Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
22 октября 2013 12:32

10 любопытных фактов о китайских машинах

Изучаем автопром нашего восточного соседа и оцениваем его перспективы

28677

«Китайские машины»… У большинства из нас это словосочетание вызывает фенольные воспоминания об «ароматных» салонах и жутком пластике, но не спешите с выводами.

Китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире

Он не просто крупнейший, он обходит прежнего лидера — США, очень серьезно: в 2012 году в Китае купили 19 млн машин, в Америке — 14 млн. Для сравнения, российский и немецкий показатели — порядка 3 млн.

Раньше каждый уважающий себя производитель стремился застолбить место в Северной Америке, но теперь баланс сместился в пользу Китая. Это мы думаем об их авто с усмешкой, а у биг-боссов автобизнеса Китай — это что-то вроде тринадцатой зарплаты. Этакая приятная финансовая неожиданность на фоне старосветской рецессии.

Китайцы не слишком любят китайские машины

В списке ТОР-30 самых популярных моделей Китая, лишь три — истинно китайские. Это Great Wall Haval H6, Emgrand EC7, Great Wall Voleex C30. Лучший из Chery — QQ — на 31 месте, лучший из BYD — на 58.

На чем ездят китайцы?

Китайское правительство сделало интересную вещь для развития автопрома. Во-первых, оно фактически запретило импорт иномарок. Во-вторых, любой иностранный производитель, желающий откусить от крупнейшего рынка в мире, должен организовать совместное предприятие с китайской компанией. Более того, отдать ей более половины акций — фактически, контроль над предприятием.

Китайцы покупают в основном адаптированные для них модели известных фирм (Volkswagen, General Motors, Ford, BMW), производимые на паях с четырьмя промышленными монстрами: SAIC, Chang’an, FAW, Dongfeng.

Сейчас десятка самых популярных моделей в Китае выглядит так: Volkswagen Lavida, Ford Focus, Buick Excelle, Volkswagen Sagitar, Chevrolet Sail, Volkswagen Jetta, Volkswagen Passat, Volkswagen Bora, Nissan Sylphy, Chevrolet Cruze.

Пусть вас не смущают странные названия моделей, например, Chevrolet Sail — это «наш» Aveo, а Volkswagen Lavida — сильно модернизированная Jetta.

Но даже привычные модели выпускаются под патронажем китайцев, и Ford Focus делает корпорация Chang’an.

Важный момент — экспортировать продукты совместных предприятий запрещено. На этом настояли другие страны, иначе Китай просто утопил бы мир в машинах Made in China.

Китайские таксы

Говорят, россияне любят седаны (кстати, очень спорное суждение). Так вот, китайцы любят седаны еще больше, и в их понимании седан должен быть еще и длинным. Причем, не важно, какие пропорции считают идеальными европейцы — китайцы любую машину стремятся превратить в таксу, растягивая ей колесную базу.

Что интересно, этот длиннобазный тренд начал просачиваться за пределы идейной родины. Skoda Superb вылупилась из растянутой для Китая версии Volkswagen Passat, а появившиеся недавно Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan созданы на платформа, нарощенных под Китай. Для него размер имеет значение.

Ошибки молодости

К исконно китайским машинам легко относиться с пренебрежением, но когда мы сравниваем их с мировыми грандами, нужно понимать — мы сравниваем пятилетнего ребенка и мужчину в расцвете сил. Что удивительного в том, если второй быстрее бегает и лучше играет в шахматы?

Если большинство столпов автопрома зародились в начале прошлого века, то Chery образовалась в 1997 году, автомобильное подразделение Lifan — в 2005, Geely хоть и пыталась «автопромить» в середине 80-х, за ум взялась в 2002.

И если учесть временную шкалу, прогресс впечатляет.

Пять звезд

В 2006 году китайская марка Brilliance (кстати, партнер BMW) начала экспорт собственной модели BS6 в Европу. Но в тесте EuroNCAP седан набрал 1 звезду из пяти возможных — катастрофический результат.

В 2013 году седан Qoros (бренд принадлежит Chery) набрал пять звезд по методике EuroNCAP.

Ближе, чем вы думаете

Китайская продукция прочно ассоциируется с чем-то недорогим и не всегда качественным, хотя это давно не так: они оккупировали рынок электроники, игрушек, домашней утвари, бытовой техники и много чего еще. Мы сидим за китайскими клавиатурами (вполне качественными) и смотрим в китайские мониторы. Просто нужно делать различие между китайской кустарщиной и продукцией серьезных предприятий.

Иногда мы ездим на машинах с китайскими следами, не подозревая об этом. Под капотом Audi можно найти на некоторых узлах шилдики Made in China, двигатель Hyundai Solaris и Kia Rio делают в Китае, а одно время Honda поставляла на российский рынок Jazz из Поднебесной.

Все методы хороши

Китайцы прекрасно осознают свои технологические слабости, и не стесняются привлекать иностранный опыт. Они покупают известные компании — можно вспомнить приобретение Volvo китайской Geely или возможную покупку части акция PSA (Peugeot-Citroen) корпорацией Dongfeng, с которой у французов и так сложились весьма тесные отношения.

Они нанимают иностранцев: нашумевший Qoros построен, фактически, европейцами. За шасси и двигатель отвечает Клаус Шмидт, бывший глава M-Division у BMW, за безопасность — специалист Saab Роджер Малксуссон, а за дизайн — Герт Хилдебранд, автор стилистического ренессанса марки Mini.

Китайцы заказывают разработку дизайна и отдельных узлов итальянским, английским и немецких фирмам. Одно время они злоупотребляли нелицензионным копированием, но этот этап по большому счету в прошлом: сейчас они либо покупают права на разработку, либо делают сами с привлечением иностранцев.

Российские горки

России от китайского автопрома досталось: если посмотреть статистику продаж за последние 10 лет, она напоминает американские горки. В 2007 году Chery показала прирост продаж в три раза, а следующие два года так же стабильно падала, после чего снова пошла в разгон, снова упала, чтобы опять воскреснуть.

Некоторые марки и вовсе появлялись на год-полтора, чтобы бесследно сгинуть: Tianma, ZX, Tianie, Hafei — да все и не вспомнишь. Причины понятны: торговать китайскими марками можно было в чистом поле, без автосалона, без персонала, без долгосрочных гарантий. Приходили сомнительные фирмы, продавали энное число машин до появления негативного репутационного следа, тихо-тихо исчезали.

Ситуация меняется: сейчас у китайских машин появляются серьезные импортеры, а состав марок более-менее выровнялся. В лидерах на нашем рынке — Geely, Lifan, Great Wall, Chery.

Перспектива

Китайский автопром копит критическую массу. Еще лет пять-семь, вероятно, мы будем относиться к нему с пренебрежением. Но складывается впечатление, что прорыв уже не за горами: изобилие новых моделей, все лучший уровень проработки, все более серьезные люди во главе проектов…

Производители из Китая идут примерно тем же путем, что их южнокорейские коллеги: не ограничиваются дешевыми поделками, но стремятся встать вровень с лидерами. В том числе и по цене: так, Qoros 3 стоит в Европе 16−20 тысяч евро — лишь чуть дешевле, чем одноклассник, Volkswagen Jetta. Будет ли спрос? В этом основная интрига. Следите за развитием событий.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня