18+
среда, 24 мая
Авто

Иванов пообещал платные дороги. Эксперты уверены, что он погорячился

По планам вице-премьера автолюбители не должны скупиться на удовольствие ездить по хорошей трассе

  
16

Несмотря на кризис, планы по строительству платных автодорог не изменились и в ближайшее время осуществятся. Об этом рассказал сегодня на пресс-конференции вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. По его словам, во многих странах практика платных автодорог уже показала свою эффективность и сейчас самое время брать пример с этих стран России.

Создание платных дорог долгое время активно финансирует, например, Китай, хотя в этой стране и зарегистрировано гораздо меньше автомобилей, чем в России. «Сначала они строят платные дороги, а потом начинают заниматься автомобилизацией, а у нас наоборот», — подчеркнул Иванов.

Правда, у нас расстояния больше, чем в Китае. Строить новые дороги и мосты (платные и бесплатные) — дело во всех отношениях полезное и необходимое. Но трудное и очень затратное. Тем не менее, вице-премьер рассказал, что частные инвесторы уже подтвердили финансирование проектов строительства платных автодорог «Москва — Санкт-Петербург» и «Москва — Одинцово».

Проекты будут начаты уже в текущем году. Строительство платной скоростной автомобильной дороги «Москва-Петербург» предусмотрено приказом министерства транспорта РФ от 31 июля 2006 года. Предполагается, что эта автомагистраль будет дублером наиболее загруженного участка федеральной автодороги М-10 «Россия».

В конце 2008 года Росавтодор принял решение о заключении с ООО «Северо-западная концессионная компания» концессионного соглашения на строительство скоростной автодороге «Москва-Петербург» на участке 15−58 километр. Ранее замглавы Минтранса РФ Александр Мишарин сообщал, что «Северо-Западная концессионная компания» обещает построить участок дороги «Москва-Петербург» за два года.

Также вице-премьер напомнил, что в настоящее время идет обсуждение создания государственной корпорации с рабочим названием «Автодор», которая бы управляла платными автомагистралями. По мнению Иванова, ее создание позволит ускорить процесс строительства таких дорог.

Средняя стоимость проезда по платной автодороге составит три рубля за километр. По предложению компании объем госфинансирования предполагается на уровне 23 миллиарда рублей. Общая стоимость проекта — 180 миллиардов рублей, в том числе 37,5 миллиарда рублей — из инвестиционного фонда. «Весь мировой опыт подсказывает этот путь как самый эффективный», — подчеркнул он.

За комментариями о пользе платных автодорог «Свободная пресса» обратилась к вице-президенту Общества российских автолюбителей, адвокату Леониду Ольшанскому.

«СП»: — Как вы относитесь к этой идее?

— Я считаю, что сейчас этого не случится. В ближайшее время платные дороги нам не нужны. Кто же сможет платить за эти дороги? Получится, что инвалидам и ветеранам придется ездить по раздолбанным дорогам, которые не будут ремонтировать. А по платным, хорошим дорогам будут ездить только богатые.

«СП»: — Но по словам Сергея Иванова, мировой опыт платных автодорог положительный…

— Дело в том, что этот мировой опыт противоречит статье 19 нашей конституции, согласно которой граждане равны. Не зависимо от материального и социального положения. Это из той же оперы, что платный въезд в город, платный въезд в центр города или платная парковка. Все равны и поэтому не может быть и речи об оплате. Мы считаем, что это не приемлемо для нас. У нас все совершенно по-другому, чем в Китае.

«СП»: — Повлияет это на качество наших дорог?

— Не имеет значения, платная дорога или не платная. Если машина попала колесом в яму, гаишники обязаны составить акт о повреждении машины в результате плохой работы дорожников. Может быть, что-то и улучшится. Просто то качество дорог, которое сегодня поддерживается государством, завтра станут поддерживать частники. И при этом они будет драть деньги за перевозки. А государство и так нормально следит за качеством. Нет гарантии, что частные владельцы будут делать это лучше.

«СП»: — Проезд по платной дороге будет стоить 3 рубля за километр. Вы считаете, это приемлемый тариф?

— Какой бы ни был тариф, он будет неподъемным для простого человека.

«СП»: — То есть, вы в платных автодорогах видите только минусы?

— Я считаю, что в сегодняшних условиях кризиса это просто невозможно. Если проезд будет платным, вырастут тарифы на перевозки. А это значит, вырастет стоимость перевозки хлеба, железобетонной плиты, костюма. То есть последует рост инфляции. А это — продолжение кризиса. Государство дает деньги фирмам, помогает людям, выплачивает пособия, поддерживает людей в эпоху кризиса. Получается, одной рукой дает, другой рукой хочет взять… Для нашей страны это сейчас нецелесообразно.


Из досье «СП»:

Платные дороги существуют в 30 странах мира

В России сейчас 900 км платных дорог. В Липецкой области за один километр берут 1 рубль для легковых автомобилей, для грузовых машин — 2 рубля. В Псковской области проезд по платной трассе обходится для легковушек в 100 — 200 рублей.

Согласно законопроекту параллельно с дорогой «за деньги» непременно должен быть альтернативный маршрут бесплатной трассы. Иначе будет ущемлено право человека на свободное передвижение.

Деньги могут брать только за езду по новым магистралям. Если трасса существует давно, придется на ней сделать ремонт и только потом собирать оброк с автомобилистов за проезд.

Интересно, что платные трассы предполагается оставить в собственности государства, хотя коммерсанты вполне смогут поучаствовать в финансировании строительства.

Создание любой платной дороги должно быть согласовано с местными властями.

Далее трасса должна быть передана в эксплуатацию частнику, который и будет определять стоимость проезда. Но предельную стоимость станет устанавливать государственная организация на основе единой методики, одобренной правительством.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня