Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
26 мая 2013 10:28

Главная фишка нового S-класса

«Волшебная подвеска» делает революцию

8921

Иногда хочется революций, и вот подарок от Mercedes-Benz S_класса, создатели которого внедрили в серийное производство весьма дерзкую подвеску с претенциозным названием Magic Active Body Control. Не исключено, что лет через пятнадцать мы будем усмехаться, что в 2013 году волшебную подвеску имел лишь S-класс да и то в версия с 8-цилиндровыми моторами.

Идея стара, гениальна, но крайне трудна для воплощения. С помощью специальной камеры автомобиль «видит» дорогу перед собой на расстоянии 5−15 метров и анализирует каждую кочку и выбоину размером до 1−2 см! Проще говоря, система способна разглядеть пробку от пивной бутылки и принять соответствующие меры.

А затем дело за скоростной гидравликой: обнаруживая выступ, автомобиль как бы «поджимает» колесо под себя, смягчая удар, если же впереди глубокая яма — стремится удержать колесо как можно горизонтальнее. Достигается это за счет гидроцилиндров, вживленных в кинематическую схему подвески. По большому счету, технология используется «Мерседесом» уже сейчас и называется Active Body Control, и главная инновация — в умении работать с упреждением.

В теории такая схема позволяет вообще отказаться от упругих элементов, превратив машину в подобие животного: горный козел ведь не имеет подвески, да и копыта у него потверже шин, а удары смягчает будь здоров. До таких чудес еще далековато — слишком быстродействующая и мощная гидравлика нужна — но в комбинации с пружинной подвеской система уже дает исключительный результат.

Вот отчет одного из первых испытателей Дженса Мейнарса (журнал Car and Driver): «Ну да, система знает о качестве поверхности, но как ее работа ощущается из-за руля или с пассажирского сиденья? „Волшебный“ — очень правильное слово. Промчитесь по ухабистой дороге с отключенной системой, а затем активируйте Magic Body Control, и разница будет просто невероятной. Мы тестировали систему на отвратительных покрытиях, и она сглаживала все кочки до такой степени, что асфальт казался нам идеальным! Во время теста мы приближались к очевидно дрянному участку — такому, что каждый пассажир начал лихорадочно искать, за чтобы держаться — да еще на сумасшедшей скорости, и подвеска просто не заметила ничего, сохраняя уровень кузова и пассажирский отсек на относительно стабильном уровне. Вау-фактор, 100%».

Если это так, в перспективе подобные системы могут решить главную головную боль для разработчиков ходовой части. Как известно, мягкие пружины и амортизаторы позволяют изолировать кузов от дороги, но плохо влияют на управляемость и чувство руля. Жесткая подвеска хороша на идеальном асфальте, однако порождает слишком много вибраций и толчков, а также дурно влияет на ресурс ходовой части. Поиск компромисса — очень изнурительная и порой неблагодарная работа. Так, сделав подвеску чересчур мягкой, можно спровоцировать раскачку, что плохо для комфорта, а слишком жесткая ходовая часть может убить управляемость машины на реальном (то есть, неидеальном) асфальте. Помимо, собственно, подвески, специалисты по ходовой части тратят массу сил, чтобы добиться нужной жесткости кузова, а также тщательно подбирают шины и диски.

И несмотря на все усилия, настройка любого автомобиля — серьезный компромисс. Попытки разрубить этот узел предпринимаются уже лет 60 как минимум: первый Citroen с гидропневматической подвеской разработан в начале 50-х. В его системе вместо пружин использовались газонаполненные упругие элементы, которые за счет своих естественных свойств обеспечивали подвеске некоторую адаптивность: по сравнению с пружинной, она была мягче на малом ходе подвески и ужесточалась по мере роста смещения колеса от «нуля». «Ситроен» выпускает машины с сильно модернизированной гидропневматической подвеской до сих пор.

В 80-х, начале 90-х с активными подвесками успешно экспериментировали команды «Формулы 1», и несколько лет такие машины доминировали в чемпионате. Казалось бы, гоночным болидам плевать на комфорт, но слишком жесткие подвески делают машину прыгучей и нестабильной при атаке бордюров, поэтому инженеры «Формулы 1» тоже ищут тонкий баланс.

В гражданском автомобилестроении разнообразные адаптивные подвески получили распространение в начале нулевых, и принципов было множество: кто-то использовал гидромеханические системы, когда амортизаторы меняли жесткость в зависимости от хода и частоты колебаний. Появились амортизаторы на основе магнитореологической жидкости, меняющей вязкость в зависимости от силы магнитного поля. Появились более сложные системы с быстродействующими гидроклапанами в амортизаторах, пневмоподвески и системы подавления кренов на основе сложной гидравлики, а также комбинации всего перечисленного.

По сути, проблема всех подобных систем в том, что они не делают автомобиль одновременно сверхкомфортным и управляемым, скорее, позволяют выбрать тот или иной режим в зависимости от дороги и предпочтений. Иногда право голоса за водителем, иногда система адаптируется автоматически, но в любом случае компромисс остается, пусть в меньшем масштабе. К тому же многие системы оказались очень капризными, и помимо Citroen массу проблем с адаптивными и регулируемыми подвесками поимели, например, Land Rover и Volkswagen.

Наконец, любая даже самая адаптивная подвеска лишь реагирует на изменение покрытия, но не предвидит его. В этом принципиальная разница с вариантом «Мерседеса». Во-первых, он распознает неровность заранее, во-вторых, может в один и тот же момент времени быть и спортивным (то есть, обеспечивать минимальные крены) и комфортным (смягчать неровности).

Интересно, что для анализа дорожной ситуации применяется обычная камера, которой пользуются и другие системы машины, например, активный круиз-контроль.

Появится ли эта система на автомобилях попроще? Когда-то на S-классе внедрялись дорогующие по тем временам ABS, потом подушки безопасности, потом ESP, и все они казались уделом люксовых авто, а теперь все это и даже круче предлагает Hyundai Solaris. Так что в перспективе 10−15 лет такие системы вполне могут дебютировать на недорогих машинах.

Но ждать скорого внедрения «волшебных подвесок» не стоит. Система получилась дорогой и довольно громоздкой, поэтому ее будут устанавливать по заказу на топовые S-классы. Кроме того, разработана система самой компанией «Мерседес», а не специализированной фирмой, вроде Bosch, так что пока все права на нее принадлежат «Мерсу».

В любом случае, если система окажется эффективной, конкуренты не заставят себя ждать, и когда начнется война технологий, глядишь, и стоимость снизится.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня