Авто

5 фактов о рейтингах надежности автомобилей

Как узнать, какой автомобиль доставляет больше хлопот?

  
9598

Важнейшим критерием при выборе автомобиля является надежность, ибо ее отсутствие может сделать ничтожными все плюсы машины. Что толку от мощного двигателя, если он расчленен на стапеле автосервиса? Низкий расход топлива перестанет радовать, если машина попросту не заводится.

Но как узнать надежность приглянувшейся модели? Парадоксально, но этот важнейший параметр чаще всего остается за рамками всех потребительских экспертиз, включая журналистские тесты. Да и как ее определить, эту надежность, если большая часть поломок возникает через несколько лет эксплуатации машин?

В мире существует несколько «рейтингов надежности». Почему в кавычках? Об этом чуть ниже, а пока обращаем внимание, что в конце статьи мы собрали информацию о популярных рейтингах со ссылками на результаты последних публикаций.

Факт 1. Рейтинги не всегда отражают надежность

Что понимает под надежностью потребитель? В первую очередь, безотказность машины, ее способность служить без поломок в течение срока эксплуатации. «Менял лишь масло», — примерно такой формулой можно описать надежную машину в обывательском понимании.

Однако многие популярные рейтинги, например, немецкий TUV, имеет к оценке надежности лишь очень опосредованное отношение. Он показывает долю машин, которые с первого раза прошли достаточно строгий немецкий техосмотр. Поэтому на результаты влияет не только реальная беспроблемность машины, но и контингент владельцев. Неудивительно, что Porsche 911 обычно приезжает на техосмотр в лучшем состоянии, чем каблучки Citroen Berlingo. Но самое главное, рейтинг TUV ничего не говорит о серьезных поломках автомобиля, ведь никто не повезет машину с заклинившей коробкой передач на техосмотр.

J.D. Power. Initial Quality Study учитывает в основном незначительные минусы новых машин, поэтому вряд ли расскажет что-нибудь о надежности десятилетки.

Вероятность серьезных проблем с машиной неплохо учитывает немецкий рейтинг ADAC и британский WarrantyDirect — в последнем случае учитывается также стоимость ремонтов, что позволяет привести разношерстные поломки к одному знаменателю, денежному.

Факт 2. Абсолютных лидеров не существует

Нам не удалось найти модель или марку, которая выступала бы одинаково сильно везде, и причина в том, что рейтинги оценивают автомобили по разным параметрам. Надежность машин зависит от слишком большого числа факторов, что порой делает результаты путаными. Например, в рейтингах J.D. Power для новых машин Jaguar занимает неплохое 9-е место, тогда как для трехлеток проваливается в конец списка на 28-е место. Таким образом, для начала вам стоит определиться, какой именно рейтинг в большей степени отвечает вашим представлениям о надежности, и затем уже изучить соответствующую статистику.

Не стоит забывать, что национальные рейтинги исследуют надежность автомобилей, продаваемых на территории соответствующей страны, тогда как модели для разных регионов могут отличаться очень сильно, даже если у них одинаковое название. Линейка американского Ford имеет весьма далекое отношение к европейской модельной гамме, и если в Штатах популярны пикапы и большие внедорожники, то европейский Ford — это «Фокусы» и «Фиесты». И даже «наш» Focus конструктивно отличается от американского гораздо сильнее, чем предполагает название, не говоря уже о разном месте производства.

Факт 3. Надежность марки — понятие призрачное

В России любят клеить ярлыки не то что на марки, на целые страны-производители, делая общие выводы, что «французы ломучие» или «шведы долговечные». На самом деле, в большинстве случаев как таковых надежных или ненадежных марок (китайские не рассматриваем) нет, и у каждой встречаются модели-лидеры и модели-аутсайдеры. Посмотрите рейтинг Consumer Reports: марка Ford попала в аутсайдеры, но ее наиболее беспроблемная модель, пикап F-150, оказался лучше, чем Toyota Sienna, хотя в целом японская марка оценена на порядок лучше «Форда». В рейтинге WarrantyDirect «японец» Mitsubishi Lancer лидирует в своем классе, а Outlander провалился в категории паркетников. Поэтому для более точного анализа правильнее ориентироваться на данные по конкретной модели, а не марке в целом. Неудачники есть практически у всех компаний.

Факт 4. Самые популярные проблемы — с электрикой

Бич современных авто — электрические и электронные системы, которые чаще всего ответственны за массовые поломки. Если «железо» автомобиля за последние годы менялось эволюционно, то в области электронных систем управления произошла настоящая революция. Электрика так усложнилась, что стала ахиллесовой пятой многих новых машин, даже престижных. Получается своеобразный парадокс: чем продвинутей марка, тем больше электроники она вынуждена внедрять, и тем сложнее обеспечить надежность конструкции. Нередко престижные бренды проваливаются в рейтингах именно по этой причине. Разумеется, сказывается и усложнение механики, и многие марки подтачивают проблемы с турбомоторами и сложными адаптивными подвесками.

Факт 5. В России — информационный голод

К сожалению, нет ни одного полноценного рейтинга надежности автомобилей, продаваемых на территории России. А он нужен, ведь наш автопарк отличается от иностранного очень и очень сильно.

И дело не только в разных наборах моделей. Большинство иномарок для России сегодня производятся на местных автосборочных предприятиях, но у нас нет никакой внятной статистике о количестве поломок «российский иномарок» и настоящих. К тому же, европейские и американские рейтинги не учитывают суровых российских условий эксплуатации — это относится к качеству дорог, климату, уровню сервиса.

Иностранные рейтинги могут дать общее представление о тех моделях, которые актуальны для России, и с учетом вышеприведенных оговорок, данные должны коррелировать. Если, к примеру, двигатель некой модели проявил себя безупречно в Британии, есть основания полагать, что при правильной эксплуатации он покажет себя неплохо и у нас. Однако Россия явно нуждается в собственной базе данных надежности автомобилей.

Отчасти исправить положение пытаются крупные автомобильные издания, но во многих случаях условия их ресурсных тестов говорят о реальной надежности модели лишь косвенно.

Напоследок

Изучить рейтинги надежности перед покупкой автомобиля — вещь в любом случае невредная, и если машина провалилась в других странах, есть вероятность купить ворох проблем. С другой стороны, как вы уже поняли, несмотря на «наукообразность», большинство рейтингов имеет слишком много ограничений, чтобы можно было судить о надежности машин веско. Так что примите их к сведению, но не зацикливайтесь.

До сих пор в России основным источником информации о надежности являются форумы и личный опыт знакомых, которые при всех их минусах имеют один веский плюс — они оценивают реальные машины в реальных условиях эксплуатации.

Популярные рейтинги надежности автомобилей

Название рейтинга Достоинства Недостатки

TUV

Большая выборка моделей.

Многие модели актуальны для России. Учитывается возраст и пробег. Отражает процент прохождения с первого раза немецкого техосмотра. О безотказности и долговечности свидетельствует лишь косвенно. Актуален в первую очередь для Германии.

ADAC

Отражает серьезны поломки, для устранения которых пришлось вызывать специалистов к автомобилю (или эвакуировать его). Хорошая выборка моделей. Многие модели актуальны для России. Не учитывает ряд поломок. Большой акцент делается на проблемы с аккумулятором и системой пуска — самый многочисленный блок неисправностей. Актуален в первую очередь для Германии.

WarrantyDirect

Учитывает не только количество поломок, но и сумму, потраченную на ремонт. Удобная навигация. Ограниченная выборка автомобилей. Актуален в первую очередь для Великобритании. Учитывает только постгарантийные машины.

Consumer Reports

Большая выборка машин. Учитываются широкий спектр проблем. Приводится статистика по маркам. Результаты моделей одной марки могут иметь очень сильный разброс, как у Nissan, Mini и Ford, что затрудняет общие выводы. Актуален в первую очередь для США

J.D. Power. Initial Quality Study

Большая статистическая база. Удобное представление результатов. Анализируются проблемы разного уровня: от недочетов до серьезных поломок. Результаты только по брендам. Учитываются проблемы с новыми машинами в возрасте до 90 дней. Актуален в первую очередь для США

J.D. Power. Vehicle Dependability

Большая статистическая база. Удобное представление результатов. Результаты только по брендам. Учитываются проблемы с новыми машинами в возрасте до 3 лет. Актуален в первую очередь для США

Ресурсные тесты «Авторевю»

Актуальные для России модели. Сравнение в идентичных условиях. Результат в стоимостном выражении (расходы на эксплуатацию). Изучение факторов риска: короззионная среда, низкие температуры, высокие вибрации. Ограниченное количество моделей. Тест проводится на конкретеной машине — возможны «неудачные» экземпляры. Результаты теста не всегда воспроизводят реальные условия. Стоимость запачастей и работ не соответствует прайсам автосервисов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня