Под давление Евросоюза Россия вводит утилизационный сбор для автомобилей, производимых на территории страны. Новые правила одобрены всеми инстанциями и вступают в силу с января 2014 года. Не исключено, что базовая Lada Granta после традиционной для АвтоВАЗа апрельской корректировки цены будет стоить свыше 300 тысяч рублей (напомним, в конце 2011 она обходилась в 221 тысячу).
Год назад утилизационный сбор стал маленькой военной хитростью: ощутимо снизив пошлины на ввоз иномарок, правительство ввело утилизационный сбор, который для мощных подержанных автомобилей достигал 700 тысяч рублей и компенсировал недополученные пошлины. Для частных лиц утилизационный сбор был символический, 2000−3000 рублей, но и пошлины не снижались.
Поскольку лейтмотивом было ограничение импорта, от утилизационного сбора освободили российский автопром, по крайней мере, те компании, которые взяли на себя обязательства по последующей утилизации.
Вся затея была шита белыми нитками, ибо очевидно, что расходы на утилизацию подержанного внедорожника с мотором V8 не могут быть в 50 раз выше, чем в случае с малолитражкой. Евросоюз возмутился такой постановкой вопроса и пригрозил судом, на что наши депутаты отреагировали введением утилизационного сбора для российских машин.
Осенью 2012 года обязательство утилизировать свою продукции подписали не только АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ, но также автосборщики: «Фольксваген Груп Рус», «Автофрамос», «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», «Джи Эм Авто» и так далее — в общем, все. Теперь эти заводы вынуждены платить утилизационные сборы, а значит, стоит ожидать роста цен. Насколько именно — смотрите таблицу.
Утилизационные сборы для новых легковых автомобилей
Получается, что большая часть производимых в России машин получит довесок в 26 800 рублей, а если взять в среднем по рынку — выйдет та самая $1000.
Сегодня автомобили местного производства занимают почти 70% рынка. Коль скоро их стоимость вырастет примерно на 27−30 тысяч рублей, можно ожидать такой же «инфляции» на авторынке в целом.
Очевидно, что наиболее болезненны новые правила для недорогих машин, например, топовая Lada Kalina приблизится к ценнику в полумиллиона рублей. Могут просесть продажи «Газели».
Впрочем, есть и другая перспектива. Евросоюз планировал не столько нагрузить нас новым оброком, сколько сделать более честной конкуренцию в пределах всей еврозоны. В частности, эксперты отмечают несправедливость в отношении подержанных машин, для которых ставки утилизационного сбора при ввозе юрлицами почти на порядок выше, чем для новых. Например, для машин с мотором от 1 до 2 литров утилизационный сбор составляет 26 800 и 165 200 для новых и подержанных соответственно (подчеркиваем — только для юрлиц).
Если Евросоюз добьется выравнивания ставок между новыми и б/у, импорт недорогих машин может стать весьма выгодным. Например, за 5000 евро в Германии можно найти дизельный Opel Astra Caravan (110 л.с.) 2009 года выпуска, пошлина на который составляет всего 54 тысячи рублей, а утилизационный сбор — 165 000 рублей. Если мы снижаем последний до уровня новой машины, получается лишь 26 800 рублей, и тот же Opel обойдется импортеру примерно в 250 тысяч рублей без НДС. Впрочем, подобная ситуация может ударить по машина местной сборки, так что «утилизационное потепление» вряд ли будет реализовано.
Стоит заметить, что нововведения реализуются в неудачный для российского авторынка момент, когда он всеми силами (в основном, за счет скидок и кредитных спецпрограмм) борется за стабилизацию продаж: после обнадеживающего первого квартала, в последующие месяцы 2013 года объемы реализации падали. Новое подорожание может еще больше остудить покупательскую активность. Правительство намекнуло, что может компенсировать утилизационную переплату автозаводам, правда, предложение еще не реализовано и, скорее всего, компенсация будет проводиться выборочно (например, только за машины высокого экологического класса).