Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Автопром
6 июля 17:43

Утильсбор не помог: Новые автомобили все дальше от народа

Продажи машин падают тревожными темпами, но Минпромторг обещает, что все будет хорошо

7197
Утильсбор не помог: Новые автомобили все дальше от народа
Фото: News.ru / Global Look Press
Материал комментируют:

Согласно данным Минпромторга, с января по май нынешнего года продажи новых машин упали на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в количественном выражении едва превысив полмиллиона единиц (506 тысяч).

Глава ведомства Антон Алиханов, назвав критическим для отрасли порогом падения продаж 40%, заявил, что не допустит этого, пообещал меры поддержки, а также отметил, что введенный ранее утилизационный сбор успешно себя зарекомендовал.

Одним из таких анонсированных рецептов, способных, по мнению Минпромторга, исправить сложившуюся ситуацию, относится полноценная реанимация программ «Семейный автомобиль» для семей с детьми и «Первый автомобиль» для тех, кто решил приобрести машину впервые.

Несмотря на подобные обещания, автодилеры называют текущую ситуацию на российском рынке новых автомобилей «худшей за последние 20 лет» и подчеркивают, что Минпромторг базирует свои анонсы на сценарии, вероятность которого слишком мала.

Читайте также
Месяц до кошмара: «Золотые платежки» ЖКХ скоро постучатся в дверь каждому Месяц до кошмара: «Золотые платежки» ЖКХ скоро постучатся в дверь каждому Что делать, если цифры в квитанциях будут запредельные

В частности, гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, соглашаясь в принципе с тем, что мерах в дополнительной поддержки рынок новых автомобилей нуждается уже давно, заметил — если они вновь будут предназначены только для АвтоВАЗа, кардинально тяжелую ситуацию это не переломит.

«По нашему мнению, ставка [по автокредитам — „СП“] для конечного клиента должна выйти на уровень 15−17%. Большого объема денег у населения нет. Все смотрят с каким-то горизонтом — август-сентябрь, когда будут выходить депозиты, и люди получат накопленный процент, и тогда уже они смогут распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Ставка по автокредитам сейчас составляет около 30% — это нежизнеспособный показатель» — резюмировал он.

От утильсбора же, механизм которого правительство РФ уже прилаживается распространять на другие отрасли, участники рынка, мягко говоря, не в восторге, признал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.

«Утильсбор не сыграл заградительной роли. На нем отечественные компании только проиграли. Если ничего не изменить, точно мы закончим год с продажами в районе 1,1 млн единиц», — подвел он неутешительный итог.

Однако, судя по всему, еще рано посыпать голову пеплом, причитая о том, что, дескать, все пропало, клиент уходит. У авторынка есть ресурсы, которые позволят ему выплыть из маячащего кризиса.

Вот только сработают ли они так, как нужно? И сколько времени потребуется, чтобы результат был ощутим?

— Давайте начнем с того, что падение на 40% не является для авторынка прямо уж катастрофой, — отметил в беседе с «СП» экономист Никита Масленников.

— Конечно, такое падение продаж неизбежно повлияет на многие смежные отрасли экономики. Например, в определенной степени «просядет» производство комплектующих. Естественно, это почувствуют металлурги, потому что металл для изготовления корпусов автомобилей окажется невостребованным. Это ощутят и производители микроэлектроники для оснастки автомобилей. И, конечно же, в определенном минусе тогда останутся и наши нефтепереработчики, потому что падение спроса на машины отражается на динамике выпуска их продукции.

Так что это проблема комплексная, системная, и требует адекватных системных решений. Но стоит отметить, что у нас уже были периоды, когда падение автоотрасли выражалось в сопоставимых масштабах.

В прошлом, позапрошлом годах, например, поквратальное падение спроса достигало тех же 40% в моменте. Да, это неприятно, но, на мой взгляд, все-таки не критично.

«СП»: Так, может, и не стоит тогда огород городить с мерами поддержки? Авось, рынок как-то выплывет на поверхность самостоятельно?

— Нынешние проблемы нашего авторынка во многом связаны с очевидной активной экономической экспансией со стороны китайских производителей.

Правда, они испытывают определенные проблемы из-за отсутствия достаточного количества комплектующих к своим моделям внутри России, и в связи с этим порядка 200 китайских салонов прекратили у нас свою деятельность, но все равно нашему автопрому нужно как-то противостоять этой экспансии, так что здесь без определенных решений не обойтись.

В этом свете требование по ограничению импорта и локализации производства автомобилей в России выглядят вполне нормально, и первые ласточки тут уже есть.

Тем не менее это, как и введение и дальнейшее повышение утилизационного сбора, так и кредитование по различного рода программам вроде «Семейного автомобиля» полностью не снимает вопроса о конкуренции между нашими и китайскими производителями.

Кроме того, необходимо понимать, что как потребительский спрос не кредитуй, конечный выбор все равно за конечными потребителями.

Допустим, можно ограничить участие в подобных программах даже локализованных китайских авто в пользу отечественных производителей с целью поддержки спроса. Но среди наших граждан немало тех, кому в принципе не нравится ни отечественный, ни китайский автопром.

Эти люди привыкли каждые 5−6 лет менять одну европейскую или американскую марку на аналогичную, руководствуясь не соотношением цена-качество, а, скажем, комфортом и надежностью. Подобные взгляды среди населения широко распространены, и понадобится как минимум лет 10, чтобы их как-то переубедить.

Читайте также
«Профессиональные жены»: СВО таит опасность для бойцов не только на фронте, но и в тылу «Профессиональные жены»: СВО таит опасность для бойцов не только на фронте, но и в тылу Познакомились у военкомата, быстро расписались, он ушел на ЛБС, миллионы с карточки пропали

Как быть с ними? Необходимо не сосредотачиваться только на мерах поддержки потребительского спроса, которые в любом случае дадут достаточно ограниченный результат, а принимать решения еще и о внедрении каких-то инноваций для повышения качества российских автомобилей хотя бы до среднеевропейского уровня. Нужно обращать внимание на производственную сферу, на операционные связи.

Кое-какие шаги в этом направлении, конечно, уже делаются, но, полагаю, их результаты мы увидим не ранее чем через полтора-два года.

«СП»: Выходит, хотя Минпромторг и обещает не допустить падения продаж новых авто по итогам года до 40%, мы все же этот вариант увидим?

— Я в принципе допускаю, что избежать падения продаж конкретно до 40% по итогам 2025 года — достаточно реалистичная цель. Но пусть даже на 35% упадет, это все равно в целом для рынка достаточно существенно. Здесь все будет зависеть не только от эффективности принятых мер поддержки конкретно для рынка новых автомобилей.

Принципиальный вопрос в достаточности инвестиций в производство, без которых проблематично вывести его на новые уровни. Их сейчас явно недостаточно, потому что те же инвестиции, как мы уже ранее обсуждали, в проекты со сроком окупаемости в 3−5 лет при темпах инфляции выше 5−5,5% не запускаются, это просто нереально.

Инфляция по итогам нынешнего года явно до 5% не сократится. Такое возможно хорошо, если к середине следующего года, но и эти сроки под вопросом. Можно, конечно, рассуждать о том, что падение на 35−38% лучше, чем падение на 40%, а падение на 25% с локальными улучшениями лучше, чем падение на 35%.

Но пока не появится сложившейся системы стимулирования капиталовложения у всех участников производственных цепочек новых автомобилей это все равно будет свидетельствовать, мягко говоря, о системном неблагополучии в отрасли.

«СП»: Соответственно, как минимум в течение всего 2025 года снижения ставок по автокредитам до вменяемого уровня мы не увидим, как и существенного понижения ключевой ставки ЦБ?

— Понижение ключевой ставки само по себе, скорее всего будет, но только плавное, потому что резкое может привести к более сложному и неоднозначному результату.

Однако и эта плавность, я полагаю, будет во многом зависеть от явно замедляющейся динамики повышения реальных заработных плат. Мы видим, что рынок труда, явно перегретый в 2023—2024 годах «гонкой зарплат», сейчас начинает подавать первые признаки изменения ситуации.

Стало быть, надеяться на продолжение роста заработных плат, как в прошлом году, в этом уже надеяться совершенно не приходится. Это, в свою очередь, может существенно ограничить спрос на новые автомобили. Следовательно, все семейство автодилеров должно озаботиться поиском новых маркетинговых решений, способных убедить гражданина, что ему жизненно необходимо отказаться, допустим, от ипотеки в пользу приобретения нового автомобиля. Пожалуй, только таким образом можно достичь если не улучшения ситуации в отрасли, то хотя бы удержания ее на существующих уровнях.

Последние новости
Цитаты
Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня