В середине мая во всех СМИ появилась новость о скором увеличении стоимости ОСАГО для старых автомобилей — задание разработать соответствующий проект отдал глава правительства Дмитрий Медведев. Сама по себе новость весьма проходная, но позже давайте подумаем об истинных причинах такой инициативы.
Увеличивать ОСАГО для старых машин нелогично, ведь тариф автогражданки отражает вероятность попадания автомобиля в аварию с причинением ущерба чужому имуществу (здоровью). И если привязка к возрасту и стажу водителя еще более-менее понятна, то каким образом влияет возраст машины — нет. Более того, получается парадокс: из-за коэффициентов износа, именно владельцы старых машин получают по ОСАГО меньше всего (когда они невиновны в аварии), при этом за саму страховку отдадут больше…
Предполагаю, что лейтмотив находится в области экономики. Первичный рынок автомобилей тормозится, тогда как основные автопроизводители подписали с правительством (и Минпромторгом, лоббирующим идею повышения ставок ОСАГО) соглашение, которое оговаривает объемы выпуска машин на территории РФ. Для четырех игроков (Renault-Nissan, GM, VW, Ford) — это не менее 300−350 тысяч автомобилей в год, для остальных (например, Toyota и Hyundai) — индивидуальные планки, измеряемые значениями 150−200 тысяч. В конечном итоге это означает, что через несколько лет местные автосборочные предприятия должны производить на 1 миллион автомобилей больше, чем сейчас.
Теперь вспомним историю: раньше у нас был добрый АвтоВАЗ и злые подержанные иномарки. Чтобы избавить первый от последних, ввели пошлины на импорт. Это помогло в конечном итоге не столько АвтоВАЗу, сколько иностранным автосборщикам.
Теперь добром стали эти самые автосборщики, ведь они только-только раскачались. Они создают рабочие места, потихоньку наращивают налоговые отчисления и притягивают в Россию производителей компонентов.
Но спрос на новые машины не растет плановыми темпами, и в данном случае злом является не изможденный пошлинами импорт, а старенькие машины внутри России. Это их владельцы не желают брать кредит и пересаживаться на новые «Калины», «Логаны» и «Солярисы». И пусть пока ситуация не критичная, стагнация рынка заставляет искать новые способы стимуляции.
Даже если идея с повышением тарифов ОСАГО не пройдет или повышение окажется косметическим, нас, скорее всего, ждет прогрессивный побор на возрастные машины. Ведь это — один из самых очевидных способов всколыхнуть первичный рынок.
Подобная практика используется во многих цивилизованных странах, где транспортный налог и стоимость автогражданки для старых автомобилей высока. Все это усугубляется ценой топлива. В результате наступает момент, когда человеку выгоднее взять кредит на новый Ford Mondeo 1.0, а свой раритет отдать за евроценты.
В этом, кстати, была одна из причин дешевых бэушных иномарок из Японии и Германии. Так, если новый Ford Focus в Европе и России оценивается примерно одинаково, то подержанная иномарка гольф-класса может стоить, как у нас «Жигули» того же года. Мы считали это неким подарком судьбы, но во многом виновата именно система тамошних поборов.
Относиться к такой практике можно по-разному. Во многом она полезна, и отсеивает из автопарка более опасные и менее экологичные автомобили в пользу новых. Ведь и автопроизводителям нужно отбивать расходы на «озеленение» автомобилей, а как это сделать, если люди будут ездить на «Вольво» 1965 года по 7 млн километров?
С другой стороны, людей постоянно вгоняют в потребительские игры, не давая стоять на месте. Это вообще характерно для нашего уклада: компьютерщики выпускают новые программы, для них нужны новые ядра процессоров, фотоаппараты со все большим количеством мегапикселей требуют новых терабайтов памяти…
В России, конечно, добавляется местная специфика. К примеру, пенсионера, у которого есть 20-летний «Жигуль», сложно вынудить взять кредит на «Логан», потому что этот кредит просто не с чего платить. «Возрастные» налоги в Европе имеют давние традиции, в России же пока в новинку и очевидно, что действовать нужно очень осторожно, пошагово.
Фото: ИТАР-ТАСС/ fotoimedia / Валерий Волков