18+
четверг, 25 мая
Авто

Леонид Ольшанский: Госдума с ПДД наехала на линию Путина-Медведева

Увеличив размер штрафов для автомобилистов, депутаты увеличили и размер взяток ГИБДД

  
12

Госдума приняла во втором чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность водителей за непредоставление преимущества в движении пешеходам и иным участникам дорожного движения, а также за нарушение правил перевозки людей.

Теперь водитель, который не уступил дорогу пешеходу «на зебре», станет платить штраф от 800 до 1 тысячи рублей (в настоящее время мерой наказания является предупреждение или штраф 100 рублей).

Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки автомашин на тротуаре, создавшее препятствие для движения пешеходов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 рублей (сейчас — предупреждение или штраф от 200 до 300 рублей).

За нарушение правил перевозки пассажиров будут штрафовать на 500 рублей (сейчас штраф составляет 100 рублей). Возможность предупреждения за такое нарушение предлагается отменить.

Штраф за нарушения для пешеходов тоже предлагается увеличить со 100 до 200 рублей

По мнению авторов закона, ужесточение данного наказания должно привести к повышению культуры на российских дорогах.

Помогут ли новые санкции сократить количество ДТП? С этими вопросами «Свободная пресса» обратилась к адвокату, правозащитнику, вице-председателю Движения автомобилистов Леониду Ольшанскому.

— Со стороны законодателей — это очередной пиар. Последние несколько лет Депутаты Госдумы, члены совета федерации и законодательные собрания регионов соревнуются между собой, кто внесет в законодательный кодекс, карающий водителей, более драконовские поправки. Эта тема превратилась в пиаровскую. Поправки подают люди, которые не защищали диссертаций по административному праву и в общем-то специалистами не являются. Они придумывают законы, чтобы пропиариться, а поскольку они не специалисты, им пишут эти законы, как правило, сотрудники ГАИ. Им они нужны для концентрации репрессий и вымогательстве взяток у водителей. Этот законопроект противоречит линии Путина и Медведева

«СП»: — Почему?

— Три года назад на заседании госсовета страны, Путин посвятил время проблеме безопасности движения. Он заявил, что на первом месте для нас в этом деле — строительство новых дорог, на втором — оперативное прибытие скорой помощи на место ДТП. На третьем — повышение качества подготовки водительских кадров, а так же, чтобы гаишники при этом перестали брать взятки. Три постулата Путина отброшены в сторону и за основу взят четвертый — репрессии. Хотя репрессиями не решить проблем. Далее. Когда был признан кризис, Путин, выступая, перед прессой сказал: «Мы за счет россиян не позволим латать дыры в бюджете». А у нас хотят латать бюджет за счет штрафов автомобилистов. Далее, Дмитрий Медведев совсем недавно, выступая по проблеме борьбы с коррупцией, сказал: «Один из аспектов борьбы — это экспертиза законопроекта на коррупционность и взяткоемкость». Совершенно очевидно, что это коррупционный и взяткоемкий проект. Потому что, чем выше санкция, тем больше взятка.

«СП»: — И какую теперь нужно будет давать взятку, чтобы не платить штраф?

— Когда ввели 15 суток за забытые дома права, то в новогоднюю ночь взятка в 500 долларов превратилась в 5000 долларов. Поскольку водителю грозило уже не лишение прав, а 15 суток ареста. Кому охота в новогоднюю ночь сидеть в тюрьме? Что касается нынешней ситуации, то если нет дырок и талонов, взятка равняется половине суммы штрафа. То есть где-то 500 рублей. Если же есть талоны за нарушения, то заплатить придется в два раза больше, чем указано в кодексе.

«СП»: — Благодаря увеличению штрафов количество ДТП на дорогах сократится?

— Люди забывают о санкциях, когда у них горит серьезный вопрос. Если я горю, опаздываю, я поеду по крышам. Это психологический аспект. Если я опаздываю на пресс-конференцию, то в подсознании у меня то, что меня ждут журналисты, если я опаздываю на сделку на миллион долларов, то в подсознании, что сделка может сорваться, поэтому я давлю на газ.

Наука криминалогия говорит: одними репрессиями не взять. На ДТП влияет тысяча факторов. Погодные условия (в снег тяжелее ездить, чем в ясную погоду), освещенность трассы, качество подготовки водительских кадров (ясно, что новичок попадет в ДТП скорее, чем ас), качество автомобиля (есть антипробуксовочная система или нет), нервозность (поругался с женой, с коллегами по работе). Тысячи факторов и нельзя из них выделить только один. Только комплексный подход поможет уменьшить количество ДТП: качество дорог, развязок, освещение, уборка, пропаганда. А на первое место ставятся штрафы и репрессии, хотя они должны быть на последнем.

«СП»: — Как сами автомобилисты отнеслись к этой новости?

— Повышение штрафов может привести к социальному взрыву: автомобилисты всей страны начнут бастовать, митинговать, перекрывать улицы. Мы помним, что повышение таможенных пошлин и только на иномарки и только на ввозимые вызвал бурю волнения в дальневосточном регионе. Повышение штрафов вызовет спрос на мощные автомобили, уже сейчас возросло количество людей, которые ходят в кружки по автогонкам. Водители говорят так: «Я на свисток гаишника не остановлюсь и пусть он меня на ржавых жигулях попробует догнать». То есть идет тенденция удирать. Люди говорят: «А у меня нет денег платить штрафы, и нет желания лишаться прав. Я буду удирать». Каждый вечер, возвращаясь домой с приема граждан, я вижу на дороге ралли удирающих и догоняющих. Если машина стремительно несется — ее не поймать. И это действительно может привести к страшным ДТП.

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня