Авто

Шинный вопрос

Какие бывают зимние шины и как их выбирать

  
5355

Госдума отказалась регламентировать сезонную смену шин, хотя законопроект об обязательности зимней резины с 1 декабря по 28 февраля предложило заксобрание Санкт-Петербурга. Тем не менее, любой вменяемый водитель не будет ездить в гололед на летней резине, также как не будет ходить по льду босиком.

С выбором зимних шин проблем больше: просто потому, что и типов резины для холодов больше. Ниже — ответы на популярные вопросы.

Существует ли всесезонная резина?

Большая часть шин, которую в советское время называли всесезонной, на самом деле была летней, но с более развитым протектором. Она позволяла ездить по льду, но уровень сцепления был существенно ниже, чем у настоящих зимних шин.

Сейчас появляются специализированные типы, которые позиционируются производителем, как всесезонные, например, Hankook Optimo 4S, Nokian Rotiiva АТ, Continental CrossContact LX, Michelin Latitude Cross. Обычно всесезонная резина используется на полноприводных машинах, кроссоверах и внедорожниках.

С точки зрения характеристик, всесезонные шины ожидаемо занимают промежуточное место между зимней и летней. На льду они уступают хорошей зимней резине, зато выигрывают на асфальте.

Какие типы зимней резины бывают?

Помимо разделения на шипованную и нешипованную, вторая имеет как минимум два подтипа. Первый — это шины для стран с мягкой зимой (их еще называют среднеевропейской), второй — для более суровой, скандинавской. В «холодных» регионах России предлагаются шины именно скандинавской спецификации: они лучше «липнут» ко льду.

Что касается среднеевропейских шин, то для суровых условий они не предназначены и в ряде случаев уступают даже всесезонке. Однако на асфальте «среднеевропейская» шина значительно лучше скандинавской и шипованной.

А шипованная резина всегда ориентирована на сложные климатические условия, где появление наледи на дорогах очень вероятно.

Какая резина лучше на льду?

По цепкости на льду при прочих равных лидируют шипованные покрышки, затем идут шины для скандинавской зимы и замыкают всесезонки и «среднеевропейки».

У шипованной резины сцепление на льду обычно зависит от вылета шипа, то есть «зубастости» колеса. Длинный шип хорош в экстремальных условиях, но подвержен большему износу и может сказаться на асфальтовой управляемости, поэтому разработчики зачастую ищут баланс.

У нешипованных шин (их еще называют фрикционными) механизм сцепления другой: чтобы резина «прилипала» ко льду, ее делают достаточно мягкой, а протектору придают особую форму, чтобы эффективно отводить талую воду из пятна контакта.

Особенно сильно разница между шипованной и нешипованной резиной проявляется на мокром льду при температурах около нуля градусов: в этом случае, шипы оказываются незаменимы.

Можно ли ездить на зимней резины в теплое время года?

Оба типа резины не любят езду по теплому асфальту (при плюсовых температурах). У шипованной резины могут перегреться шипы, что со временем приведет к их выпадению. Фрикционная за счет мягкости протектора может «поплыть», что ухудшает управляемость и приводит к износу. Поэтому использовать зимнюю резину нужно, когда температура ушла в стабильный «минус».

Какая резина лучше на асфальте?

В крупных городах даже зимой мы чаще ездим по асфальту, и распространено мнение, что в этих условиях фрикционные шины на голову разбивают шипованные. Дескать, автомобиль скользит на шипах, словно на коньках.

В отношении «скандинавских» шин экспериментально это не подтверждается. На самом деле шип выступает не более чем на 1,2 мм, обычно — на 0,6−0,8 мм. При езде машина не опирается на шипы, как думают многие, поэтому и не скользит на них. Основное сцепление обеспечивает резина.

При этом за счет более жесткого протектора в экстремальных режимах шипованная резина стабильнее и зачастую обеспечивает лучшие тормозные свойства и управляемость — это подтверждено рядом тестов серьезных изданий, например (фрикционные шины Nokian WR D3, которые первенствуют в асфальтовых дисциплинах — это шины для среднеевропейской зимы, не очень приспособленные ко льду).

С точки зрения абсолютных сцепных свойств шипованная резина считается более надежной в условиях суровой зимы, однако у фрикционных шин свои достоинства.

Чем хороша нешипованная резина?

Прежде всего, она тише, тогда как акустический фон является одной из основных проблем шипованной резины. Нешипованная резина обеспечивает лучшую топливную экономичность и приспособлена для движения с большими скоростями.

Какова разница между «хорошей» и «плохой» резиной?

Нужно ли изучать тесты и гнаться за шинами, входящими в число лучших? Или почти вся резина обеспечивает близкие свойства?

На самом деле нет: так, разница между «хорошей» и «плохой» шипованной шиной на льду может составлять порядка 13−15 м тормозного пути. А это — 2−3 корпуса автомобиля. Так что чем больше экономишь на резине, тем осторожнее нужно быть за рулем.

Тем не менее, почти любая шина — это некий компромисс между асфальтовой управляемостью и надежностью на льду, поэтому оптимальный выбор зависит от вашего ареала: ездите ли вы преимущественно по большому городу или часто выбираетесь в нечищенную глушь.

Как продлить шине жизнь?

Зимние шины всех типов более капризны, чем летние. Они нуждаются в более длительной и щадящей обкатке (подробности - в инструкции к шине, но обычно 800−1000 км), кроме того, их ресурс сильнее зависит от давления в колесах. Как мы уже упоминали, зимнюю резину нежелательно использовать при плюсовых температурах: если же приспичило, не усердствуйте со скоростью — износ резины резко растет в «драйвовых» режимах.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня