Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Американец накопит на хорошую машину за 8 месяцев, немец — за 10, русский будет горбатиться годами

Сравните цены на авто и уровень зарплат в США, Германии, Японии, Китае и России

13178
Американец накопит на хорошую машину за 8 месяцев, немец - за 10, русский будет горбатиться годами
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС

Автомобили в РФ с каждым днём становятся менее доступными, 10−12 лет назад всё в этом плане было гораздо привлекательней. Росстат декларирует невиданный рост зарплат, между тем на простенькую новую легковушку нужно копить годами. В богатейшей стране мира, которая снабжает природными ресурсами половину планеты, граждане почему-то не могут себе позволить даже самую простенькую машину.

«Если считать соотношение количества средних зарплат к средней цене автомобиля, то лучшим годом был 2013-й. В тот год требовалось в среднем 30 среднестатистических зарплат. Она тогда была вроде бы не сильно большой — 29,8 тысячи рублей. Но средневзвешенная цена нового автомобиля составляла всего 907 тысяч рублей. В это даже сложно сейчас поверить…

Самое интересное — какие автомобили мы тогда могли себе позволить. 82% из проданных в 2013 году новых легковых автомобилей — иномарки. Их средняя стоимость была чуть выше 1 млн рублей. На новый автомобиль известного иностранного бренда достаточно было всего 34 зарплаты.

Читайте также
Горячее дыхание кризиса - вслед за машинами стали распродавать автосалоны Горячее дыхание кризиса — вслед за машинами стали распродавать автосалоны Скидки на новые автомобили достигли уже 20−25%, однако самое интересное и выгодное ещё впереди

В прошлом 2024 году, для покупки новой среднестатистической иномарки (на 88% китайской) нужно было потратить в среднем 44 зарплаты. То есть, почти в полтора раза больше, чем в 2013 году. Хотя она по Росстату выросла в прошлом году аж до 87 952 рублей", — посчитал глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Да, по Росстату жить мы стали почти в три раза богаче. Но почему-то при этом для приобретения авто нам нужно теперь ничего не пить и не есть аж почти четыре года. К чему бы это? Что-то в этой статистике хромает, и это отнюдь не цены на транспортные средства.

К тому же эти самые 44 зарплаты — по росстатовской среднестатистической калькуляции, сей показатель ничего, кроме злобы, у 90% россиян не вызывает. Фактически нужно говорить про сотню месяцев, никак не меньше, то есть про 7−8 лет.

Преувеличение? А вот и нет. Более 90% авто в РФ в 2023—2024 годах покупалось в кредит, средний срок которого составлял более 6 лет.

И когда ссуды брать стало нерентабельно продажи упали. Сейчас они минимальны, так как собственных денег у «разбогатевшего» народа странным образом нет. Совсем нет, посему огромные запасы авто не уменьшаются. Данный «феномен» из соображений политкорректности анализировать нынче не принято, но факт есть факт.

А что у наших извечных противников/союзников/партнеров/недругов? У американцев, немцев, японцев?

Самый популярный автомобиль в США — полноразмерный пикап Ford F-250, в 2024 году простые американцы купили 765 тысяч таких машин. Для нас — это огромный роскошный грузовик.

Для них — вполне себе простецкое утилитарное транспортное средство, ценник на которое начинается с $37 тысяч.

Дорого это или дёшево? При среднестатистической зарплате после уплаты налогов в $55 тысяч в год (так там принято считать, в переводе на наши стандарты — $4600 в месяц) этот пикап, действительно, вполне себе народный автомобиль. А какой-нибудь простенький седанчик можно приобрести и в два раза дешевле…

Самым продаваемым автомобилем в Германии по итогам 2024-го в очередной раз стал Volkswagen Golf, его выбрали более 100 тысяч немцев. И страна поменьше, и покупателей тоже, да и машинка поскромней. Golf в базовой комплектации, а там она теперь довольно богатая — экономные немцы, к слову, вообще любят покупать «базу» — стоит от 28 тысяч евро.

При средней зарплате нетто (после уплаты налогов) в 2700 евро за авто придётся отдать чуть больше десяти получек. Да, янкесы живут гораздо богаче. Придётся влезать в автокредит. Впрочем, это не так уж и страшно.

«Декларируемые ставки по автокредитам — 5−6% годовых, но есть нюансы. Не сказать, что продажи идут так уж хорошо, периодически по ряду марок и моделей устраивают всякие «акции». Конкретно Volkswagen Golf, наверное, это касается меньше всего, но это, в общем-то, не самый дешёвый автомобиль. Тем не менее, и тут есть варианты сэкономить.

Да и эти 2700 евро в месяц не вполне соответствуют действительности, чиновники считают их по чисто формальным показателям.

Между тем современные немцы очень уважают наличные расчёты, в том числе по всяким «подработкам» и прочим доходам, хвалёный Ordnung по уплате налогов в прошлом. И если российский Росстат всё безбожно завышает, то местные его коллеги, наоборот, недосчитывают. Это всем известно, но не афишируется", — объясняет «русский немец» Михаил.

По итогам 2024 года больше всего японцам понравилась Toyota Corolla, эту машинку выбрали 167 тысяч жителей Страны Восходящего Солнца. Ценник — от 2 млн. иен, за эти деньги покупатель получает отличную комплектацию, хорошо знакомую всем любителям «праворулек».

Для внутреннего рынка там, действительно, делают самое лучшее.

После уплаты налогов у среднестатистического японца остаётся на руках около 255 тысяч иен, то есть за год он зарабатывает более 3 млн иен. На Corolla придётся горбатиться аж 8 месяцев — какая жуть… Наверное, именно поэтому простые японцы зачастую берут что попроще, всякие субкомпакты, их купить намного быстрей. Правда, по меркам России это тоже какие-то совершенно неземные по уровню оснащения и комфорта авто.

7300 юаней — столько остаётся у среднего китайца после уплаты налогов, причём те, кто получают 5000 юаней и меньше за месяц их не платят вовсе. Обирать бедных — этим занимаются только в России.

Читайте также
Последний шанс «АвтоВАЗа» – утильсбором по иномаркам Последний шанс «АвтоВАЗа» — утильсбором по иномаркам Импорт подержанных легковушек собираются запретить, хотя это грозит «ростом социальной напряжённости»

Самый продаваемый автомобиль в Поднебесной по итогам прошлого года — лифтбек BYD Qin Plus DM. Очень достойная машинка, и снаружи, и внутри, и под капотом тоже, продукция «АвтоВАЗа» даже рядом не стояла. Ценник — от 90 тысяч юаней, то есть годовая зарплата. Вполне на уровне Германии и ещё множества стран.

По итогам 2024 года в КНР было реализовано более 23 млн новых автомобилей. Кому не хватает денег — вот вам кредит, по ставке рефинансирования (3,1% годовых). Плюс прочие меры стимулирования спроса, ведь продажи подстёгивают развитие индустрии.

Как несложно догадаться, совершенно справедливо и обратное — рост цен на «жигуляторы» и прочие российские пепелацы приводит к тому, что отечественный автопром загибается. За подобные «шуточки» в Поднебесной ставят к стенке.

Можно перебрать ещё множество стран, но результат везде будет идентичным — по недоступности автомобилей для населения Россия на первом месте в мире. Даже если считать по «Гранте», при реальных — не росстатовских — получках на неё придётся потратить около 40 зарплат. Хотя ещё 10−12 лет назад бюджетная продукция из Тольятти была вполне доступной.

Число олигархов-миллиардеров в РФ неуклонно растёт, их совокупное состояние тоже. А народ массово пересаживается на подержанные машинки. Вас это удивляет? Всё, в общем-то, так, как в своё время писал В.И. Ленин — богатые богатеют, а бедные беднеют. Чем это тогда закончилось, хорошо известно.

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Василий Дандыкин

Военный эксперт, капитан первого ранга запаса

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня