в страны Европы и Восточной Азии, где тоже нужны дешевые смартфоны
Volkswagen Group поехала в Тулу со своим самоваром. Немецкий автогигант разработал специально для Поднебесной автомобиль с искусственным интеллектом. Китайцев, которые являются мировыми лидерами в разработке нейросетей, таким давно не удивишь. Но презентация Volkswagen важна по-другому: Китай и Евросоюз укрепляют отношения на фоне торговой войны.
На выставке Auto Shanghai 2025 немецкая компания представит свою первую автоматизированную систему вождения (ADAS), разработанную собственными силами. Она, как заявляют разработчики, обеспечивает высокоточное и полностью безопасное вождение. И с 2026 г. такая система будет внедряться в автомобили, которые Volkswagen собирается продавать на китайском рынке.
Причем нейросеть якобы разработана специально для сложных условий дорожного движения в мегаполисах Поднебесной. Для этого более полутысячи айтишников почти полгода бились над разработками в офисах Volkswagen в Пекине и Шанхае.
КНР перенаправит часть своего экспорта в страны Европы и Восточной Азии, где тоже нужны дешевые смартфоны
Автономные машины (то есть с автопилотом) сейчас составляют 40% продаваемых в Китае автомобилей. Но нужно понимать, что автопилот бывает разный, и в зависимости от этого выделяют несколько уровней ADAS. На первом уровне нейросеть просто помогает водителю в сложных ситуациях. Уже привычный многим адаптивный круиз-контроль, который управляет ускорением и торможением при движении по шоссе, является примером автоматизации первого уровня.
А на пятом уровне у машины даже не будет руля и педалей. Они не нужны, потому что живой водитель будет низведен до просто пассажира. Ожидается, что уже к 2030 г. 15% всех продаваемых в Китае машин будут иметь ADAS пятого уровня. То есть без педалей и руля, как в фантастических фильмах типа «Особого мнения» или «Я, робот».
Сами китайцы все лояльнее относятся к беспилотным автомобилям. По данным соцопросов, уже больше половины (53%) жителей КНР готовы ездить на роботакси. А тех, кто боится садиться в беспилотные машины, лишь 11%, и доля постоянно снижается. Спрос рождает предложение: как минимум 19 крупных китайских компаний разрабатывают свои беспилотные автомобили, причем среди них такие гиганты, как Baidu и Alibaba.
Десятки автопроизводителей готовы внедрить в свои модели нейросеть DeepSeek. Но пока что не для того, чтобы управлять машиной. А чтобы улучшить существующие функции: это голосовое управление, высокоточное картографирование и доступ к музыке, веб-поиску и службам обмена сообщениями, как на смартфонах.
Geely Auto, второй по величине китайский автопроизводитель по объёму продаж, заявил, что его новейшие модели могут благодаря DeepSeek понимать даже расплывчатые инструкции водителей. В рекламном видео водитель говорит системе искусственного интеллекта автомобиля: «Я немного устал». Бот на базе DeepSeek приказывает автомобилю закрыть окна, наклонить сиденье на 125 градусов, приглушить свет и установить будильник на 35 минут, чтобы водитель мог вздремнуть.
Импорт подержанных легковушек собираются запретить, хотя это грозит «ростом социальной напряжённости»
Так что китайские автомобили станут еще комфортнее. А значит, будут лучше продаваться на мировом рынке, говорит Грейс Шао, основательница информационного бюллетеня AI Proem, посвященного нейросетям. Впрочем, пока что и без DeepSeek продажи китайских машин ставят рекорды. В этом году в мире будет продано 90,6 млн автомобилей, из которых 29% придётся на китайские компании, сообщает TrendForce.
Рост обусловлен господдержкой: например, в самом Китае правительство продлило субсидии на программу trade-in. В целом же, по прогнозам TrendForce, в этом году на электромобили будет приходиться половина продаж новых машин в Китае. Реалии оказались круче самых смелых прогнозов: еще в 2017 г. китайский Минпром подсчитал, что в 2025-му доля электромобилей составит 25%. На самом деле она вдвое выше. То есть китайский автопром все эти годы развивался намного лучше прогнозов.
Кроме того, Китай останется крупнейшим в мире экспортёром автомобилей — 6,5 млн машин за рубеж. А ведущим производителем отрасли в Китае останется BYD, который продаст 6 млн автомобилей. Но самой быстрорастущей станет Xiaomi, у которой продажи автомобилей вырастут более чем в два раза и, вероятно, превысят 350 тыс. за год. Во многом благодаря выпуску кроссовера-электромобиля Xiaomi YU7. Появится ли он в России, неизвестно…