Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
28 октября 2013 16:57

ТОП-10 российских автогонщиков

Кто прославил нашу страну на самых известных трассах

10610

Россия никогда не была мировой автоспортивной державой. Однако ситуация меняется: все больше российских пилотов выступает в мировых гоночных сериях. В 2014 году пройдет «Гран-При России», российская команда Russian Time крушит соперников в GP2.

А на днях стало известно, что уфимский пилот, 19-летний Даниил Квят в следующем году станет боевым пилотом команды «Формулы 1» Toro Rosso.

Мы решили вспомнить, кто из российских пилотов добивался серьезных результатов на европейском и мировом уровне, авансом включив двух будущих пилотов «Формулы 1» — Сергея Сироткина (Sauber) и Даниила Квята (Toro Rosso). Кажется, на сочинском этапе «Формулы 1» нам будет за кого поболеть.

Виталий Петров

Первый российский пилот «Формулы 1», участвовавший в трех сезона самой престижной серии автоспорта — с 2010 по 2012 годы. В отличие от остальных пилотов «Формулы 1», Виталий никогда не выступал в картинге, который сегодня считается обязательной ступенью в развитии пилотов-кольцевиков. Более того, автоспортивная карьера началась достаточно поздно — в 17 лет: многие его сверстники в этом возрасте уже стояли у порога «Формулы 1».

Первые шаги Виталий делал в кубке «Лада», в котором доминировал с момента своего дебюта. Пропуском в «Формулу 1» для Виталия стала серия GP2, где в 2009 году он с двумя победами занял второе место в чемпионате.

Отцу Виталия удалось привлечь спонсоров, при поддержке которых в 2010 году он дебютировал в команде Renault F1 в паре с польским пилотом Робертом Кубицей.

Вершиной карьеры Виталия стал «Гран-При Австралии» 2011 года, когда он сумел квалифицироваться шестым, а финишировал третьим — этот результат остается первым и пока единственным подиумом российского пилота в «Формуле 1».

В течение карьеры Виталий Петров много раз подвергался не вполне обоснованной критике. Тем не менее, объективно результаты Петрова говорили о наличии у него потенциала, который, правда, был существенно смазан нестабильностью выступлений, особенно в первый сезон «Формулы 1». Критики часто указывали, что «Петров гоняется лишь благодаря финансовой поддержке спонсоров», однако это — вполне нормальная ситуация для современной «Формулы 1».

Также Петров является автором лучшего результата в истории команды Caterham, за которую он ездил в 2012 году. После ухода из «Формулы 1» автоспортивное будущее Петрова туманно.

Евгений Васин

Один из самых успешных российских раллистов на европейской арене: в 1995 году стал обладателем Кубка Европы по ралли, а также добился побед в классе в рамках чемпионата Европы по ралли. При этом сам Евгений вершиной карьеры считает второе место в двухлитровом классе ралли Монте-Карло 1996 года — одной из самых сложных, коварных и зрелищных раллийных гонок.

Евгений Новиков

На сегодня самый успешный российским пилот в чемпионате мира по ралли WRC.

Начал выступать в ралли в очень юном возрасте: в 2006-ом году, на момент первой гонки в Кубке России, у 15-летнего Новикова не было даже водительских прав (на перегонах за руль садился штурман). Дебют в кубке получился очень успешным: Евгений выиграл и самую первую гонку, и всю серию.

Не сумев победить в чемпионате России по ралли, с 2007 года Новиков принимал участие в отдельных гонках чемпионата мира WRC. А 2009 года выступал в молодежной команде Citroen, «взрослое» подразделение которой в то время доминировало в общем зачете WRC. Новиков стал первым россиянином, заработавшим очки на этапе чемпионата мира, а в 2012 году завоевал лучший результат — два вторых места.

Несмотря на очевидный талант и молодость, аналитики весьма осторожны в оценках перспектив Новикова. Евгений завоевал репутацию крайне нестабильного пилота, которому трудно совмещать высокую скорость с чистым, безаварийным пилотажем. Агрессивная манера езды часто привлекала внимание к пилоту: он порой даже выходил в лидеры ралли, но не всегда мог сохранить преимущество до финиша. В 2013 году Новиков несколько раз претендовал на подиум, однако слишком часто попадал в аварии. Апофеозом стал этап в Италии 2013, когда Новиков «убрался» в начале второго допа, то есть в первые минуты гонки.

Роман Русинов

Мог стать первым россиянином в «Формулы 1» — в 2005 и 2006 годах был тест-пилотом команд Jordan GP и MF1 Racing и назывался кандидатом на место основного пилота. Однако из-за отсутствия спонсорской поддержки не сложилось.

Тем не менее, Роман реализовал свой талант в гонках класса GT и спортпрототипов. Первую победу в гонках на выносливость он завоевал в момент своего дебюта в 2003 году, в 2004 году выиграл серию Le Mans в категории GT. Является автором лучшего результата среди российских пилотов в знаменитом 24-часовом марафоне «Ле Ман» — 10 место в абсолютном зачете. По совокупности результатов, Русинова можно признать самым успешным российским пилотом в кольцевых марафонах и гонках класса GT.

Михаил Алешин

Успешный российский картингист Михаил Алешин весьма ярко выступал в европейских и международных «Формулах». Апогей его карьеры — 2010 год, когда он лидировал в чемпионате престижной «Формулы Renault 3.5» и одержал победу в общем зачете в самой последней гонке. Причем, сделал это в очень эффектной манере: упустив лидерство в общем зачете за сутки до заключительного этапа, Алешин очень рискованным и красивым маневром сумел обогнать своего основного соперника Даниэля Рикьярдо в дождевой гонки и занять третье место, которого было достаточно для чемпионства.

Кстати, Рикьярдо стал пилотом «Формулы 1», но судьба Алешина оказалась драматичнее. С 2005 по 2009 годы он входил в программу поддержки молодых пилотов Red Bull, которая дала пропуск в «Формулу 1» в том числе нынешнему чемпиону Себастьяну Феттелю (а всего через эту программу в Ф1 попали 13 пилотов). Тем не менее, яркий успех пришел к Алешину слишком поздно, и он потерял место в программе, а вместе с ним — и четкие перспективы. Из-за отсутствия спонсоров Алешин не смог провести полноценный сезон в GP2 в 2011 году, и в настоящее время выступает в Формуле Renault 3.5. Правда, не так ярко: в силу ряда причин, лучшими результатами являются пятые места на гонках в Москве и Будапеште.

Владимир Чагин

Неразрывно ассоциируется с ошеломительным успехом команды «Камаз-Мастер» в «Ралли Дакар» (его по-старинке еще называют ралли «Париж-Дакар») — экипаж Чагина семь раз брал первое место в абсолютном зачете класса грузовиков.

Бывший технический администратор «Камаза», Владмир Чагин еще в 1996 году, в момент гоночного дебюта на грузовике, доказал свою конкурентоспособность. Золотая пора наступила в начале века, когда с 2000 года Чагин регулярно боролся за победу в самом престижном супермарафоне мира, и семь раз добивается результата («Камаз» за это время побеждал 9 раз).

Тимур Тимерзянов

В Казани развит автоспорт — это все знают. Даже президент Татарстана Рустам Минниханов регулярно участвует в гонках, в том числе достаточно успешно выступал в ралли-кроссе на европейском уровне.

Благодаря развитию трековых гонок в Татарстане взошла звезда Тимура Тимерзянова, первого российского гонщика, выигравшего чемпионат Европы в классе Supercars в 2012 году. В этом году гонщику удалось повторить свой результат, выступая на специально подготовленном Citroen DS3.

Леонтий Потапчик, Юрий Лесовский, Эдуард Баженов

Экипаж легендарного «Москвича-412», успешно добравшегося до финиша в одном из самых безумных автоспортивных соревнований XX века - трансконтинентальном ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Дикая по тем временам средняя скорость в 110 км/час (и это на фактически стандартном «Москвиче»!), невероятно сложные и опасные дороги, плюс невероятная дистанция — 26 000 км! — сделали ралли «Лондон-Мехико» подлинным испытанием как для техники, так и для экипажей. Нашим «Москвичам» противостояли Ford Escort, Triumph, BMW, Austin, и, тем не менее, все три советских автомобиля добрались до финиша, а экипаж Потапчика, Лесовского и Баженова занял лучшее из них 12 место.

Сергей Сироткин

Летом 2013 года Сергей Сироткин был объявлен боевым пилотом команды «Формулы 1» Sauber. Если в марте 2014 года его дебют действительно состоится, он станет самым молодым гонщиком «Формулы 1» за всю историю: ему только-только исполнилось 18 лет.

Юный возраст и отсутствие большого опыта в младших гоночных сериях заставляют многих аналитиков весьма скептически относится к дебюту Сироткина на столько высоком уровне. В последние годы на поспешном переходе в Ф1 обожглись многие пилоты.

Однако глава Sauber Мониша Кантельборн заявила, что Сергей производит впечатление не по годам зрелого человека. При этом окончательно решение о дебюте будет принято после тестов, где Сергей должен продемонстрировать умение быстро адаптироваться к болиду «Формулы 1».

При этом никто не скрывает, что основной интерес для Sauber представляют спонсоры, которых удалось найти отцу Сергея, Олегу Сироткину. Вопрос заключается лишь в том, достаточно ли будет их финансирование, чтобы компенсировать команде возможные риски от участия столь молодого пилота.

Впрочем, на протяжении недолгой карьеры Сергей демонстрировал хорошие задатки: он выиграл евросерию «Формулы Abarth», а также блеснул в весьма серьезной категории Auto GP, став самым молодым победителем в истории чемпионата. Вместе с тем, 2013 год закончился не вполне удачно: в мировой серии Renault Сироткин занял 9 место, и сам признался, что расстроен результатом. Повлияет ли это на его перспективы — пока неясно.

Даниил Квят

Как и Алешин, уфимец Даниил Квят прошел серьезную картинговую подготовку и попал в программу поддержки молодых пилотов Red Bull в 2010 году.

В 2011—2012 годах Квят успешно выступал в гонках «Формулы Renault», выигрывая отдельные этапы, а в 2013 году перешел в GP3 и периодически участвовал в европейской «Формуле 3».

У Даниила было как минимум два серьезных конкурента в борьбе за место в «Формуле 1»: Антонио Феликс Да Кошта и Карлос Сайнс-младший, оба участники программы поддержки молодых пилотов Red Bull. Еще в начале сезона Квят не выглядел фаворитом, однако по ходу выступлений сумел произвести впечатление наиболее стабильного и прогрессирующего пилота. Сейчас сохраняет шансы на титул в серии GP3.

Квят может стать первым российским пилотом «Формулы 1», пробившимся на самый верх без многомиллионной финансовой поддержки благодаря чистому таланту и умению работать.

Как и Сироткин, он будет очень молодым пилотом «Формулы 1» (19 лет в момент дебюта), однако на его стороне — весьма качественная гоночная школа и хорошая техническая подготовка, которой требуют от своих пилотов наставники Red Bull.

Команда Toro Rosso, подписавшая контракт с Квятом, относится к категории перманентных середнячков «Формулы 1», но не это главное. Чемпионская конюшня Red Bull использует свой «итальянский клон» для обучения молодых пилотов. Поэтому Квят получает сильный шанс закрепиться в «Формуле 1» всерьез и надолго — далее все зависит от него, и, как обычно, от толики везения.

Правда, пройти путь от Toro Rosso до вершины «Формулы 1» удалось пока лишь одному человеку, но зато им является трехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня